Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты

Современное правовое и социальное государство - это резуль­тат длительной эволюции государственности. Идея правового социального государства была выдвинута и обоснована видными представителями зарубежной философской и политической м разных эпох: Полибием, Платоном, Д. Локком, И Кантом В Г больдтом, Б. Констаном, Дж. Бентамом, Дж. Миллем и другие Существенный вклад в развитие теории конституционного и поа вового государства внесли российские политологи и правоведы А.С.Алексеев, И.А.Ильин, Н.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, С.Л.Франк, Г.Ф.ШерШе-невич и другие. Как реакция на существующие порядки, основан­ные на произволе, насилии и терроре, концепция правового госу­дарства окончательно оформилась в конце XIX - начале XX в

С середины XIX в. сложилась также система научных пред­ставлений о социальном государстве. Впервые понятие «соци­альное государство» появилось в трудах немецкого ученого Ло­ренца фон Штайна, который писал, что «социальное государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для раз­личных общественных классов, для отдельной самоопределяю­щейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способст­вовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает усло­вием развития другого, и именно в этом смысле говорится о со­циальном государстве».

Теоретические разработки о правовом и социальном государ­стве впервые получили политико-юридическое закрепление в 1949 г., когда в Конституции Федеративной Республике Герма-НИИ было записано, что ФРГ является как правовым, так и соци­альным государством. Вскоре большинство других европейских стран последовало этому примеру. В настоящее время в мире, главным образом в Западной Европе, функционируют несколько десятков государств, которые в соответствии с их конституциями являются правовыми и социальными. Российская Федерация со­гласно Конституции, принятой 12 декабря 1993 г., также является демократическим, правовым и социальным государством .

Становление и формирование правового и социально
дарства представляет собой закономерный н Я^1^
цесс. В этом процессе выделяется ряд после!!! Й Пр°'

(этапов). Р Д послеДовательных стадий

• Обретение государственного суверенитета и, Л
государство приобретает полную ™~
самостоятельность в организации и осуществлении вну^ !
внешнеполитической деятельности, исключающей вм!ш~
во со стороны иностранных государств.

• Утверждение демократического (конституционного) го
сударства. Это государство, в котором: народ (нация) обладает
суверенитетом и независимостью; обеспечивается неотчуждае­
мость прав и свобод человека и гражданина; складывается разде­
ление и баланс властей; реализуется принцип парламентского
большинства, свобода выбора социального и политического
строя; сохраняется территориальная целостность, экономическая
независимость страны; развиваются рыночные отношения, рас­
ширяются сферы общественной жизни, свободные от государст­
венного вмешательства, формируется гражданское общество.

• Создание правового государства. Правовое государство складывается тогда, когда имеются условия для широкой полити­ческой демократии, реализации политических прав граждан, ут­верждаются гарантии их защиты; провозглашаются и реализуются политические свободы, создаются предпосылки для участия граж­дан в подготовке и принятии политических решений; реализуется принцип равной ответственности всех перед законом.

• Формирование социального государства Социальное госу­дарство в самом общем смысле определяется как государство все­общего благоденствия. Оно характеризуется созданием на пра­вовой основе: цивилизованных условий жизни и Д^-ности че^ лошса, позволяющих ему наиболее полно Р^~^°^ ^ требности и интересы; не—в >™^^^

ховного роста граждан, ™°™™*"°^рту&Кя высокой государства социально ориентирована, характеризуете

активностью и действенностью, обеспечивает справедливое пользование совокупного общественного продукта.

Созданием правового и социального государства процесс развития государственности не завершается. Уже сегодня к гос дарству выдвигаются новые требования по созданию более со­вершенных форм и гарантий жизнедеятельности общества и лич ности. Они касаются всей среды обитания человека, обеспечения его безопасности в условиях опасностей и угроз, сложившихся в конце XX - начале XXI в. В этом контексте ставится вопрос о формировании государства всеобщей безопасности.

Правовое и социальное государство по своей сути представ­ляет собой две диалектически взаимосвязанные, дополняющие друг друга стороны: правовую и социальную. Однако в теории и на практике нередко принято говорить о правовом государстве и социальном государстве как о самостоятельных феноменах, что позволяет более глубоко и системно осмыслить и понять их еди­ную сущность и социальное предназначение. Правовое государ­ство - это такой государственный строй, при котором его функ­ционирование регулируется законами, обеспечивается эффектив­ная политико-юридическая защищенность жизненно важных ин­тересов, чести и достоинства личности, прав и свобод граждан, их объединений и общностей.

Главное предназначение правового государства - гарантиро­вать индивидуальную свободу личности, ее права на жизнь, соб­ственность, безопасность, оградить граждан от любого произвола и диктата, в том числе со стороны государственных структур и чиновников. Основу его организации и функционирования со­ставляют следующие принципы.

Верховенство (примат) права и закона в обществе. Аристо­тель писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и (ка­кой-либо) форме государственного строя». Особая роль права и закона в правовом государстве обусловлена тем, что все должны быть подвластны закону: граждане, должностные лица, органы власти иуправления, само государство. Закон - единственно во; можное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека, общества; превращения «п™общеобязательный регуляторобществе'ннь^

ния этой воли в ранг правил, которым подвластны все Зак0„ ^ ' навливает права и обязанности участников общественнь^още""Т^ПОРадок В °бЩеетВС' по^™- свои прадГсани^ ответственностью, гарантируя тем самым защищенность оо^Га и граждан от нарушения их законных прав, интересов и свобод

Гарантированность прав и свобод личности, правовая за щита граждан. Свою деятельность государство направляет на соблюдение, охрану и обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека. Основные из них: равенство гражданина и государства перед законом и судом; судебная и иная защита человека в случае посягательства на его честь и достоинство, ущемления его прав и свобод; взаимная ответственность государства и гражданина друг перед другом.

Разделение власти. Государство делит свою власть на три самостоятельные ветви (представительная, исполнительная и су­дебная) и обеспечивает баланс их прав и обязанностей; устанав­ливает пределы и меры власти при реализации своих функций и полномочий; вводит конституционный надзор за деятельностью органов государства, широкое местное самоуправление в рамках конституции и основных правовых актов.

Политический плюрализм. Этот принцип предполагает нали­чие в обществе различных социально-политических сил, дейст­вующих в соответствии с конституцией страны и другими право­выми актами, обеспечивающих реализацию многообразных по­литических интересов социальных групп и образований.

Организация и функционирование правового государства на основе права и законов, их неукоснительного соблюдения всеми членами общества и его социальными институтами обеспечива­ют: легитимацию власти, т.е. ее признание и реальную.поддерж­ку большинством общества, оправдание власти и ее «*™*^ законам и традициям общества; преемственность власти ее ^ прерывность, установление порядка передачи ъ^°"^ ^ тремальных условиях; распределение функций и полномочий

влас-га, создание механизма сдержек и противовесов по вертика ли и горизонтали. Посредством закона распределяются центры функции и методы власти, властные полномочия, а также среде ва контроля и обеспечения ответственности властей. При этом осуществляется основное требование - ни одна из властей или их институтов не должна ослаблять или подавлять другие.

Правовое государство представляет собой самодостаточный механизм, регулирующий отправление государственной власти в обществе и отличается от других типов государств тем, что само себя ограничивает рядом постоянных норм, которые оно в собст­венных интересах решается соблюдать. В правовом государстве создается и функционирует такая система социальных и полити­ческих действий, при которой компетенция гражданина и права человека являются первичными, не требующими обоснования, а возможность отправления функций государственной властью яв­ляется вторичной, производной и поэтому немыслимой без спе­циальной санкции, защищающей общественные интересы. Сво­бода людей в правовом государстве состоит в возможности сле­довать их собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон. Однако право и закон играют приоритетную роль лишь в том случае, если они выступают мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам граждан и государства, а их реализация справедлива.

В отличие от деспотических и тоталитарных государств от­ношения правового государства с другими элементами политиче­ской системы и институтами гражданского общества строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета политических реалии, плюрализма мнений, поиска согласованных усилий в решении общественных проблем.

Вместе с тем правовое государство органически взаимосвя­зано с социальным государством. Социальное государство -такая организация государственного строя, которая обеспе\ вает соблюдение принципа социальной справедливости, создан условий для социальной защиты граждан и реализации их инте­ресов во всех сферах общественной жизни.

Социальное государство характеризуете» „„„ вовых рамок цивилизованного разрешение 3?™°»»™», пра-

благосостояния всех своих граждан в! высокого УР°вня шинства членов о„Щества к ЯЕД^ ГаГ* б№" только как гарант создана, условий ллГсильных и бо^""6 как защитник интепепш» г-Пай,п, „ ^__ _ * и оогатых, но и

циальными группами, поддержим 2 К0Нфликгов "«Вду со-
*_„______ _...*._ • ""держанием достаточно высок,™______________________

защитник интересов слабых и бедных Р ТЪ* Т кивал, что одна из важнейщих функций *от^^^ обеспечение всем людям гарантированного минимальное дохо1Г В ряду приоритетных направлений деятельности соц^Г^ го государства - создание оптимальных условий для реализации" гражданами своих возможностей и жизненных планов развития каждой личности; забота о молодежи, безработных и'малоиму-щих. Социальное государство провозглашает принцип сокраще­ния значительной дифференциации доходов и жизненных шансов людей как основного материального условия их свободы. Особое внимание оно уделяет слабым, социально незащищенным груп­пам населения, что достигается совокупностью сознательно и целенаправленно осуществляемых им мер.

Во-первых, выделяются дополнительные средства и ресурсы для тех, кто в силу каких-либо причин не может самостоятельно обеспечить себе необходимый жизненный уровень и материаль­ный достаток. Это предполагает: создание и развитие оптималь­ной системы социальных услуг в обществе; формирование госу­дарственной системы социального обеспечения малоимущих граждан; установление минимального размера пенсий и пособии, гарантирующих достойный современного человека уровень жиз­ни; создание специальных фондов для решения социальных про­чем общества и отдельных граждан; постоянное совершенство­вание системы здравоохранения; обеспечение получения всеми гражданами бесплатного среднего образования; выплату сопи альных пенсий тем гражданам, которые в силу объективных при

пеиеп НЬегаИиш». ЗШМвай,

чин не делали взносов в систему социального страхования
вообще не работали. и

Во-вторых, стимулируется деятельность предпринимателей по обеспечению достойных условий труда, созданию дополни­тельных рабочих мест и оптимизации оплаты труда работников

В-третьих, государственная власть предоставляет благопри­ятные возможности гражданам и социальным группам по созда­нию самодеятельных объединений, действующих в установлен­ных нормативно-правовых рамках, позволяющих эффективно реализовывать и защищать им свои интересы и потребности, со­гласовывать их с интересами государства и общества.

В-четвертых, создаются условия для структур гражданского общества по обеспечению с их стороны эффективного контроля над деятельностью государства по защите прав и свобод мало­имущих граждан; повышается роль правозащитных организаций и движений в решении социальных проблем различных слоев общества.

В-пятых, разрабатываются политические и экономические альтернативы для разрешения конфликтных социальных ситуа­ций в обществе, создания условий их компромиссного урегули­рования с учетом интересов различных социальных групп.

Вместе с тем социальное государство не ориентируется на порождение массового социального иждивенчества. Оно стиму­лирует социально-экономическую и профессиональную актив­ность людей, достойно вознаграждает высокоэффективный и об­щественно значимый труд.

Правовое и социальное государство является социально от­ветственным и динамично развивающимся институтом, в кото­ром постоянно совершенствуются и оптимизируются его отдель­ные стороны и грани, взаимосвязи и взаимодействие между ними. Это во многом достигается благодаря тому, что в таком государ­стве не допускаются удовлетворение социально-экономических прав и притязаний в ущерб политической, экономической и ду­ховной свободе; государственное вмешательство в экономику в ущерб рыночному регулированию; подмена парламентского утверждения государственного бюлжетя п«»„

туе строго регламентирован законодательств^ ^Р Та"

вание и развитие осуществляй^ к^'о еГиГтГГв
гражданского общества. Армия и силовые структн,, вы™
в обществе четко определенные функции „ зХаТ ™"
только по прямому предназначению. »««ьзуются

В последние годы значительно возросла роль государства в экономических, социальных и политических преобразованиях осуществляемых в Российской Федерации, обеспечении ее на­циональной безопасности, восстановлении и укреплении между-народного авторитета страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство разрабатывает и осуществля­ет стратегию внутренней и внешней политики, определяет цели и приоритеты своей деятельности внутри страны и на международ­ной арене. В Основном Законе страны отмечается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина яв­ляются обязанностью государства .

В Конституции Российской Федерации и других федераль­ных законах определяются направления и пути дальнейшего раз­вития и совершенствования Российского государства как право­вого и социального. Основными из них являются: развитие эко­номики рыночного типа, обеспечивающей благосостояние и вы­сокий уровень жизни людей, удовлетворение их материальных и духовных потребностей; фактическая реализация конституцион­ных прав и свобод граждан; поддержание стабильности государ­ственной власти, предотвращение политических, социальных и межнациональных конфликтов; достижение высокого уровня^по­литической, правовой и нравственной культуры общества воспи­тание граждан в духе патриотизма, ^^2П^^ соблюдения Конституции и законов Российской

Кроме того, к действенным факторам формирования подлинно правового и социального государства можно отнести создание условий для выполнения на территории России норм междуна­родного права, закрепляющих общецивилизационные достиже­ния и ценности человечества. С этой целью Конституция Россий­ской Федерации объявляет принципы и нормы международного права и международные договоры России составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены на­циональным законодательством, то применяются нормы и прави­ла международного договора.

Правовое и социальное государство представляет собой в со­временных условиях наиболее совершенную модель организации и функционирования общественной системы. Утверждение пра­вового и социального государства позволяет эффективно решать различные проблемы социально-экономического, политического и духовного развития общества, обеспечивать его стабильность и динамизм.

Возникновение государства связано с экономической и со­циальной дифференциацией общества на поздних фазах общин­но-племенного строя. Его природа, сущность, структура и функ­ции сложны и многомерны. Государство занимает центральное место в политической системе общества, обусловленное его со­циальным предназначением - быть особым инструментом, с помощью которого осуществляется политическая власть, регу­лирование общественных отношений. Сохранение и упрочение политической власти возможны лишь тогда, когда государство интегрирует интересы большинства членов общества. Обеспе­чивая консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими институ­тами политической системы, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

Литература

Х.ГоббсТ. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1991. Т. 2.

2. Гомеров КН. Государство и государственная власть. - М.: Юкза,

2002.

3. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. - м..

ЦИК РФ, 2003. м . «V 2004

4. Колутаев С. А. Социальная власть и государство. - М" °^*'

5. Коржихина Т.П. Семин АС Правовое государство: концепции и

реальность. -М.,1995. 007

6. Платон. Государство. Законы. Политика. - «• ^'_ ^..^ко.

7. Ромтгнко В. Б. Государство в политической системе росси

Наши рекомендации