Тема 11. Эволюция командно-административной системы государственного управления в СССР в 30-80-е годы

Командно-административная система управления советским обществом: исторические корни, структура и проблема эффективности.

Политический переворот 1929 г. и переход от НЭПовской (авторитарной) к тоталитарной модели управления обществом. Ликвидация независимой судебной системы и укрепление системы политического контроля и надзора за обществом. Завершение модернизации мобилизационного типа (1927-1939 гг.). Реорганизация системы управления на принципах командно-бюрократического централизма.

Характер власти и управленческих структур в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, персонификация центра политических решений в лице Сталина. Кризис политического режима и реорганизация властных структур в 1953-1957 гг. Начало либерализации в обществе.

Реформы Н.С.Хрущева и их идеологическое обоснование. Попытка демонтажа сверхмонопольных структур в административно-политическом управлении. Трансформация управления в рамках командно-административной системы. Переход к авторитарно-бюрократической модели управления.

Октябрь 1964г. и его последствия. Начало «эпохи Л.И.Брежнева». Политический консерватизм и экономическая реформа. Доктрина «развитого социализма». От стагнации общества к системному кризису. Попытка модернизации Б.В.Андропова. Роль ВПК.

Перестройка М.С.Горбачева как вторая попытка модернизации советской системы. Начало демонтажа командно-административной системы. Начало процесса формирования многопартийной системы и независимой системы политических коммуникаций. Попытки проведения политической реформы. Распад СССР и новая геополитическая ситуация. Кризис управляемости на фоне углубления системного экономического кризиса.

Тема 12. Российская Федерация на пути к демократическому государству. Система законодательных и исполнительных органов власти в контексте новой российской государственности.

Россия после событий августа 1991 г. Проблемы становления российской государственности. Правовая основа российской государственности в 1991 - 1992 гг., ее противоречивый характер. Политический кризис осени 1993 г., его современные оценки. Упразднение системы Советов и формирование новой системы власти. Выборы в Федеральное Собрание: возрождение российского парламентаризма. Конституция РФ 1993 г. и ее значение в формировании правовых основ новой российской государственности. Формирование современного российского федерализма. Проблемы федерального строительства и пути их решения. Становление новой системы органов государственного управления.

Этапы и основное содержание модернизации российской государственности в новом тысячелетии. Проблемы институционализации государственной власти в новой России. Институт Президента Российской Федерации в системе государственной власти. Федеральное Собрание РФ – парламент России в системе государственной власти. Формирование системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации. Особенности институционализация государственной власти в субъектах Российской Федерации. Проблемы развития федеративных отношений. Особенности взаимодействия государственной власти и муниципального управления в современной России.

Образовательные технологии

Для освоения учебного курса используются следующие формы проведения учебных занятий и заданий для самостоятельной работы:

- контрольная работа

- творческая работа (эссе)

- тестирование

- ролевая игра

- аннотирование учебного материала

- тематические дискуссии.

К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Студенты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.

Важным видом самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 5 страниц текста (до 10000 знаков с пробелами), посвященное какой-либо изучаемой проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики. Это должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей, привитию интереса к исследовательской деятельности.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Примерный перечень вопросов к семинарским занятиям

1. Особенности разделения русских земель в IX.

2.Образовавшиеся княжества.

3.Высшие органы управления в княжествах. Общее и особенное в организации управления Владимира – Суздальским и Новгородским княжествами.

4. Особенности управления в Золотой орде.

5.Рассказать об изменения, произошедшие в управлении русскими княжествами после установления власти Золотой Орды.

6.В чем проявилось влияние ордынского ига на развитие российского государства.

7.Назовите этапы объединения русских земель вокруг Москвы. 8.Государственные реформы в середине XVI в. К каким изменениям в политическом строе они привели.

9.Рассказать о местничестве. Как повлияла опричнина на политический строй Российского государства.

10. Раскрыть сущность кризиса российской государственности в период Смутного времени.

11.Каковы различия в развитии российской государственности в первой половине XVIIв.

12. Рассказать о круге полномочий Сената.

13.Какое значение имел табель о рангах для государственной службы в России.

14.Какие коллегии были образованы во времена Петра I. Как повлияло появление коллегий на государственное управление петровской эпохи. 15.Охарактеризуйте реформы Петра I в области государственного аппарата.

16. Объясните воздействие дворцовых переворотов на систему государственного управления в России.

17. Дайте краткую характеристику высшим государственным органам Российской империи в 18 веке.

18.Рассказать какие изменения произошли в системе коллегий. Рассказать о реформах органов политического сыска.

19. Какова была структура министерств. Дать классификацию высшим комитетам.

20. Роль и значение органов местного самоуправления в государственной системе самодержавия.

21. Системе управления национальными окраинами.

22. Изменения, произошедшие в системе министерств и ведомств в начале 20 века.

23.Перечислить и рассказать о важнейших государственных учреждениях Временного правительства. Роль Советов в период буржуазно-демократической республики.

24. Основные положения Конституции РСФСР 1918 г.

25. Высшие государственные органы РСФСР и их полномочия.

26.Опишите органы советской власти на местах. Рассказать какие федеральные наркоматы были образованы в СССР.

27. Основных этапах создания системы отраслевых промышленных наркоматов 1930-х гг.

28.Какие изменения произошли в государственном аппарате в связи с началом Великой Отечественной войны. Рассказать в чём заключалась перестройка системы военного управления. 1930-1940 –х. гг.

29. Кризис советской системы управления.

30.Сформулируйте основные направления радикальных экономических реформ в стране 1991-1992 гг.

31. Причины конституционного кризиса в России в 1992-1993 гг.

32.Какие последствия для России имело принятие Конституции 1993 года.

Примерный список тем для написания рефератов

1.Особенности формирования российской государственности.

2. Факторы, обусловившие особенности российской политической культуры и национальной модели государственности.

3.Особенности политических и административных реформ в России.

4.Власть и общество в древнерусском государстве: особенности государственного управления в Киевской Руси.

5.Древняя Русь, как традиционное общество: исходные положения.

6.Особенности начального этапа становления государственности в языческой Руси.

7.Принятие христианства и его значение для становления и развития древнерусской государственности.

8.Общее и особенное в формировании феодальных отношений в Древнерусском государстве.

9.особенности государственного управления в русских землях в условиях удельной раздробленности (XII-XIII) вв.

10.Формирование системы государственного управления в Московской Руси.

11.Особенности организации высших органов политической власти сословно-представительной монархии в XVI в.

12.Перестройка центральных и местных органов власти и управления в середине XVI в. Опричнина и её влияние на управление в государстве.

13.Смутное время как кризис российской государственности.

14.Эволюция приказной системы центрального управления во второй половине XVIIв.

15.Начало формирования государственной службы в России и новые явления в системе государственного управления.

16.Кризис сословной модели государственного управления в конце XVIIв.

17. Начало становления абсолютной монархии. Россия накануне петровских реформ.

18.Петровская рационализация государственного управления.

19.Перестройка системы высших и центральных органов государственного управления в начале XVIII в.

20.Эпоха «дворцовых переворотов»: падение государственного начала и особенности политических процессов во второй четверти XVIII в.

21.Политика «просвещённого абсолютизма» в государственной деятельности Екатерины II.

22.Национальный тип дворянской империи и особенности сословной политики Екатерины II.

23. Реорганизация высшего и центрального управления во время правления Екатерины II.

24.Преобразование высших и центральных органов государственного управления в годы правления Александра I.

25. План государственных преобразований М.М. Сперанского, как попытка модернизации российской администрации.

26. Правление Николая I. Новая модификация патерналистских отношений и дальнейшая бюрократизация государственного управления.

27.Попытка реформ административной системы при Николае I.

28.Сущность и значение «великих реформ» второй половины XIX в.

29.Земская реформа 1864 г.: достижения и противоречия земского самоуправления.

30.Власть и управление в эпоху контрреформ. Неоабсолютизм и автократическая модель власти Александра III.

31. Модели капиталистической модернизации России в конце XIX в. Реформы С.Ю. Витте.

32. Россия в начале XX в.: утрата самодержавием инициативы преобразования общества.

33.Место и практика Государственной думы в политической системе российского общества.

34.Февральская демократическая революция 1917 г. и проблема альтернатив развития России в новых условиях. Сущность двоевластия.

35.Рефомы временного правительства как попытка, как попытка структурирования вертикали государственной власти.

36.Большевистская революция и особенности становления. Советского государства. Отношение большевиков к советской демократии.

37.Первая советская конституция и формирование новой системы государственного управления.

38.Сущность политики «военного коммунизма»

39.перестройка системы центрального управления и местного управления в годы Гражданской войны и в условиях НЭПа.

40.Образование СССР и особенности «советского федерализма».

41.Политический переворот 1929 г. переход от авторитарной (нэповской) к тоталитарной модели управления обществом.

42.Характер власти и управленческих структур в годы Великой Отечественной войны.

43. Особенности государственного управления в послевоенные период.

44.Кризис политической системы сталинизма и реорганизация властных структур в 1953-1957 гг. реформы Н.С.Хрущёва.

45.Власть и управление в «эпоху Брежнева Л.И.»: от стагнации общества к системному кризису.

46.Режим «перестройки» второй половины 80-х гг.: причины неудачи модернизации советской системы управления.

47. Россия после августа 1991 г. Модернизация российской государственности.

48. Экономический курс новой власти: проблемы и противоречия перехода к рыночной экономике.

49.Развитие политической системы в пост перестроечные годы.

50. Государственное управление РФ в современный период 2000-2009 г.г. Дать краткую оценку.

Контрольные вопросы для проведения итоговой аттестации по итогам освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Предмет и задачи курса «История государственного управления в России»
  2. Источники и историография курса «История государственного управления в России»
  3. Политический строй Древнерусского государства.
  4. Государственная деятельность Ярослава Мудрого.
  5. Государственный строй Новгородской республики.
  6. Государственный аппарат России в середине XVI в
  7. Сословно-представительная монархия в России.
  8. Боярская дума в системе управления Русским государством.
  9. Земские соборы в Русском государстве.
  10. Государственный строй России при первых Романовых.
  11. Приказная система управления.
  12. Установление абсолютизма в России. Особенности российского абсолютизма.
  13. Сенат и Синод в XVIII в.
  14. Коллежская система управления.
  15. Императорские советы XVIII в.
  16. Губернская реформа Екатерины II. Органы сословного самоуправления.
  17. Судебные учреждения по реформе 1775 г.
  18. Сравнительная характеристика государственных преобразований Петра I и Екатерины II.
  19. Государственный совет Российской империи.
  20. Административная деятельность Сперанского.
  21. Собственная Е.И.В. Канцелярия и ее отделения.
  22. Образование министерств. Министерская система управления.
  23. Высшие комитеты второй четверти XIX в. и их место в системе управления государством.
  24. Крестьянское общинное самоуправление по реформе 1861 г. Институт земских начальников.
  25. Земское и городское самоуправление во второй половине XIX в.
  26. Управление национальными окраинами России в XIX в.
  27. Чиновничество в дореволюционной России.
  28. Государственный аппарат Думской монархии.
  29. Государственная дума Российской империи.
  30. Российская государственность в годы Первой мировой войны.
  31. Государственные учреждения Временного правительства.
  32. Формирование советского государственного аппарата.
  33. Советская федерации и ее исторические формы.
  34. Установление однопартийной системы.
  35. Чрезвычайные органы управления в годы Гражданской войны.
  36. Государственное управление на территориях, контролируемых Белым движением.
  37. Образование СССР. Национально-государственное развитие СССР в 20 – 30-е гг.
  38. Политическая система СССР в 30-е годы. Государственный аппарат СССР по Конституции СССР 1936 г.
  39. Особенности государственного управления в период Великой Отечественной войны.
  40. Основные этапы в развитии советской государственности послевоенного периода.
  41. КПСС в системе управления советским обществом в послевоенное время.
  42. Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции СССР 1977 г.
  43. Государственный аппарат союзных и автономных республик.
  44. Местные советы и их исполкомы.
  45. Создание отраслевой системы управления промышленностью.
  46. Территориальная система управления промышленностью (1957 – 1965).
  47. Органы управления в области охраны общественного порядка и государственной безопасности в 1930 – 1980-е гг.
  48. Изменения в системе государственного управления в годы перестройки.
  49. Кризис и крах советской государственности. Распад СССР.
  50. Становление новой российской государственности (1990 – 1993 гг.).
  51. Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.
  52. Реформа государственного управления на современном этапе.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература:

1. История государственного управления в России: учебник / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2009.

2. Куликов В.И.История государственного управления: учебник. М: Изд. центр «Академия», 2014.

3. Омельченко Н.А.История государственного управления в России: учебник. М.: Проспект, 2013.

б) дополнительная литература:

1. Административные реформы в России: история и современность / Под ред. Р.Н. Байгузина. М.: РОССПЭН, 2006.

2. Архипова Т.Г., Малышева Е.П. Организация государственных учреждений в России. 1917 – 2013 гг.: учебник. М.: РГГУ, 2014.

3. Гимпельсон Е.Г.Нэп и советская политическая система. 20-е годы. – М.: ИРИ РАН, 2000.

4. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. М.: Изд-во Проспект, 2009.

5. Демин В.А. Верхняя палата Российской империи. 1906 – 1917. М.: РОССПЭН, 2006.

6. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Третий Рим, 1997.

7. Зайончковский П.А.Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Мысль, 1978.

8. История государственного управления в России (X–XXI вв.): Хрестоматия / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2003.

9. Коржихина Т.П.Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 г. – декабрь 1991 г. М.: РГГУ, 1994.

10. Куликов В.И. Организация государственных учреждений России: учебник. М.: Изд. центр «Академия», 2011.

11. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В.Всемирная история управленческой мысли: Краткий курс. М.: РГГУ, 2007.

12. Манько А.В.Блюстители верховной власти. Институт губернаторства в России: исторический очерк. М.: Аграф, 2004.

13. Писарькова Л.Ф. Государственное управление России в первой четверти XIX в.: замыслы, проекты, воплощение. М.: Новый хронограф, 2012.

14. Пчелов Е.В. Рюрик. М.: Молодая гвардия, 2010.

15. Российская историческая политология. Курс лекций / Отв. ред. С.А. Кислицин. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

16. Соболева Н.А.Российская государственная символика: история и современность. – М.: ВЛАДОС, 2002.

17. Шепелёв Л.Е.Чиновный мир России. XVIII – начало ХХ в. – СПб.: Искусство-СПб, 2001.

18. Янин В.Л.Новгородские посадники. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Полнотекстовые зарубежные базы данных http://library.pressdisplay.com

2.Иностранные и отечественные газеты http://search.epnet.com

3. EВSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний

4. «Интернет-библиотека СМИ «Public.ru» http://www.public.ru/ Доступ с любого рабочего места территории ГУУ. Логин Guu.1 Пароль 1

5. Электронно-библиотечная система "BOOK.RU" http://book.ru

6. Веб-сайт: Политнаука. Политология в России и мире http://www.politnauka.org/list-a.php

7. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. - http://www.isras.ru/authority.html

8. Журнал «Политические исследования» («Полис») - http://www.politstudies.ru/

9. Журнал «Государство и право» - http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1) кабинет, оснащенный компьютерами с учебными программами АИСТ-М, АИСТ-РТ21, мультимедийное оборудование.

2) Проекционное оборудование.

Наши рекомендации