Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики России

Не секрет, что антимонопольное регулирование в России на сегодняшний день переживает период бурного развития. При общей положительной оценке укрепления значимости антимонопольного регулирования специалисты выделяют комплекс проблем в данной области.

Эти сложности в России связывают, в первую очередь, как с уровнем утверждаемых в данной сфере нормативно-правовых актов (нечеткостью и непоследовательностью требований законодательства, неоправданно частыми изменениями в законодательстве), так и с качеством правоприменительной деятельности - отсутствием единых процедур по рассмотрению антимонопольных дел, низким уровнем процессуальных гарантий, отсутствием разработанного стандарта доказывания, широких полномочий антимонопольных органов, создающих почву для злоупотреблений.

Антимонопольное законодательство может налагать значительные ограничения на свободу субъектов хозяйствования в выборе методов ведения предпринимательской деятельности. При этом ему свойственна уникальная для российской правовой системы структура, состоящая из обширного перечня абстрактных запретов.[16]

Как правило, Законом «О защите конкуренции» запрещено не само действие, а тот эффект, к которому действия могут приводить. Неудивительно, что такое строение антимонопольных норм приводит к большим трудностям и для субъектов хозяйствования, и для судей, персонала антимонопольных органов и практикующих юристов, которые привыкли к формальной определенности правовых норм.

Главная сложность в применении норм антимонопольного права заключается в том, чтобы корректно определить те действия, которые могут негативно влиять на состояние конкуренции. Без понимания того, какое именно действие может приводить к нарушениям конкурентной среды и попадать под антимонопольный запрет, деятельность предпринимателей не является нормальной. В этой ситуации субъект хозяйствования почти лишается возможностей запланировать свое поведение - производить оценку его допустимости/недопустимости и связанные с этим риски.[17]

Для того чтобы конкретизировать, приводят ли определенные действия компаний к ограничению конкуренции, нужен глубокий экономический анализ. Важное значение получает методика по его проведению. Органы, ведущие ее разработку, по факту устанавливают правила поведения компаний, регулируемые федеральным законом.

На сегодняшний день нет комплексной методики по экономическому анализу антимонопольных дел. Можно выделить один нормативно-правовой акт такого регулирования - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках, который утвердили приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220. Но этот порядок отвечает лишь на некоторые вопросы анализа состояния конкуренции, а именно: анализирует установление доминирующего положения на товарных рынках.

Вопросы, взаимосвязанные с анализом воздействия на конкуренцию вертикальных и горизонтальных соглашений субъектов хозяйствования, с утверждением коллективного доминирования, с определением монопольно высоких цен и пр., ни на уровне законодательства, ни на уровне подзаконных нормативно-правовых актов на сегодняшний день не урегулированы. Возникший правовой вакуум ФАС России старается восполнять созданием массива правоприменительной практики. Такое решение сложившихся проблем нельзя признавать успешным. Попытки формировать правоприменительную практику нельзя признавать удачными. Практика антимонопольных органов и судебная практика довольно противоречивые, лишены единого концептуального подхода и довольно часто игнорируют экономическую логику.

Пожалуй, самая острая проблема на сегодня, с которой сталкиваются антимонопольные органы - стремительный повышение цен и тарифов на продукцию российских естественных монополий. Это катастрофически подрывает различные сферы производства в регионах. В условиях кризиса все естественные монополии в разы повышают цены на свою продукцию и услуги, намного опережая инфляционные процессы. В итоге, выживание естественных монополий оборачивается упадком и гибелью обрабатывающих отраслей промышленности, которые от этих тарифов находятся в прямой зависимости[18].

Для решения данной проблемы и остальных, требуется совершенствование системы регулирования монополий. Перспективы развития антимонопольной политики состоят в реализации следующих мероприятий:

1) внесения изменений в закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», заключающихся в уточнении понятия субъектов естественной монополии, конкретизации статуса реестра субъектов естественных монополий, определении порядка контроля экономической концентрации, разграничении полномочий органов регулирования естественных монополий, введении методов экономически обоснованной доходности инвестиций как метод по тарифному регулированию;

2) внедрении в систему регулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированных капиталов, метода сравнительного анализа и других «квазиконкурентных» (т.е. создающих эффект конкурентной мотивации у компаний, функционирующих в естественно-монопольной среде) механизмов. Система экономически обоснованной доходности инвестированных капиталов подразумевает установление долгосрочных тарифов, обеспечивающих приемлемую норму доходности на вложенные капиталы, а также механизмы, стимулирующие уменьшение расходов и поддержание конкретного уровня качества услуг;

3) обеспечении эффективности закупочной деятельности субъектов монополий посредством утверждения обязательных требований к проведению торгов по закупкам товаров и услуг. Такая процедура должна обеспечить прозрачность в проведении торгов, что сокращает затраты субъектов естественных монополий и способствует уменьшению роста тарифов;

4) повышении эффективности субъектов монополий, что будет способствовать выделению из области их деятельности работ, которые могут производиться сторонними предприятиями на конкурентной основе;

5) активизации работы по развитию конкуренции в сопряженных с монополиями областях, в т.ч. путем разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важнейших шагов к реализации данной задачи выступает разработка методики по ведению раздельного учета таких видов деятельности;

6) усилении роли государства в социальном регулировании деятельности монополий.[19]

В заключение следует добавить, что роль государства также важна в проведении общей экономической политики, поскольку реструктуризация субъектов естественных монополий не может рассматриваться в отрыве от промышленной политики государства, энергетической стратегии и общеэкономической программы развития на перспективу. Считаю необходимым реформирование естественных монополий осуществлять преимущественно через частичную, косвенную приватизацию, путем повышения эффективности управления государственными акционерными компаниями. Крупные сетевые инфраструктурные объекты естественных монополий целесообразно сохранить в государственной или долевой (государственно-частной) форме собственности как основу госсектора страны.

Наши рекомендации