Права человека и идеология. Права человека как идеология

Философия прав человека.

В рамках философии политики особое внимание правам человека уделяет философия прав человека, которая рассматривает вопросы о содержании, характере, обосновании существования прав человека, вопросы генезиса и эволюции данной концепции. В истории мировой политико-правовой мысли идеи прав человека развивались от теорий о личных (индивидуальных правах – к теориям о групповых (правах различных социальных групп и классов) и коллективных правах (правах наций, народов, всего человечества). И логика такой последовательности развития идей о правах человека вполне закономерна, такова во многом и последовательность форм и представлений о правах человека в мировой истории [3, с.131]. Права человека требуют надежного обоснования, теоретического и методологического фундамента, которые применяются сегодня во всем мире и поддерживают их высокий приоритет, без этого они не могут сосуществовать с культурным и цивилизационным разнообразием, национальным суверенитетом. Концепция прав человека является проблемной, потому что она логически универсальна, но исторически – имеет западные корни. Для того, чтобы показать, что эти две черты концепции являются взаимосогласованными, теоретики прав человека иногда говорят, что история концепции не имеет отношения к действительности. Это отчасти верно, потому что история концепции не может определить, полностью ли это разумно применять концепцию сейчас. Поскольку смысл концепции является продуктом её истории [4, с. 123].

Философия прав человека представляет собой систему мировоззренческих позиций, отражающих основанные на различных методологических подходах представления о месте, назначении и роли человека в социуме и, тем самым, его правах, свободах, интересах в соотнесении с правами, свободами и интересами других индивидов, отдельных социальных институтов, общества в целом.

Единой идеальной философии права человека не существует, что обусловлено существованием различных критериев трактовки как самого человека в соотношении с обществом, так и прав и свобод человека. Тем не менее, базисной философией прав человека выступает политическая философия, предметом которой выступает «человек политический», т.е. «человек в политике и политика в человеке» [5. с. 240].

Можно выделить три основных подхода к раскрытию сущности и содержательной наполненности философии прав человека. Данные подходы выражают исторически-сложившиеся философские (мировоззренческие) направления: консерватизма (элитарная доктрина неравных прав), либерализма (эгалитарная доктрина абсолютной автономии и свободы индивида) и коммунализма (этатистская, коллективистская доктрина базируется на том, что человек – существо коллективное, благополучие индивида зависит от благополучия коллектива или группы).

На современном этапе развития теории прав человека существует множество подходов, основанных на цивилизационных, расовых, религиозных (конфессиональных), национальных критериях, проблеме взаимоотношения теории и практики прав человека и др.

Философия прав человека проводит системный анализ и даёт критическую оценку содержания и обоснования основных подходов в области прав человека, отвечая на вопрос их соответствия современным политико-правовым реалиям и моральным принципам. Ключевыми категориями данного направления политической философии являются права человека, свобода, равенство и справедливость.

Права человека и идеология. Права человека как идеология

Основы современной концепции прав человека формировались параллельно и стали системообразующим фактором идеологии либерализма. Как отмечает автор мир-системной теории Иммануил Валлерстайн, в период, последовавший за 1848 годом, либерализм как идеология взял верх над своими соперниками, сформировав вокруг себя консенсус, освященный геокультурой современной миросистемы, превратив и консерватизм, и социализм в течения, зависимые от либерализма. Не стану я повторять и того, что этот консенсус сохранялся вплоть до 1968 года, когда он был вновь подвергнут сомнению, дав консерватизму и радикализму возможность возродиться в качестве самостоятельных идеологий [6, с.123]. Подчеркнем также, что сегодня представления о правах человека вошли, причем вошли достаточно органично, не только в основу либеральной политической мысли, но и в корпус идей консервативного и социал-демократического направлений. Таким образом, либеральная доктрина прав человека стала критерием современного восприятия прав человека. Тот факт, что права человека нарушаются и в либеральных демократиях, и под эгидой либеральных демократий указывает, на наш взгляд, скорее не на несовершенство и утопичность идеи прав человека, а скорее на недостатки и противоречия самого либерализма, а также международного правозащитного механизма. При этом необходимо учитывать, что права человека находятся в постоянном развитии. Это проекты, которые являются, по сути, бесконечным открытием и в высшей степени носят экспериментальный характер [7, с. 593]. По мнению белорусского учёного, профессора Л.Ф. Евменова: «… сегодня даже при несложном анализе бросается в глаза внутреннее противоречие в этой сложившейся объективно международной идеологии между идеями и понятиями основных международных актов и инструментов в области прав человека и постоянно усугубляющимися, развивающимися идеями и понятиями резолюций, решений, документов, теоретических публикаций руководящих органов и структур ООН, Юнеско, Совета Европы… Руководящие идеи и концептуальный аппарат подавляющего большинства действующих ныне международных и региональных актов о правах человека застыли где-то на уровне развития западных либерально-демократических идей и понятий 50-70-х годов» [8, с. 4]. Нужно учитывать, что идеология прав человека содержит в себе призыв к действию, практической реализации прав человека, она требует согласованных и оперативных действий мирового сообщества. Только в этом случае она сможет противостоять другим политическим ориентациям, движениям и «истинам», соответствовать постоянно изменяющимся политико-правовым реалиям современного многополярного мира. В настоящее время мировое сообщество пришло к такому состоянию, когда определяющим фактором для успешного развития государства становится наличие передовой прогрессивной идеологии, основанной на приоритете духовных ценностей над материальными. Безусловно, с точки зрения политической науки, с учётом её политико-правового наследия к системе общечеловеческих ценностей в первую очередь должны быть отнесены права и свободы человека.

Наши рекомендации