Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты
Современное правовое и социальное государство - это результат длительной эволюции государственности. Идея правового социального государства была выдвинута и обоснована видными представителями зарубежной философской и политической м разных эпох: Полибием, Платоном, Д. Локком, И Кантом В Г больдтом, Б. Констаном, Дж. Бентамом, Дж. Миллем и другие Существенный вклад в развитие теории конституционного и поа вового государства внесли российские политологи и правоведы А.С.Алексеев, И.А.Ильин, Н.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, С.Л.Франк, Г.Ф.ШерШе-невич и другие. Как реакция на существующие порядки, основанные на произволе, насилии и терроре, концепция правового государства окончательно оформилась в конце XIX - начале XX в
С середины XIX в. сложилась также система научных представлений о социальном государстве. Впервые понятие «социальное государство» появилось в трудах немецкого ученого Лоренца фон Штайна, который писал, что «социальное государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».
Теоретические разработки о правовом и социальном государстве впервые получили политико-юридическое закрепление в 1949 г., когда в Конституции Федеративной Республике Герма-НИИ было записано, что ФРГ является как правовым, так и социальным государством. Вскоре большинство других европейских стран последовало этому примеру. В настоящее время в мире, главным образом в Западной Европе, функционируют несколько десятков государств, которые в соответствии с их конституциями являются правовыми и социальными. Российская Федерация согласно Конституции, принятой 12 декабря 1993 г., также является демократическим, правовым и социальным государством .
Становление и формирование правового и социально
дарства представляет собой закономерный н Я^1^
цесс. В этом процессе выделяется ряд после!!! Й Пр°'
(этапов). Р Д послеДовательных стадий
• Обретение государственного суверенитета и, Л
государство приобретает полную ™~
самостоятельность в организации и осуществлении вну^ !
внешнеполитической деятельности, исключающей вм!ш~
во со стороны иностранных государств.
• Утверждение демократического (конституционного) го
сударства. Это государство, в котором: народ (нация) обладает
суверенитетом и независимостью; обеспечивается неотчуждае
мость прав и свобод человека и гражданина; складывается разде
ление и баланс властей; реализуется принцип парламентского
большинства, свобода выбора социального и политического
строя; сохраняется территориальная целостность, экономическая
независимость страны; развиваются рыночные отношения, рас
ширяются сферы общественной жизни, свободные от государст
венного вмешательства, формируется гражданское общество.
• Создание правового государства. Правовое государство складывается тогда, когда имеются условия для широкой политической демократии, реализации политических прав граждан, утверждаются гарантии их защиты; провозглашаются и реализуются политические свободы, создаются предпосылки для участия граждан в подготовке и принятии политических решений; реализуется принцип равной ответственности всех перед законом.
• Формирование социального государства Социальное государство в самом общем смысле определяется как государство всеобщего благоденствия. Оно характеризуется созданием на правовой основе: цивилизованных условий жизни и Д^-ности че^ лошса, позволяющих ему наиболее полно Р^~^°^ ^ требности и интересы; не—в >™^^^
ховного роста граждан, ™°™™*"°^рту&Кя высокой государства социально ориентирована, характеризуете
активностью и действенностью, обеспечивает справедливое пользование совокупного общественного продукта.
Созданием правового и социального государства процесс развития государственности не завершается. Уже сегодня к гос дарству выдвигаются новые требования по созданию более совершенных форм и гарантий жизнедеятельности общества и лич ности. Они касаются всей среды обитания человека, обеспечения его безопасности в условиях опасностей и угроз, сложившихся в конце XX - начале XXI в. В этом контексте ставится вопрос о формировании государства всеобщей безопасности.
Правовое и социальное государство по своей сути представляет собой две диалектически взаимосвязанные, дополняющие друг друга стороны: правовую и социальную. Однако в теории и на практике нередко принято говорить о правовом государстве и социальном государстве как о самостоятельных феноменах, что позволяет более глубоко и системно осмыслить и понять их единую сущность и социальное предназначение. Правовое государство - это такой государственный строй, при котором его функционирование регулируется законами, обеспечивается эффективная политико-юридическая защищенность жизненно важных интересов, чести и достоинства личности, прав и свобод граждан, их объединений и общностей.
Главное предназначение правового государства - гарантировать индивидуальную свободу личности, ее права на жизнь, собственность, безопасность, оградить граждан от любого произвола и диктата, в том числе со стороны государственных структур и чиновников. Основу его организации и функционирования составляют следующие принципы.
Верховенство (примат) права и закона в обществе. Аристотель писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя». Особая роль права и закона в правовом государстве обусловлена тем, что все должны быть подвластны закону: граждане, должностные лица, органы власти иуправления, само государство. Закон - единственно во; можное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека, общества; превращения «п™общеобязательный регуляторобществе'ннь^
ния этой воли в ранг правил, которым подвластны все Зак0„ ^ ' навливает права и обязанности участников общественнь^още""Т^ПОРадок В °бЩеетВС' по^™- свои прадГсани^ ответственностью, гарантируя тем самым защищенность оо^Га и граждан от нарушения их законных прав, интересов и свобод
Гарантированность прав и свобод личности, правовая за щита граждан. Свою деятельность государство направляет на соблюдение, охрану и обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека. Основные из них: равенство гражданина и государства перед законом и судом; судебная и иная защита человека в случае посягательства на его честь и достоинство, ущемления его прав и свобод; взаимная ответственность государства и гражданина друг перед другом.
Разделение власти. Государство делит свою власть на три самостоятельные ветви (представительная, исполнительная и судебная) и обеспечивает баланс их прав и обязанностей; устанавливает пределы и меры власти при реализации своих функций и полномочий; вводит конституционный надзор за деятельностью органов государства, широкое местное самоуправление в рамках конституции и основных правовых актов.
Политический плюрализм. Этот принцип предполагает наличие в обществе различных социально-политических сил, действующих в соответствии с конституцией страны и другими правовыми актами, обеспечивающих реализацию многообразных политических интересов социальных групп и образований.
Организация и функционирование правового государства на основе права и законов, их неукоснительного соблюдения всеми членами общества и его социальными институтами обеспечивают: легитимацию власти, т.е. ее признание и реальную.поддержку большинством общества, оправдание власти и ее «*™*^ законам и традициям общества; преемственность власти ее ^ прерывность, установление порядка передачи ъ^°"^ ^ тремальных условиях; распределение функций и полномочий
влас-га, создание механизма сдержек и противовесов по вертика ли и горизонтали. Посредством закона распределяются центры функции и методы власти, властные полномочия, а также среде ва контроля и обеспечения ответственности властей. При этом осуществляется основное требование - ни одна из властей или их институтов не должна ослаблять или подавлять другие.
Правовое государство представляет собой самодостаточный механизм, регулирующий отправление государственной власти в обществе и отличается от других типов государств тем, что само себя ограничивает рядом постоянных норм, которые оно в собственных интересах решается соблюдать. В правовом государстве создается и функционирует такая система социальных и политических действий, при которой компетенция гражданина и права человека являются первичными, не требующими обоснования, а возможность отправления функций государственной властью является вторичной, производной и поэтому немыслимой без специальной санкции, защищающей общественные интересы. Свобода людей в правовом государстве состоит в возможности следовать их собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон. Однако право и закон играют приоритетную роль лишь в том случае, если они выступают мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам граждан и государства, а их реализация справедлива.
В отличие от деспотических и тоталитарных государств отношения правового государства с другими элементами политической системы и институтами гражданского общества строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета политических реалии, плюрализма мнений, поиска согласованных усилий в решении общественных проблем.
Вместе с тем правовое государство органически взаимосвязано с социальным государством. Социальное государство -такая организация государственного строя, которая обеспе\ вает соблюдение принципа социальной справедливости, создан условий для социальной защиты граждан и реализации их интересов во всех сферах общественной жизни.
Социальное государство характеризуете» „„„ вовых рамок цивилизованного разрешение 3?™°»»™», пра-
благосостояния всех своих граждан в! высокого УР°вня шинства членов о„Щества к ЯЕД^ ГаГ* б№" только как гарант создана, условий ллГсильных и бо^""6 как защитник интепепш» г-Пай,п, „ ^__ _ * и оогатых, но и |
циальными группами, поддержим 2 К0Нфликгов "«Вду со-
*_„______ _...*._ • ""держанием достаточно высок,™______________________
защитник интересов слабых и бедных Р ТЪ* Т кивал, что одна из важнейщих функций *от^^^ обеспечение всем людям гарантированного минимальное дохо1Г В ряду приоритетных направлений деятельности соц^Г^ го государства - создание оптимальных условий для реализации" гражданами своих возможностей и жизненных планов развития каждой личности; забота о молодежи, безработных и'малоиму-щих. Социальное государство провозглашает принцип сокращения значительной дифференциации доходов и жизненных шансов людей как основного материального условия их свободы. Особое внимание оно уделяет слабым, социально незащищенным группам населения, что достигается совокупностью сознательно и целенаправленно осуществляемых им мер.
Во-первых, выделяются дополнительные средства и ресурсы для тех, кто в силу каких-либо причин не может самостоятельно обеспечить себе необходимый жизненный уровень и материальный достаток. Это предполагает: создание и развитие оптимальной системы социальных услуг в обществе; формирование государственной системы социального обеспечения малоимущих граждан; установление минимального размера пенсий и пособии, гарантирующих достойный современного человека уровень жизни; создание специальных фондов для решения социальных прочем общества и отдельных граждан; постоянное совершенствование системы здравоохранения; обеспечение получения всеми гражданами бесплатного среднего образования; выплату сопи альных пенсий тем гражданам, которые в силу объективных при
пеиеп НЬегаИиш». ЗШМвай,
чин не делали взносов в систему социального страхования
вообще не работали. и
Во-вторых, стимулируется деятельность предпринимателей по обеспечению достойных условий труда, созданию дополнительных рабочих мест и оптимизации оплаты труда работников
В-третьих, государственная власть предоставляет благоприятные возможности гражданам и социальным группам по созданию самодеятельных объединений, действующих в установленных нормативно-правовых рамках, позволяющих эффективно реализовывать и защищать им свои интересы и потребности, согласовывать их с интересами государства и общества.
В-четвертых, создаются условия для структур гражданского общества по обеспечению с их стороны эффективного контроля над деятельностью государства по защите прав и свобод малоимущих граждан; повышается роль правозащитных организаций и движений в решении социальных проблем различных слоев общества.
В-пятых, разрабатываются политические и экономические альтернативы для разрешения конфликтных социальных ситуаций в обществе, создания условий их компромиссного урегулирования с учетом интересов различных социальных групп.
Вместе с тем социальное государство не ориентируется на порождение массового социального иждивенчества. Оно стимулирует социально-экономическую и профессиональную активность людей, достойно вознаграждает высокоэффективный и общественно значимый труд.
Правовое и социальное государство является социально ответственным и динамично развивающимся институтом, в котором постоянно совершенствуются и оптимизируются его отдельные стороны и грани, взаимосвязи и взаимодействие между ними. Это во многом достигается благодаря тому, что в таком государстве не допускаются удовлетворение социально-экономических прав и притязаний в ущерб политической, экономической и духовной свободе; государственное вмешательство в экономику в ущерб рыночному регулированию; подмена парламентского утверждения государственного бюлжетя п«»„
туе строго регламентирован законодательств^ ^Р Та"
вание и развитие осуществляй^ к^'о еГиГтГГв
гражданского общества. Армия и силовые структн,, вы™
в обществе четко определенные функции „ зХаТ ™"
только по прямому предназначению. »««ьзуются
В последние годы значительно возросла роль государства в экономических, социальных и политических преобразованиях осуществляемых в Российской Федерации, обеспечении ее национальной безопасности, восстановлении и укреплении между-народного авторитета страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство разрабатывает и осуществляет стратегию внутренней и внешней политики, определяет цели и приоритеты своей деятельности внутри страны и на международной арене. В Основном Законе страны отмечается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства .
В Конституции Российской Федерации и других федеральных законах определяются направления и пути дальнейшего развития и совершенствования Российского государства как правового и социального. Основными из них являются: развитие экономики рыночного типа, обеспечивающей благосостояние и высокий уровень жизни людей, удовлетворение их материальных и духовных потребностей; фактическая реализация конституционных прав и свобод граждан; поддержание стабильности государственной власти, предотвращение политических, социальных и межнациональных конфликтов; достижение высокого уровня^политической, правовой и нравственной культуры общества воспитание граждан в духе патриотизма, ^^2П^^ соблюдения Конституции и законов Российской
Кроме того, к действенным факторам формирования подлинно правового и социального государства можно отнести создание условий для выполнения на территории России норм международного права, закрепляющих общецивилизационные достижения и ценности человечества. С этой целью Конституция Российской Федерации объявляет принципы и нормы международного права и международные договоры России составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законодательством, то применяются нормы и правила международного договора.
Правовое и социальное государство представляет собой в современных условиях наиболее совершенную модель организации и функционирования общественной системы. Утверждение правового и социального государства позволяет эффективно решать различные проблемы социально-экономического, политического и духовного развития общества, обеспечивать его стабильность и динамизм.
Возникновение государства связано с экономической и социальной дифференциацией общества на поздних фазах общинно-племенного строя. Его природа, сущность, структура и функции сложны и многомерны. Государство занимает центральное место в политической системе общества, обусловленное его социальным предназначением - быть особым инструментом, с помощью которого осуществляется политическая власть, регулирование общественных отношений. Сохранение и упрочение политической власти возможны лишь тогда, когда государство интегрирует интересы большинства членов общества. Обеспечивая консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими институтами политической системы, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.
Литература
Х.ГоббсТ. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1991. Т. 2.
2. Гомеров КН. Государство и государственная власть. - М.: Юкза,
2002.
3. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. - м..
ЦИК РФ, 2003. м . «V 2004
4. Колутаев С. А. Социальная власть и государство. - М" °^*'
5. Коржихина Т.П. Семин АС Правовое государство: концепции и
реальность. -М.,1995. 007
6. Платон. Государство. Законы. Политика. - «• ^'_ ^..^ко.
7. Ромтгнко В. Б. Государство в политической системе росси