Правовое и социальное государство: принципы и приоритеты

Современное правовое и социальное государство является результатом длительной эволюции государственности. Идея правового и социального государства была выдвинута и обоснована видными представителями зарубежной философской и политической мысли разных эпох: Полибием, Платоном, Д.Локком, И.Кантом, В.Гумбольдтом, Б.Констаном, Дж.Бентамом, Дж.Миллем и другими. Существенный вклад в развитие теории конституционного и правового государства внесли российские политологи и правоведы: А.С.Алексеев, Н.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский, С.А.Котляревский, П.И.Новгородцев, Г.Ф.Шершеневич, С.Л.Франк, И.А. Ильин и другие. Как реакция на существующие порядки, основанные на произволе, насилии и терроре, концепция правового государства окончательно оформляется конце XIX – начале XX веков.

С середины XIX века, складывается также система научных представлений о социальном государстве. Впервые понятие «социальное государство» появилось в трудах немецкого ученого Лоренца фон Штайна, который писал, что «социальное государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

Теоретические наработки о правовом и социальном государстве впервые получили политико-юридическое закрепление в 1949 году, когда Федеративная Республика Германия в своей Конституции определила, что является как правовым, так и социальным государством. Вскоре большинство других европейских стран последовало примеру Германии. В настоящее время в мире, главным образом в Западной Европе, функционируют несколько десятков государств, которые в соответствии с их Конституциями, являются правовыми и социальными. Российская Федерация согласно Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, также является демократическим, правовым и социальным государством.1

Становление и формирование правового и социального государства представляет собой закономерный и объективный процесс. В этом процессе выделяется ряд последовательных стадий (этапов).

Обретение государственного суверенитета. На этом этапе государство приобретает полную политическую независимость и самостоятельность в организации и осуществлении внутренней и внешнеполитической деятельности, исключающей вмешательство со стороны иностранных государств.

Утверждение демократического (конституционного) государства. Это государство, в котором: народ (нация) обладает суверенитетом и независимостью; обеспечивается неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина; складывается разделение и баланс властей; реализуется принцип парламентского большинства, свобода выбора социального и политического строя; сохраняется территориальная целостность, экономическая независимость страны. Развиваются рыночные отношения, расширяются сферы общественной жизни, свободные от государственного вмешательства, формируется гражданское общество.

Создание правового государства. Правовое государство складывается тогда, когда имеются условия для широкой политической демократии, реализации политических прав граждан, утверждаются гарантии их защиты. Провозглашаются и реализуются политические свободы, создаются предпосылки для участия граждан в подготовке и принятии политических решений. Реализуется принцип равной ответственности всех перед законом.

Формирование социального государства. Социальное государство в самом общем смысле определяется как государство всеобщего благоденствия. Оно характеризуется созданием на правовой основе: цивилизованных условий жизни и деятельности человека, позволяющих ему наиболее полно реализовывать свои потребности и интересы; источников материального достатка и духовного роста граждан, адекватных их запросам. Политика государства социально ориентирована, характеризуется высокой активностью и действенностью, обеспечивает справедливое использование совокупного общественного продукта.

Созданием правового и социального государства процесс развития государственности не завершается. Уже сегодня к государству выдвигаются новые требования по созданию более совершенных форм и гарантий жизнедеятельности общества и личности. Они касаются всей среды обитания человека, обеспечения его безопасности в условиях опасностей и угроз, сложившихся в конце XX – начале XXI веков. В этом контексте ставится вопрос о формировании государства всеобщей безопасности.

Правовое и социальное государство по своей сути представляет собой две диалектически взаимосвязанные дополняющие друг друга стороны: правовую и социальную. Однако в теории и на практике нередко принято говорить о правовом государстве и социальном государстве как о самостоятельных феноменах, что позволяет более глубоко и системно осмыслить и понять их единую сущность и социальное предназначение. Правовое государство – это такая организация государственного строя, при котором его функционирование регулируется законом, обеспечивается эффективная политико-юридическая защищенность жизненно важных интересов, чести и достоинства личности, прав и свобод граждан, их объединений и общностей.

Главное предназначение правового государства – гарантировать индивидуальную свободу личности, её права на жизнь, собственность, безопасность, оградить граждан от любого произвола и диктата, в том числе, со стороны государственных структур и чиновников. Основу его организации и функционирование составляют следующие принципы.

Верховенство (примат) права и закона в обществе. Аристотель писал: "Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя"'. Особая роль права и закона в правовом государстве обусловлена тем, что все должны быть подвластны закону: граждане, должностные лица, органы власти и управления, само государство. Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека, общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведения этой воли в ранг правил, которым подвластны все. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений, четкий порядок в обществе, подкрепляет свои предписания ответственностью, гарантируя, тем самым, защищенность общества и граждан от нарушения их законных прав, интересов и свобод.

Гарантированность прав и свобод личности, правовая защита граждан. Свою деятельность государство направляет на соблюдение, охрану и обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека. Основные из них: равенство гражданина и государства перед законом и судом; судебная и иная защита человека, в случае посягательства на его честь и достоинство, ущемление прав и свобод; взаимная ответственность государства и гражданина друг перед другом.

Разделение власти. Государство делит власть на самостоятельные ветви (представительная, исполнительная и судебная) и обеспечивает баланс их прав и обязанностей; устанавливает пределы и меры власти при реализации своих функций и полномочий; вводит конституционный надзор за деятельностью органов государства; широкое местное самоуправление в рамках конституции и основных правовых актов.

Политический плюрализм. Этот принцип предполагает наличие в обществе различных социально-политических сил, действующих в соответствии с конституцией страны и другими правовыми актами, обеспечивающих реализацию многообразных политических интересов социальных групп и образований.

Организация и функционирование правового государства на основе права и законов, их неукоснительного соблюдения всеми членами общества и его социальными институтами обеспечивают: легитимацию власти, т.е. её признание и реальная поддержка большинством общества, оправдание власти и её соответствие законам и традициям общества; преемственность власти, её непрерывность, установление порядка передачи в обычных и экстремальных условиях; распределение функций и полномочий власти, создание механизма сдержек и противовесов по вертикали и горизонтали. Посредством закона распределяются центры, функции и методы власти, властные полномочия, а также средства контроля и ответственность властей. Основное требование при этом – ни одна из властей или их институтов не должны ослаблять или подавлять другие.

Правовое государство представляет собой самодостаточный механизм, регулирующий отправление государственной власти в обществе и отличается от других типов государств тем, что само себя ограничивает рядом постоянных норм, которые оно в собственных интересах решается соблюдать. В правовом государстве создается и функционирует такая система социальных и политических действий, при которой компетенция гражданина и права человека являются первичными, не требующими обоснования, а, возможность отправления функций государственной властью является вторичной, производной и поэтому немыслимой без специальной санкции, основу которой составляют общественные интересы. Свобода людей в правовом государстве состоит в возможности следовать их собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон. Однако право и закон играют приоритетную роль лишь в том случае, если они выступают мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам граждан и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

В отличие от деспотических и тоталитарных государств, отношения правового государства с другими элементами политической системы и институтами гражданского общества строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета политических реалий плюрализма мнений, поиска согласованных усилий в решении общественных проблем.

Правовое государство органически взаимосвязано с социальным государством. Социальное государство – это такая организация государственного строя, которая обеспечивает соблюдение принципа социальной справедливости, создание условий для социальной защиты граждан и реализации их интересов во всех сферах общественной жизни.

Социальное государство характеризуется установлением правовых рамок цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, поддержанием достаточно высокого уровня благосостояния всех своих граждан. Выражая стремление большинства членов общества к гражданскому миру, оно выступает не только как гарант создания условий для сильных и богатых, но и как защитник интересов слабых и бедных. Р.Дарендорф подчеркивал, что одной важнейших функций государства является обеспечение всем людям гарантированного минимального дохода.1

Одним из приоритетных направлений деятельности социального государства является создание оптимальных условий реализации гражданами своих возможностей и жизненных планов, развития каждой личности, забота о молодежи, безработных и малоимущих. Социальным государством провозглашается принцип сокращения значительной дифференциации доходов и жизненных шансов людей как основного материального условия их свободы. Особое внимание оно уделяет слабым, социально незащищённым группам населения, что достигается совокупностью сознательно и целенаправленно осуществляемых им мер.

Во-первых, выделением дополнительных средств и ресурсов для тех, кто в силу каких-либо причин не может самостоятельно обеспечить себе необходимый жизненный уровень и материальный достаток. Этопредполагает: создание и развитие оптимальной системы социальных услуг в обществе; формирование государственной системы социального обеспечения малоимущих граждан; установление минимального размера пенсий и пособий, гарантирующих достойный современного человека уровень жизни; создание специальных фондов для решения социальных проблем общества и отдельных граждан; постоянное совершенствование системы здравоохранения; обеспечение получения всеми гражданами бесплатного среднего образования; выплату социальных пенсий тем гражданам, которые в силу объективных причин не делали взносов в систему социального страхования или вообще не работали.

Во-вторых, стимулированием деятельности предпринимателей по обеспечению достойных условий труда, созданию дополнительных рабочих мест и оптимизации оплаты труда работников.

В-третьих, предоставлением государственной властью благоприятных возможностей гражданам и социальным группам создавать самодеятельные объединения, действовать в установленных нормативно-правовых рамках, позволяющих эффективно реализовывать и защищать свои интересы и потребности, согласовывать их с интересами государства и общества.

В-четвертых, созданием условий структурам гражданского общества по обеспечению с их стороны эффективного контроля над деятельностью государства по защите прав и свобод малоимущих граждан. Повышением роли правозащитных организаций и движений в решении социальных проблем различных слоев общества.

В-пятых, разработкой государством политических и экономических альтернатив разрешения конфликтных социальных ситуаций в обществе, созданием условий их компромиссного урегулирования, с учетом интересов различных социальных групп.

Вместе с тем социальное государство не ориентируется на порождение массового социального иждивенчества. Оно стимулирует социально-экономическую и профессиональную активность людей, достойно вознаграждает высокоэффективный и общественно-значимый труд.

Правовое и социальное государство является социально ответственным и динамично развивающимся институтом, в котором постоянно совершенствуются и оптимизируются его отдельные стороны и грани, взаимосвязи и взаимодействие между ними. Это, во многом, достигается благодаря тому, что в таком государстве не допускаются удовлетворение социально-экономических прав и притязаний в ущерб политической, экономической и духовной свободе, государственное вмешательство в экономику в ущерб рыночному регулированию, подмена парламентского утверждения государственного бюджета правительственным перераспределением национального дохода.

Особое положение в правовом и социальном государстве занимают вооруженные силы и другие силовые структуры. Их статус строго регламентирован законодательством, а функционирование и развитие осуществляются под контролем институтов гражданского общества. Армия и силовые структуры выполняют в обществе четко определенные функции и задачи, используются только по прямому предназначению.

В последние годы значительно возросла роль государства в экономических, социальных и политических преобразованиях, осуществляемых в Российской Федерации, обеспечении её национальной безопасности, восстановлении и укреплении международного авторитета страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство разрабатывает и осуществляет стратегию внутренней и внешней политики, определяет цели и приоритеты своей деятельности внутри страны и на международной арене. Высшей ценностью российского государства является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность.1

В Конституции Российской Федерации и других федеральных законах определяются направления и пути дальнейшего развитияи совершенствования российского государства как правового и социального. Основными из них являются: развитие экономики рыночного типа, обеспечивающей благосостояние и высокий уровень жизни людей, удовлетворение их материальных и духовных потребностей; фактическая реализация конституционных прав и свобод граждан; поддержание стабильности государственной власти, предотвращение политических, социальных и межнациональных конфликтов; достижение высокого уровня политической, правовой и нравственной культуры общества; воспитание граждан в духе патриотизма, строгого и неукоснительного соблюдения Конституции и законов Российской Федерации. Кроме того, действенным фактором формирования подлинно правового и социального государства является создание условий для выполнения на территории России норм международного права, закрепляющих общецивилизационные достижения и ценности человечества. С этой целью Конституция Российской Федерации устанавливает, что принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законодательством, то применяются нормы и правила международного договора.

Правовое и социальное государство представляет в современных условиях наиболее совершенную модель организации и функционирования общественной системы. Утверждение правового и социального государства позволяет эффективно решать различные проблемы социально-экономического, политического и духовного развития общества, обеспечивать его стабильность и динамизм.

* *

*

Возникновение государства связано с экономической и социальной дифференциацией общества на поздних фазах общинно-племенного строя. Его природа, сущность, структура и функции сложны и многомерны. Государство занимает центральное место в политической системе общества, обусловленное его социальным предназначением, как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть, регулирование общественных отношений. Сохранение и упрочение политической власти возможны лишь тогда, когда государство интегрирует интересы большинства членов общества. Обеспечивая консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими институтами политической системы, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

Правовое и социальное государство – закономерный результат длительной эволюции государственности. Будущее российского государства связано с реальным утверждением его как правового и социального, высшей ценностью которого является человек с его потребностями и интересами, естественными и неотчуждаемыми правами и свободами.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание основных концепций и теорий происхождения государства. Дайте определение понятия «государство».

2. Перечислите и раскройте основные признаки государства и его функции.

3. Чем обусловлена ведущая роль государства в политической системе общества?

4. Классифицируйте государства по различным основаниям. Охарактеризуйте основные типы современных государств?

5. В чем специфика республиканской формы правления в современной России?

6. Перечислите основные принципы и ценности правового государства.

7. Что такое социальное государство? Каковы основные приоритеты и направления его деятельности?

Литература

Гоббс Т. левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского// Соч. В 2-х т. – М.: мысль , 1991, т. 2.

Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. – М.: Юкза, 2002.

Конституция Российской Федерации. -М.: Издание ЦИК РФ, 2003.

Колутаев С.А. Социальная власть и государство. – М.: ВУ, 2004.

Коржихина Т.П., Семин А.С. Правовое государство: концепции и реальность. – М.,1995.

Ленин В.И. О государстве// Полн. собр. соч., т. 39.

Платон. Государство. Законы. Политика. – М., 1997.

Романенко В.Б. Государство в политической системе российского общества. – М., 2005.

Глава VIII

Наши рекомендации