Тема 4. Социальные институты

1. Понятие социальный институт.

2. Функции и дисфункции социальных институтов.

3. Социальный институт семья.

4. Религия как базовый социальный институт.

5. Экономические социальные институты

6. Политические институты общества

7. Социальный институт образование

Понятие социальный институт

Термин «институт» происходи от латинского institutum – установление, учреждение. Понятие было заимствовано социологами из юриспруденции, где под институтом понимается определенный комплекс норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Каждый из классиков социологии имел собственную точку зрения на социальные институты.

Основоположник социологии О. Конт первым указал, что общество состоит из ряда социальных институтов – семьи, государства, религии. Задача социологии, считал он, – выявлять функции социальных институтов.

Г. Спенсер считал, что всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий. Он различал институты родства (брак, семья); экономические (распределительные) институты; регулирующие институты (религия, политика). Определяющими факторами в развитии социальных институтов английский социолог называл борьбу за существование с соседними обществами и борьбу с окружающей природной средой. Г. Спенсер ввел в социологию понятие «дисфункция социального института» и первым исследовал причины этого явления.

Э. Дюркгейм отстаивал необходимость анализа социологами структурного прошлого социальных институтов при определении области возможных структурных вариантов в будущем. Социальные институты, отмечал он, - это важнейшее средство самореализации человека. Профессиональные корпорации он называл особыми институтами для поддержания органической солидарности в условиях разделения труда.

М. Вебер полагал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой индивиды реально ориентируются на них в своих действиях. Естественной природе человека не свойственна рациональная, сугубо целенаправленная деятельность на увеличение капитала при существенном ограничении собственных потребностей. Но на подобную деятельность возникает запрос в обществе. И чем активнее этот запрос реализуется в деятельности религиозных, этических и политических институтов, тем естественнее человек постигает свое новое предназначение в служении делу процветания капиталистического общества. М.Вебер проанализировал институты экономики, политики (бюрократии), религии.

Т. Парсонс отстаивал понимание социальных институтов особым образом организованных «узлов» социальных отношений. Социальные институты – особые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов и образующие статусно-ролевую структуру. Они призваны обеспечивать социальный порядок в обществе, стабильность и интеграцию общества.

С. Липсет указывал, что социальные институты предполагают сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение. Каждый социальный институт выполняет ряд общественно значимых функций.

Т. Веблен понимал социальные институты как различные обычаи, преобладающие стереотипы мышления, способы и методы деятельности, укоренившиеся в сознании людей. Эволюция социальных институтов и природы человека, утверждал он, происходит как естественный отбор наиболее приспособленного образа мыслей и типа поведения.

По мнению У. Гамильтона, социальные институты – словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев, постоянный способ мышления или действия, который стал обычаем для народа. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем свою жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань социальных институтов.

Дж. Хоманс отстаивал бихевиористский подход: социальные институты – это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей.

Если обобщить все эти точки зрения, то можно предложить такое определение. Социальный институт – целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, устойчивое социальное образование, обеспечивающее гарантированную реализацию данных потребностей.

Социальный институт имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Внешняя сторона социального института – социальные группы, социальные организации. Внутренняя сторона социального института – ценности, нормы, стандарты поведения.

Социальные институты выполняют роль инстинктов в человеческом обществе. Они помогают бороться за существование и успешно выживать не только отдельному человеку, но и всему обществу.

Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института проходит несколько последовательных этапов: 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.

Социологи по-разному понимают внутреннюю структуру социальных институтов. Одни считают, что главными в социальном институте выступают «статусы» и «роли». Другие уверены, что в первую очередь речь идет о системе норм и предписаний. Третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля и т.д. Все эти точки зрения по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же.

Можно выделить следующие элементы социального института: цели и задачи, которые относятся к явным функциям института, образцы или правила поведения, символические черты, утилитарные черты, устные и письменные традиции.

Все социальные институты подразделяются на главные (базовые, основные) и неглавные (неосновные). Они различаются также по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты). Социальные институты различаются также по жесткости санкций за нарушение правил, по наличию или отсутствию бюрократической системы управления и др.

Большинство социологов полагают, что базовых (фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять, они призваны удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Базовыми социальными институтами считаются семья, религия, экономика, политика, образование. Все чаще в социологической литературе появляются предложения считать новым базовым социальным институтом науку.

В главные (основные) институты входят неглавные (неосновные) институты, которые называют также «социальными практиками» или обычаями. Например, базовый институт семьи включает такие неосновные институты как знакомство, ухаживание, помолвка, свадьба и пр.

Наши рекомендации