Принцип единства права и закона.

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, закон но избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Вопросы для самопроверки

1. Кто из представителей мировой политико-правой мысли развивал идею правого государства?

2. Какие идеи правового государства и гражданского общества нашли отражение в политико-правовых учениях?

3. Что понимается под правовым государством в современной науке?

4. Чем отличается гражданское общество от общества вообще?

5. Наличие, каких условий необходимо для становления гражданского общества и правового государства?

6. На каких принципах строится и функционирует правовое государство?

7. Что означает примат права над государством?

8. Что означает разделение властей в правовом государстве?

9. Как обеспечивается взаимная юридическая ответственность государства и личности?

10. Что значит гарантированность прав и свобод человека и гражданина?

11. Что составляет экономическую, политическую, социальную и нравственную основы правового государства?

12. Какие существуют проблемы формирования правового государства в современных условиях?

РЕЗЮМЕ

Поставленная авторами задача состояла в том, чтобы постараться раскрыть содержание таких понятий как государство, гражданское общество, правовое государство, формы государства, механизм государства, государство и права. Показать теоретический механизм взаимодействия этих категорий. Данные понятия и категории осуществляют своё бытие не изолировано, а в тесной взаимосвязи друг с другом, оказывают инструментальное воздействие на практику построения государства, государственности и права. Если проблемы определения понятия государства, пути методологической взаимосвязи формы государства, функций государства и механизма государства достаточно широко освещены в теории государства и права, то абсолютно новым стало направление, связанное с теоретико-методологическим исследованием основ российской государственности. Это совершенно новое направление в теории государства и права, которое пока не получило должного освещения в юридической литературе. Современное российское общество, пережив затянувшийся системный кризис, цивилизационный надлом, говоря словами А. Тойнби, находится в стадии становления правового государства: появились и начали действовать институты гражданского общества, система местного самоуправления, новые судебные органы и др. Направление, вектор будущего развития зависит во многом от того, насколько адекватно будет найдена исходная точка, определено положение нашей страны в мировом пространстве. Нельзя ни понять причины трагедий, пережитых нашей страной, ни найти пути выхода из кризисной ситуации, если игнорировать мировой контекст российских событий. Поэтому очень важным представляется изучение проблем российской государственности в контексте цивилизационного развития.

Внимание, уделяемое нашей стране со стороны как российских, так и европейских ученых, обусловлено ее особым местом в геополитическом пространстве. Занимая пространство между Европой и Азией, Россия служила связующим звеном между ними, впитывая европейские и азиатские черты. В прошлом веке мир потряс своеобразный русский социализм. Это явление продемонстрировало образец некапиталистического, но вместе с тем индустриального в своей основе общества: стал реальностью путь развития, альтернативный европейскому. Россия выступила лидером одного из полюсов мирового сообщества, будучи супердержавой. Еще более острой проблемой для всего цивилизованного мира оказался распад СССР, который повлек за собой болезненные изменения в геополитическом пространстве. Мир из двухполюсного превратился в однополюсный при отсутствии противовеса США в международной политике.

В отечественной и зарубежной науке существует большое количество дискуссионных проблем, связанных с генезисом и современным состоянием российской государственности. К наиболее заметным из них следует отнести проблему типологии российской государственности, концептуальные подходы к ее самобытности, выявление и значимость «эпох цивилизационного выбора» России. В данном учебном пособии на основе обобщения большого материала осуществлена попытка междисциплинарного анализа теоретических основ российской государственности, а также ее становления и развития в контексте эволюции мировых цивилизаций. При анализе теоретических аспектов российской государственности широко использовались труды современных юристов, философов, политологов, культурологов, а также представителей общественной мысли XIX века, в том числе и недостаточно востребованных современным научным знанием (Н.А. Захарова, В.Н. Лешкова, Л.А. Тихомирова, С.Ф. Шарапова и др.).

В первом разделе представлено не только изложение основ теоретических концепций классиков цивилизационной теории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, но и проблем интерпретации современных теорий цивилизаций, что позволяет читателю составить мнение о преломлении данных теоретических конструкций на российскую действительность. Достаточно интересно было сделать это и с позиций модернизационной теории, которая за последние 20 лет превратилась из первоначально односторонней линейной модели, не игравшей существенной роли в эмпирических исследованиях, в многомерную и эластичную по отношению к реальности теоретическую конструкцию.

В целом, предлагаемое научное направление в теории государства и права, призвано оказать помощь читателю в овладении теоретическим аппаратом методологии научных исследований, дать представление о современном состоянии теоретической мысли в области различных методологических подходов. Оно направлено на формирование умения ориентироваться в проблематике, связанной с эволюцией российской государственности, государства и иных категорий и понятий теории государства.

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ПРАВА

Глава 10. Понятие права

Наши рекомендации