Вопрос 31. Эволюция политической системы Польши в 90е годы ХХ в. €

· традиции парламентаризма формировались еще в Средневековье, созывались сеймы (ведали зак. властью + внеш. и внутр. политикой), с конца 14 века – сеймики (нет, это не маленькие сеймы, а воеводские съезды, занимающиеся местным самоуправлением)

· процесс становления сейма завершился в начале 16в, но с 17 века начался кризис парламентаризма, осложненный разделами Польши.

· 1918г – восстановление независимости + новая конституция (17 мая 1921г) – учрежден сейм и сенат (они выбирали президента на совместном заседании) ; + все стандартные законы конституции типа равенства всех, охрана труда и т.д. Первый президент – Г. Нарутович

· 1926г– переворот, установл. режима санации (изменение полномочий ветвей власти) + диктатура Пилсудского ; затем 2МВ -> пауза в развитии парламентаризма

· с 1947г – новый этап развития в условиях социалистических общественных отношений ; принята Малая конституция (там оговаривались полномочия органов власти)

· до 1948г можно говорить о «польском пути к социализму» (заключался в отстаивании демократических принципов и отказе от диктатуры пролетариата), но в итоге полякам пришлось от него отказаться (СССР короче им палец показал средний)

· 1952г– новая конституция – политическая основа страны – местные сейм и сейм как высший орган власти, институт президентства ликвидирован, вместо него – гос. совет, подотчетный сейму. В итоге Польша – социалистическое гос-во и оплот политического влияния СССР в Европе (гуд бай польский путь к социализму)

· 1989г – ура! начало возрождения истинного парламентаризма; тут поляки долго тупили и мудрили, а заключалось это вот в чем: в 1989г выборы были по маж. системе абсол. большинства и еще и по одноманд округам, в итоге в парламенте – двухполюсная борьба коммунистов и их союзников VS антикоммунистов. Это не устроило поляков, они пыхтели-пыхтели и решили в 1991гсделать пропорц. систему. В итоге выборы были очень мягкими и в парламент попало дохрена мелких партий. Полный хаос и неразбериха. Опять полякам не понравилось. В итоге в 1993гна выборах они уменьшили размеры избир. округов и ввели проходной минимум (5% для партий, 8% для коалиций). В итоге в парламенте фаворитами стали Союз демократических левых сил и Польская крестьянская партия (36% голосов и 65% мандатов). Эти гаврики объединились и спокойно творили что хотели, преодолевая вето и т.д. После этого в 1997г поляки приняли очередную конституцию и отказались от крайних вариантов классического парламентаризма и от сильной президентской власти. На смену пришел рациональный парламентаризм (усиление полномочий парламента, ослабление власти президента). Таким образом с 1997г президент больше по сути не может влиять на состав правительства, сейм – единственный орган власти, который может призвать правительство к политической ответственности. Следует отметить также то, что сейм больше не может игнорировать решения конституционного суда (надо же, ограничили в чем то).

· пара слов о сенате. Сенат – верхняя палата, состоит из 100 чел (111 чел было в межвоенные периоды) ; главная функция – обсуждение законопроектов сейма, процедура такова: сейм отправляет законопроект в сенат, тот либо игнорит его и он вступает в силу, либо принимает поправки, либо отклоняет и снова отправляет в сейм (не может быть полностью отклонен только проект бюджета). Короче говоря, особо важной роли в законодательстве не играет. Примечательно то, что после выборов в 1993г, когда ужесточили систему и многие партии не попали в сейм, они тем не менее смогли пробиться в сенат и он стал своего рода оппозицией парламентскому большинству (цирк короче полный)

Подведем итоги:

Специфика польского парламентского опыта заключается в следующем:

1. первые выборы в парламент Польши не были вполне свободными и демократическими (настоящие свободные выборы только с 1991г)

2. президентские выборы 1990г предшествовали парламентским (тогда как в большинстве стран они либо проходят после либо одновременно с парламентскими)

3. нестабильность избирательной системы (то о чем я упоминал выше) – каждые выборы – новый избирательный закон

5 фаз трансформации политической практики Польши:

1. нормативный но не фактический режим правления Ярузельского

2. нормативный и фактический режим Леха Валенсы до принятия малой конституции

3. ограниченный президентский режим после Малой конституции

4. фактический но ненормативный парламентский режим с элементами президентства после 1995г

5. парламентский режим с опорой на сильное правительство

становление польского парламентаризма – важный компонент процесса демократизации страны (процесс этот еще не завершен)

32. Общая характеристика ситуации «сосуществования» во Франции.

Ситуация, когда президент республики принадлежит к другой политической партии нежели парламентское большинство. Возникает из-за того, что президент вынужден назначать премьер-министра, который будет приемлем и принят парламентом, что зависит, в свою очередь, от партии парламентского большинства. Т.к. во Франции полупрез. режим – т.е. 1)президент республики, избранный всеобщим голосованием и получивший соответствующую власть; 2)премьер-министр и правительство, ответственное перед депутатами. (по определ. М.Дюверже).

Всего была 3 раза.

1. 1986—1988 самая жесткая. Миттеран vs Ширак. Неудачи преобразований левых разочаровали народ, который сдвинулся вправо. Правые партии собрали 56% голосов, за крайне правую расистскую группировку Национ. фронта голосовало >9% избирателей, почти столько же, сколько за Коммунистическую партию. Президент Миттеран-социалист был вынужден назначить п.м. голлиста Жака Ширака. => левый президент “сосуществовал” с правым правительством и правым большинством в парламенте. В течение 2 лет Ширак и Миттеран разработали “кодекс сосуществования”, в соответствии с которым осущ-е соц.-эк. курса, внутренних реформ входило в компетенцию прав-ва, Миттеран сосредоточил свои усилия на деятельности во внешней и военной политике. 1988г –Миттеран распустил парл-т. Новый премьер Мишель Рокар (социалист).

2. 1993—1995 «уважительное». През. Миттеран (социалист) vs п.м. Эдуар Балладюр. Пришлось его назначить, т.к. на парламентских выборах большинство получили правые Объединение в поддержку Республики и Союз за французскую демократию.

Эта ситуация закончилась в 1995 г. с избранием президентом Республики Жака Ширака. Исполнительная и законодательная власть вновь были в руках одного и того же правого большинства, а премьер-министром становится Ален Жюппе.

3. 1997—2002 Ширак(президент голлист) vs Лионель Жоспен(п.м. социалист). Июнь 1997г - парламентские выборы, последовавшие за роспуском Национального собрания Жаком Шираком в апреле 1997 г., обеспечили большинство представителям левых сил. П.м. пришлось назначить социалиста – Жоспена. В 2002г. Ширака переизбрали (т.к. вторым кандидатом был лидер нац-тов Жан-Мари Ле Пен – французы испугались нафиг, и проголосовали п/в нац-тов => получилось,что за Ширака).

В целом три периода сосуществования свидетельствуют о том, что институты Пятой республики вполне работоспособны и обеспечивают Франции определенную политическую стабильность.

Наши рекомендации