Эволюция взаимосвязи в 90-е годы
Центральной задачей внешней политики России было и остается создание оптимальных внешних условий для продолжения внутренних преобразований в интересах укрепления государства, обеспечения подъема экономики страны и повышения благосостояния ее граждан.
В российской внешней политике неуклонно возрастает роль «экономической дипломатии». В этом находит отражение общемировая тенденция: экономический фактор оказывает все более существенное воздействие на внешнюю политику государств и развитие международных отношений на глобальном и региональном уровнях.
В конкретном плане речь идет о все более широком и активном использовании внешнеполитического и дипломатического инструментария для содействия решению таких задач, как стабилизация и обеспечение устойчивого роста экономики, полномасштабная интеграция страны в систему мирохозяйственных связей, включая ее участие в международных экономических организациях, помощь российскому предпринимательству в выходе на зарубежные рынки, обеспечение условий для равноправного и недискриминационного торгового обмена с иностранными партнерами, создание благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций и урегулирования проблем внешней задолженности.
Успешная реализация этих целей требует все более тесной координации внешнеполитической деятельности государства с многообразными направлениями его внутри- и внешнеэкономической политики. Здесь очевидна двойная взаимосвязь: внешняя политика может быть эффективной только в том случае, если она опирается на совокупный потенциал государства и общества. С другой стороны, в условиях глобального мира внешняя политика может и должна играть роль мощного средства укрепления этого потенциала через умело организованное в соответствии с национальными интересами международное сотрудничество. Иными словами, в современных условиях, как никогда прежде, внешняя политика должна рассматриваться как составная часть общегосударственной стратегии развития страны.
В этой связи большие возможности для использования внешнеполитического потенциала в интересах экономического роста открывает выдвинутая Президентом Российской Федерации В.В.Путиным программа мероприятий, направленных на всестороннее укрепление и совершенствование демократической государственности в России, и, прежде всего, роли государства в дальнейшем становлении социально ориентированной рыночной экономики. Одним из главных элементов этой программы является дополнение макроэкономической стабилизации реальными шагами по укреплению материальной базы экономики. В частности, ставится задача обеспечения по-настоящему конкурентной среды в экономике, применения единых стабильных и транспарентных «правил игры» для всех участников рынка, укрепления рыночных институтов, жесткой борьбы с коррупцией. Во всех этих вопросах важная роль принадлежит внешнему фактору: усилия по дальнейшей интеграции России в систему мирохозяйственных связей и международных экономических организаций влекут за собой соответствующие меры по адаптации экономики страны к нормам и стандартам, обязательным для всех участников глобальной экономической системы.
В практической деятельности российской дипломатии во внешнеэкономической сфере можно выделить следующие основные направления.
России далеко не безразлично, каков будет действительный характер мировой экономической системы, в которую она намерена интегрироваться. Поэтому она заинтересована в коллективных поисках путей управления процессами глобализации и не может оставаться в стороне от решений, которые будут определять долгосрочные тенденции развития экономических процессов в мире.
В последние годы основным каналом участия страны в обсуждении и выработке такого рода решений стала ее деятельность в рамках «большой восьмерки». Если на начальном этапе Россия принимала участие во встречах высших руководителей семи ведущих промышленно развитых государств лишь в качестве партнера по политическому диалогу, то в настоящее время она участвует в совещаниях представителей этих государств на всех уровнях и практически по всему кругу обсуждаемых вопросов: от мировой экономической проблематики до различных аспектов сотрудничества в решении глобальных проблем социального, экологического, правового и иного характера.
Другим направлением обеспечения интересов России в мировой экономике является курс на усиление взаимодействия с международными экономическими организациями.
Крупной внешнеэкономической задачей России на ближайшую перспективу является ее присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО), функционирующей с 1 января 1995 года. Ее основная цель заключается в содействии постепенной либерализации мировой торговли путем устранения различных нетарифных барьеров и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
Российская дипломатия оказывает поддержку переговорному процессу по вступлению России в ВТО. Тематика ВТО включается в повестку дня встреч высшего российского руководства с лидерами стран, являющихся нашими основными торговыми партнерами, в частности США, Германии, Франции, Канады, Японии и др. На саммите «восьмерки» в Кельне в июне 1999 года ведущие индустриальные страны выразили поддержку России по этому вопросу. Общеполитические аспекты вступления России в ВТО обсуждаются руководством и представителями МИД России в региональных организациях Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона. На двустороннем уровне этот вопрос ставится нашими представителями в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, в ходе визитов различного уровня, межмидовских консультаций с зарубежными партнерами.
В ходе переговоров о присоединении к ВТО Россия добивается содействия улучшению экономической ситуации в стране, устранению ее дискриминации в торговле, созданию более благоприятных условий для российского экспорта. Речь идет о вступлении в ВТО на стандартных условиях, без каких-либо ограничений прав России по сравнению с другими членами этой организации. Вместе с тем для российской стороны важно признание всеми партнерами по ВТО особой ситуации в экономике России, связанной с крупномасштабными реформами, предоставление, в случае необходимости, определенного времени для полной адаптации к некоторым требованиям ВТО.
Третьим важнейшим направлением внешнеэкономических усилий российской дипломатии является содействие развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России с зарубежными партнерами по линии крупнейших интеграционных объединений, а также на двусторонней основе.
В этом плане приоритетное значение для России имеет развитие разноскоростного и многоуровневого сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. В последние годы, после обвального спада в первой половине 90-х годов, наметился некоторый рост экономических связей России с партнерами по СНГ. Однако достигнутый уровень этих связей пока не является удовлетворительным. Углубление экономического сотрудничества и развитие интеграционных процессов в рамках СНГ возможны только на основе рыночных отношений, со все более широким вовлечением в эти процессы финансово-промышленного и банковского капитала. Не менее очевидно, что на нынешнем этапе стабильный подъем торгово-экономического сотрудничества возможен только при условии целенаправленной государственной поддержки и регулирования. Подобное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования дает возможность оптимального синтеза решения текущих задач с видением средне- и долгосрочной перспективы, органичной взаимоувязки финансово-экономического, социального и политического аспектов сотрудничества.
Весьма перспективным явлением стал поворот к развитию масштабного сотрудничества между Россией и Европейским союзом. Это крупнейшее в мире интеграционное объединение является ведущим торговым партнером нашей страны (34% оборота российской внешней торговли по сравнению с 22% со странами СНГ и 3-6% с Китаем, США и Японией[68]). В свою очередь, Россия занимает пятое место по импорту и шестое – по экспорту во внешней торговле ЕС. Здесь же сосредоточена основная часть российских зарубежных активов. Россия имеет традиционно положительное сальдо во взаимной торговле с ЕС.
Развитию торгово-экономического сотрудничества России и ЕС способствуют географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктур, наличие правовой базы взаимодействия, давние деловые традиции. Располагая мощным промышленным, финансовым, торговым, инвестиционным и научным потенциалом, Евросоюз в стратегическом плане и в перспективе будет играть возрастающую роль во внешних сношениях России. Именно в ЕС в основном возможен массовый сбыт традиционных российских экспортных товаров (газ, нефть и нефтепродукты, уголь, лес, металлы, удобрения, химикаты, товары ядерного цикла, алмазы и др.).
Структура экспорта России не совпадает со структурой общего импорта ЕС, в то время как импорт России из ЕС в целом отвечает сложившейся структуре экспорта Евросоюза. Промышленные товары преобладают не только в экспорте, но и в импорте ЕС. А это значит, что есть возможности для увеличения российского промышленного экспорта в Евросоюз по мере роста конкурентоспособности продукции отечественного производства. Кроме того, низкий уровень импортных пошлин ЕС является также важным фактором улучшения структуры российского экспорта.
Другое важное обстоятельство состоит в том, что Евросоюз является ярко выраженным импортером энергетических и сырьевых товаров. В свою очередь, российская внешняя торговля преимущественно ориентирована на экспорт этих товаров, и такое положение вряд ли изменится в ближайшие годы. А, следовательно, сохраняется высокий потенциал рынка ЕС для России, равно как и возможность поддерживать положительное сальдо в торговле с Евросоюзом.
Важнейшая сфера партнерства с Евросоюзом – инвестиционное сотрудничество. ЕС является ведущим инвестором в российскую экономику. Несмотря на трудности и потери, вызванные событиями последних лет, европейские инвесторы не намерены уходить с российского рынка.
По данным Госкомстата России, по состоянию на 1 июля 1998 года общий объем накопленных инвестиций европейских стран в экономику России составил около 21,3 млрд.долларов, или более 79% от всего объема накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций. Прямые инвестиции, поступившие из европейских стран, составляют
5,34 млрд.долларов или 62% от общего объема прямых инвестиций, накопленных в российской экономике. Сотрудничество с европейскими компаниями и фирмами по эффективным инвестиционным проектам на территории Российской Федерации осуществляется в автомобильной, авиакосмической и пищевой промышленности, а также в металлургии, в области разработки электронных средств связи и др. Наибольшую активность европейские инвесторы проявляют в сфере добычи нефти и газа.
В то же время в торгово-экономическом сотрудничестве Россия – ЕС существуют и накапливаются проблемы, осложняющие его дальнейшее углубление и развитие. В торговой политике ЕС сохраняются дискриминационные ограничения на импорт российских товаров.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС привело к либерализации доступа российских товаров и услуг на рынок ЕС. Снижена тарифная защита рынка ЕС для российского экспорта. Евросоюз принял обязательство не применять количественных ограничений в отношении российских товаров, за исключением общепринятых в мировой практике защитных мер (текстиль, а также изделия из стали и номенклатуры Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)). Однако на деле рынок ЕС широко открыт для российского экспорта лишь при его современной сырьевой структуре.
Российская сторона предпринимает необходимые шаги для устранения препятствий в развитии наших экономических связей с Европейским союзом. Это касается, в частности, мер по противодействию антидемпинговым процедурам ЕС. Считая Россию, вопреки реальности, страной с «нерыночной» экономикой, Комиссия ЕС применяет к российскому экспорту эти процедуры на дискриминационной основе. В итоге вводимые антидемпинговые пошлины поднимают уровень цен на российские товары для потребителей ЕС за пределы конкурентоспособности (например, на бесшовные трубы, хлоркалий, ферросплавы и т.д.). При этом санкции, введенные в отношении отдельных предприятий, в ряде случаев распространяются на всю отрасль национальной экономики, что наносит суммарный ущерб, оцениваемый в 300 млн. долларов в год[69].
27 апреля 1998 года Совет ЕС принял решение исключить Россию и Китай из списка стран с нерыночной экономикой и, соответственно, пересмотреть антидемпинговые регламенты Европейского союза. Хотя данное решение носило ограниченный характер и было обставлено рядом условий, оно стало первым шагом в позитивном направлении. Новый антидемпинговый регламент вступил в силу 1 июля 1998 года. Однако, как показали последующие действия КЕС[70], необходимо продолжать усилия по достижению признания «рыночности» российской экономики в полном объеме. Инструментом ограничения российского промышленного экспорта являются технические барьеры в торговле, прежде всего сертификация (авиатехника, автомобили, станки, химикаты). Ужесточаются экологические требования.
Отмеченные негативные тенденции могут усиливаться по мере расширения ЕС.
В сложившихся условиях возрастает значение реализации Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы), утвержденной Президентом России в июне 2000 г.
В числе приоритетных направлений развития отношений между Россией и ЕС – наращивание взаимной торговли и инвестиций. При этом в документе четко обозначены национальные интересы России с позиций рыночной экономики, а также сделана заявка на расширение сотрудничества с ЕС. Перед российской дипломатией ставятся серьезные задачи: достижение признания в полном объеме рыночного статуса российской экономики, обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на рынки ЕС, устранение элементов их дискриминации, формирование позитивного подхода Евросоюза к условиям присоединения России к Всемирной торговой организации и другие. Для достижения поставленных целей предполагается использование не только внутренних, но и международных механизмов.
Следует отметить вступление России в такое крупнейшее межправительственное объединение Азиатско-Тихоокеанского региона, как АТЭС. С экономической точки зрения использование потенциала АТЭС будет способствовать решению задач хозяйственного развития России за счет более активного вовлечения в интеграционные процессы, диверсификации экономических связей, наращивания экспорта в страны региона и «облагораживания» его структуры, подключения к инвестиционным потокам, обеспечения учета наших интересов при выработке правил международной торговли.
Став членом АТЭС, Россия подала международному сообществу однозначный сигнал относительно своей ориентации на создание открытой экономики. Как показывает мировая практика, либерализация торговли и инвестиций способствует росту экспортного сектора, подъему экономики. Для России выгоды от либерализации могут быть особо ощутимы в тех секторах экономики, где мы являемся крупными экспортерами. Это энергоносители, лесопродукты, рыба и морепродукты, товары химической промышленности. Либерализация инвестиций в рамках АТЭС будет способствовать привлечению иностранных капиталов, столь необходимых для развития нашей экономики. Сокращение расходов, связанных с либерализацией, упрощением и универсализацией экспортно-импортных процедур, повышением их транспарентности, будет означать прямую выгоду и для рядовых покупателей, и для отечественных производителей, создаст дополнительные стимулы для развития конкурентоспособного национального производства.
Возможно, размышления о преимуществах либерализации на нынешнем трудном этапе развития российской экономики звучат больше как благие пожелания, чем как конкретная программы действий. Очевидно, что сегодня для многих отраслей и сфер экономики России более актуальным является вопрос о мерах по защите национальных производителей, то есть, о шагах протекционистского характера, нежели о либерализации. Однако не вызывает сомнения и то, что либерализация останется определяющей тенденцией развития международных экономических отношений. Отвергать идею постепенной, поэтапной взвешенной либерализации было бы такой же ошибкой, как и с разбега бросаться в ее быстрое течение. Атэсовские процессы для России – это своего рода «костюм на вырост». И если сегодня в условиях трудностей российской экономики он ей еще немного великоват, то завтра, когда наши экономические дела поправятся, этот «костюм» станет точно впору.
Исходные позиции России при вступлении в АТЭС были изложены в представленном накануне саммита в Куала-Лумпуре индивидуальном плане действий по либерализации торговли и инвестиций. Документ, подготовленный объединенными усилиями почти сорока федеральных министерств и ведомств и утвержденный правительством Российской Федерации, определил основные ориентиры для совершенствования национального режима регулирования внешнеэкономической деятельности, его приближения к мировой практике с учетом реальных возможностей нашей экономики и в увязке с процессом присоединения России к ВТО.
Еще одно важное направление внешнеэкономической деятельности российской дипломатии – активная поддержка наших предпринимателей за рубежом, а также содействие в формировании благоприятного внешнеполитического климата для увеличения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Разумеется, главная предпосылка для улучшения инвестиционного климата в стране — это, прежде всего, реализация комплекса мер внутриэкономического характера, направленных на обеспечение прозрачности и предсказуемости экономической политики, укрепление верховенства закона, дальнейшую консолидацию законодательной базы в области иностранных инвестиций. К их числу следует отнести, в частности, принятие нового Налогового кодекса, нацеленного на достижение не только бюджетного, но и инвестиционного эффекта. Следует упомянуть и о задействовании таких важных механизмов, как законодательство по соглашениям о разделе продукции, а также о защите прав иностранных инвесторов. Предстоят серьезные меры по борьбе с коррупцией и преступностью.
Реализация всех этих мероприятий должна сопровождаться активными внешнеполитическими усилиями по укреплению стабильности в отношениях с ведущими экономическими партнерами России, созданию в них атмосферы доверия и предсказуемости, улучшению образа российского государства в глазах зарубежной общественности.
Следует отметить, что с учетом весьма сложных и быстро развивающихся процессов в мировой экономике многие аспекты внешнеэкономической стратегии России подлежат дальнейшему анализу и уточнению. При этом нужно исходить из реалистической оценки возможностей российской экономики и перспектив ее развития на ближайшие годы. В частности, необходима разработка долгосрочных мер с целью предотвратить вытеснение России на периферию мировой экономической системы и превращение ее в сырьевой придаток развитых стран.
Эффективность внешнеполитической стратегии зависит от перестройки социальной структуры России в соответствии с новой глобальной ситуацией. Речь может идти, в частности, о формировании высоко конкурентоспособных сегментов экономики, эффективно действующих на мировом рынке и имеющих защищенные источники сырья. Как показывает опыт стран Тихоокеанского региона, излишняя зависимость от глобального рынка в период кризисов оказывается не менее опасной, чем автаркическая замкнутость. Формируя механизмы активной защиты от колебаний мирового финансового рынка, Россия может усилить внутриэкономическую стабильность также путем наращивания экономического присутствия в странах и регионах, где у нее имеются исторически сложившиеся связи.
С учетом исключительно серьезных проблем и вызовов, перед которыми оказалась экономика России на рубеже XXI века, можно предположить, что развитие и совершенствование механизмов внешнеполитического обеспечения экономического развития будет на ближайшую перспективу наиболее острой и насущной проблемой внешней политики и дипломатии Российского государства.