Проблемы и перспективы духовного развития России.
Провал «перестройки» исторически был предопределен.
Советская цивилизация демонстрировала свою инерционность.
Западные государства шли к современному индустриальному и постиндустриальному обществу через этапы накопления капитала и развития тех отраслей промышленности, которые позволяют приносить быструю прибыль. Только после этого начинала создаваться мощная современная индустриальная база, что в итоге приводило к производству в огромных масштабах товаров массового спроса и к относительному благополучию населения.
Особый путь России шел через развитие военной промышленности. В советское все ресурсы были брошены на развитие оборонно- технических комплексов, создались индустриальные гиганты, экономически неоправданные.
В призыве к возрождению России, ее духовному развитию , имеется рациональное зерно. Мы должны достигнуть современного уровня, не теряя самобытного лица. Причем сохранение собственных национальных, культурных, цивилизованных особенностей.
Национальное особое начало в границах каждого социума хранит и передает культура.
Функции культуры:
- обеспечивает хранение и передачу от поколения к поколению информации, норм и правил, гарантирующих воспроизводимость и самоидентичность общества.
- культура определяла способ реагирования общества на инновации и обеспечивала адаптационные механизмы к меняющимся условиям материального и духовного бытия. Культура окружена «защитным поясом», состоящим из системы социальных поведенческих, нравственных и интеллектуальных реакций.
Механизмы в ядре культуры могут расходится с требованиям рациональных норм современной цивилизации.
В годы кризисов возникает дилемма: либо разрушение не сумевшей приспособиться к новым условиям культуры (Древний Египет, Др. Греция, Др. Рим, южноамериканские индейские государства), либо сознание необходимости изменения некоторых элементов в ее ядре.
Такой пример дал модернизированный после «культурной революции» Китай. Эта страна быстрее всех наращивает темпы информатизации и увеличивает степень открытости общества, несмотря на то, что здесь когда-то была построена Великая стена, отгораживающая Китай от остального мира.
Беды, обрушившиеся на реформируемую Россию в 90-х гг, являлись не только и не столько результатом промахов новоявленных реформаторов, сколько последствиями того обстоятельства, что элементы западной организации экономической и социальной жизни стали слишком «по большевистски» внедряться в посттоталитарную российскую действительность.
В это время российское общество еще не достигло необходимым для эффективного функционирования свободной рыночной среды рубежей, не обрело соответствующих реформаторских новаций культурно – духовной и национальной среды. Поэтому в нашей стране получили распространение безумие первоначального накопления, вакханалия паразитирования на «общенародной» собственности, беспредел хищнического рынка и гангстерских нравов, тенденции теневой экономики. В целом подобные процессы вели к худшему варианту капиталистического развития, который мог бы обернуться диктатурой номенклатурного, криминального госкапитализма.
В России издавна складывалась особая ветвь христианской культуры, в основе которой лежала свобода человеческого духа и нравственные критерии поведения.
С точки зрения академика С.С. Алексеева, экономический подъем России станет реальным, когда начнется реальное российское возрождение, призванное сформировать на собственной основе духовно – национальную культуру человека, свободного человека, по – деловому расчетливого и в то же время щедрого. Главной же должна быть ориентация на собственные духовно- нравственные критерии, являющиеся альтернативной западным моделям «социального рынка».
Поэтому в качестве ключевого звена выступает духовное национальное возрождение, раскрывающее суть русской национальной идеи. Именно Русская идея после крушения утопических, коммунистических мифов должна стать идеологией возрождения новой России, основой ее процветания, позволяющей занять достойное место в сообществе цивилизованных стран. Государство должно быть гуманистическим и кроме всего прочего обеспечивать возможности для самореализации человека.
И одним из ее направлений являются патриотические мотивы. В свое время советский патриотизм был «великий китайской стеной», отгораживающей страну от иного мира. В отличие от этого открытый миру социально – государственный патриотизм должен порождать уверенность человека, что в этой социальной среде, в которой он принадлежит, возможна рациональная, здоровая, комфортная и в целом благополучная жизнь.
Важнейшей цель. Развития России должен стать переход к построению индустриального - информационного общества, общества высоких технологий, основанного на знаниях, открывающего большинству его членов доступ ко всем материальным и духовным благам.
Не форма собственности, а стремление к благополучию должно стать российской национальной идеей.
Модель современного общества, синтез российских национальных традиции, культура с достижениями высоких технологий, науки и рыночной экономики.
В обществе реализющем эту модель, принципы нравственности должны дополнятся высоким профессиональном уровнем специалистов, а материальное благополучие создавать оптимальные условия для духовно – культурного многообразия и обеспечивать самореализацию каждого человека.
Россия в 21в. Духовная подготовка эпохи переустройства.
С точки зрения историка С.И. Солдатова, неверно растворять национальное в общечеловеческом. Русское дело следует основывать на следующих принципах:
создание свободного национального государства с преодолением права самоопределения нерусским народом.
собирание русского народа вне зависимости от места проживания,
собирание русской веры на основе свободной христианизации страны,
укрепление русской семьи на основе 1000- летней традиции христианского брака,
освоение русской земли с разумным ее преображением,
благоустройство русских городов с реставрацией национально – исторических памятников,
очеловечивание хозяйства при бережном расходовании народных богатств,
сближение с природой и свертывание средоопасного производства,
оздоровление нации, борьба против преступности, наркомании, алкоголизма и физического вырождения,
возрождения национальной культуры на основе общечеловеческих ценностей и творческой свободы,
знакомство опытом других народов через развитие массового туризма и паломничества к святым местам,
союз с Европой, предполагающий политическую и экономическую интеграцию со всеми европейскими народами.
Эпоха переустройстав. Она предполагает определенные меры по реорганизации культурной жизни. В эпоху переустройства с особой остротой обозначилось неблагополучие в отечественной культуре.
С точки зрения С.И. Солдатова, в целях духовного обогащения и нравственного укрепления общества должны быть реализованы следующие принципы:
Культура должна служить только народу и обществу, а не государству, партиям, группировкам,
Восстановить правду в духовной и политической истории нашей страны,
Восстановление культурно – исторических пямятников,
Обеспечение свободного расцвета общественных наук, внедрение нравственных и экологических принципов в развитии прикладных наук,
Усиление гуманитарной направленности и морально – воспитательной ценности образования,
Очищение русского языка от чуждых наслоений и всемерное обогащение его лучшими образцами отечественной литературы,
Реорганизация и кадровая перестройка органов массовой информации, направленная на улучшение общества и нравственного совершенствование народа,
Укомплектованность учреждений культуры людьми, руководящимися подлинными духовными и социальными интересами коренных народов России,
Созидание духовной жизни на лучших достижениях отечественной и зарубежной культуры,
Заимствование истинных ценностей зарубежной культуры, очищенной от чуждых космополитических элементов.
Возможные итоги эпохи переустройства в сфере культуры.
Систему культуры, основанную на отечественных духовных ценностях и плодотворно дополненную целесообразными духовными ценностями народов всего мира, историк С.И. Солдатов называет патриокультурой.
Российской культуре в целом не нужна западная космополитическая культура, для нее достаточен идейно – нравственный уровень таких русских писателей, как Леонов, Астафьев, Личутин, Пикуль, Распутин и многих других патриотических литераторов. Россия – страна великой 1000- летней культуры, в развитии которой внесли свой вклад представители многих ее коренных народов.
Об идеале человека и общества.
Отечественная и всемирная история показывает, что народы в своем движении от упадка к подъему воплощали различные ценности:
- эллинизм в свое культуре искал мудрость и красоту;
- в творчестве Ренессанса человек шел к освобождению и облагораживанию;
Германия в нравах и обычаях утверждала долг и порядок;
- Россия в своей литературе и общественных течениях 19-20вв стремилась к правде и справедливости. Этих ценностей так не хватает нашему Отечеству в нынешнее время. Поэтому следует в идеале стремиться к формированию гармоничного человека, который сочетал бы в себе мудрость и красоту, свободу и благородство, долг и порядок, правду и справедливость.
Необходимо воссоздать наиболее благотворные ценности из всего прошлого духовного наследия нашей страны и реализовать творческий потенциал новых ценностей.