Методические рекомендации студентам.

Общие требования

Содержание курсаопределяется его целями и задачами, необходимостью приобретения профессиональных компетенций направлено на достижение указанных целей.

В лекциях рассматриваются прежде всего проблемы, отличающиеся сложностью понимания и не получившие однозначного освещения в учебниках. Принципиальная важность посещения лекций диктуется тем, что в ходе их лектор стремится снять противоречия и неясности, имею­щиеся в учебниках, познакомить студентов с новейшими разра­ботками ученых в области теории конституционного права. Чтение учебной и науч­ной литературы не может заменить в полной мере лекций. В свою оче­редь, нельзя ограничиваться только материалами лекций, для освоения курса следует использовать учебную и научную литературу, рекомен­дуемую настоящими указаниями.

Кроме чисто учебных целей содержание курса должно способст­во­вать решению задач воспитания высоких нравственных качеств, в том числе необходимого уровня профессиональной нравственности, право­сознания и культуры.

Семинарские занятия –важнейший способ закрепления знаний, полученных на лекциях и при самостоятельной работе. Они позволяют в свободной обстановке обменяться мнениями, до конца уяснить проблемный вопрос, связать теоретические положения с прак­тикой. Вопросы, указанные в планах семинарских занятий, явля­ются основными в соответствующей теме. К ним надо готовиться са­мым тщательным образом. Раскрывая тот или иной вопрос, студент должен четко сформулировать теоретические положения, раскрыть значение изучаемого явления, привести аргументы в пользу выдвигае­мых теорий и против отвергаемых концепций.

Начинать подготовку к семинару следует с чтения конспекта лек­ций и соответствующего раздела учебника. Затем надо детально про­работать отдельные вопросы темы по литературе, приведенной в списке, в необ­ходимых случаях используя нормативные акты и памят­ники права. Ак­тивное поведение студентов на семинарах позволяет, помимо прочего, использовать эту форму учебного процесса как свое­образную школу мастерства устных выступлений, что немаловажно для будущих юри­стов.

По самостоятельной работе

Темы 1-7

При самостоятельной работе по данным темам студент, во-первых должен изучить особенности отрасли, ее нормы, а также - элементы структуры конституционно- правовых отношений.

Во-вторых, необходимо усвоить этапы развития конституционного права как отрасли и науки, изучить особенности ответственности в конституционном праве, определить круг источников конституционного права.

Данные знания могут быть получены при ознакомлении с рекомендованной учебной и научной литературой.

Основная литература: 1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. М. 2008 С.50-170; 2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.2007.С.60-169

Темы 8-15.

При самостоятельной работе по данным темам студент должен, во-первых, усвоить основные положения теории Конституции ( понятие, функции, свойства, формы), а также специальные юридические вопросы: порядок разработки, принятия, изменения и отмены Конституции; во-вторых, изучить особенности толкования Конституции, основные характеристики судебного конституционного нормоконтроля и правовых позиций Конституционного суда.

Кроме того, следует ознакомится со структурой Конституции РФ и содержанием глав 1-9.

С этой целью следует изучить:

А.) Основная литература: 1) Козлова Е.И., Кутафина О.Е., Конституционное право России. М. 2008.С.169-240; 2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации №.2007.С.171-230;

Б.) Научные издания, указанные в темах семинарских и практических занятий.

Темы 16-19.

При самостоятельной работе по данным темам студент должен усвоить понятие конституционного строя, уяснить содержание основ статуса личности, экономических основ, идеолого- политических основ и основы организации государства. Кроме того, студенту необходимо изучить конституционно- правовые статусы основных институтов гражданского общества, в их числе общественные объединения; некоммерческие организации, политические партии, религиозные объединения, профсоюзы, средства массовой информации.

При изучении указанных положений следует изучить действующие конституционно-правовые акты: 1) Федеральный Закон О некоммерческих организациях; Федеральный Закон О политических партиях, Федеральный закон О свободе совести и религиозных объединениях; Федеральный закон О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности; Федеральный закон О средствах массовой информации, а также научную литературу указанную в темах семинарских и практических занятий.

Основная литература:

1) Козлова Е.И., Кутафина О.Е., Конституционное право России. М. 2008. С.232-327; 2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.241-392,

Наряду с этим

Темы 20-29.

При самостоятельной работе по данным темам студент, во-первых, должен ознакомиться с конституционно- правовым нормативным содержанием основ статуса личности. С этой целью необходимо изучить главу II Конституции РФ и научно-практические комментарии к статьям 17-64 Конституции РФ. Научно-практические комментарии содержатся в различных печатных изданиях. Наиболее удачным следует считать комментарий данный в книге: Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под общ. ред. В.Д. Зорькина и Л.В. Лазарева. М.2009.

Во-вторых, нужно изучить: Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации; Закон РФ О беженцах; Закон РФ О вынужденных переселенцах и Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

При изучении законодательных актов обратить внимание на положения, закрепляющие предмет регулирования закона, круг субъектов, соответствующих прав; содержание правообязанностей, процедуры реализации и защиты прав, ответственность.

В-третьих, изучить учебную и научную литературу: 1) Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики. Под ред. д.ю.н. Ф.М. Рудинского. М., 2010; 2) Конрад Хессе. Основы конституционного права ФРГ. М., 1982; 3) Бурылов А.В., Кочев В.А. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений в Российской Федерации. Пермь.2006; 4) Кочев В.А. Конституционное право: основные понятия и институты. Пермь, 1999.

Основная литература:

1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2008.С.328-450.

2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.393-433.

Темы 30-36.

При изучении этих тем, студент должен освоить понятие и принципы избирательного права, стадии избирательного процесса, виды выборов, избирательные системы, а также основные понятия референдумного права (вопросы референдума, субъекты референдумного права, организация голосования).

При самостоятельной работе по данным темам студент должен ознакомится с учебной и научной литературой указанной в планах семинарских и практических занятий.

Основная литература: 1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2008.С.451-520; 2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.444-530. Кроме того следует изучить федеральные законы, указанные в УМК.

Темы 37-48

При самостоятельной работе по данным темам студент, во-первых, знакомится с новейшей юридической литературой:

1)Гошуляк В.В. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма. М., 1999. 2) Дзабсиба Ф.З. Федерализм: современная теория и политическая практика. Саратов, 1999. 3) Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М., 1999.

Во-вторых, изучает нормативное содержание главы III Конституции РФ и научно-практические комментарии к статьям 65-83 Конституции РФ.

В-третьих, формирует собственную правовую позицию по оптимальному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Основная литература:

1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2008.С.521-593;

2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.531-620.

Темы 49-52.

При самостоятельной работе по данной теме, студент должен, во-первых, усвоить место и роль Президента в системе разделения властей и как это его положение оформляется в государственно-властных полномочиях. С этой целью изучаются глава 4 Конституции РФ, научно-практические комментарии к статьям 11, 84-93 Конституции РФ, и научная литература: 1) Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус Президента РФ и США. М., 2003; 2) Окуньков Л.А. Президент РФ. М., 1996; 3) Окуньков Л.А. Правовые акты Президента РФ//Журнал российского права.1997. № 2.

Во-вторых, студент изучает структуры президентской власти, способствующие исполнению полномочий Президента. С этой целью необходимо ознакомится с подзаконными правовыми актами, указанными в настоящем УМК.

Основная литература:

1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2008.С.594-640;

2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.621-670.

Темы 53-58.

При самостоятельной работе по данным темам студент, во-первых определяет место и роль парламента в системе разделения властей и уясняет как это его положение оформляется в государственно-властных полномочиях. С этой целью изучаются глава 5 Конституции РФ, научно- практические комментарии к статьям 11,94-109 учебная и научная литература: 1) Авакьян С.А. Федеральное Собрание- парламент России. М., 1999; 2) Гранкин И.В. Парламент России. М., 2001; 3) Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М., 1990.

Во-вторых, студент изучает особенности федерального законодательного процесса. С этой целью необходимо ознакомиться с Регламентом Государственной Думы и Регламентом Совета Федерации, а также с юридической литературой по данной теме: 1) Попов В.М. Законодательная деятельность Государственной Думы Российской Федерации. М, 1999; 2) Крашененников П.В. Федеральный законодательный процесс. М., 2001.

Основная литература:

1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2008.С.640-701;

2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.670-712.

Темы 59-61.

При самостоятельной работе по данным темам студент, во-первых определяет место и роль Правительства в системе разделения властей и уясняет как это его положение оформляется в государственно-властных полномочиях. С этой целью изучаются глава 6 Конституции РФ, научно-практические комментарии к статьям 11, 110-117 и научная литература: 1) Исполнительная власть в Российской Федерации: научно- практическое пособие //отв. ред. А.Ф.Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. М., 1996; 2)Исполнительная власть в России. Истрия и современность, проблемы и перспективы развития // (отв. ред. Н.Ю. Хаманева . М., 2004 г.)

Во-вторых, студент знакомиться с системой и структурой федеральных органов исполнительной власти. С этой целью следует изучить правовые нормативные акты, рекомендованные по данным темам семинарских ( практических) и лабораторных занятий.

Основная литература:

1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2008.С.703-720;

2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.712-752.

Темы 60-64.

При самостоятельной работе по данным темам студент, во-первых определяет место и роль судов в системе разделения властей, характеризует самостоятельность судов в Российской Федерации и принципы организации правосудия. С этой целью изучаются глава 7 Конституции РФ, научно-практические комментарии к статьям 11,111-129 учебная и научная литература: 1) Витрук Н.В. Конституционное правосудие: судебное конституционное право и процесс.М.,1998; 2) Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации:система и принципы. М., 2002; 3) Судебная власть // под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003).

Во-вторых, студент изучает особенности организации деятельности Конституционного суда РФ и конституционного судопроизводства. С этой целью необходимо ознакомиться с Федеральным Конституционным законом О Конституционном Суде РФ и с Федеральным Конституционным законом О судебной системе в Российской Федерации.

Основная литература:

1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2008.С.721-763;

2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.753-784.

Темы 65-66.

При самостоятельной работе по данным темам студент, во-первых, определяет виды органов государственной власти субъектов Федерации, изучает их правовой статус, особенности взаимодействия с федеральными органами государственной власти. С этой целью изучается Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, а также учебная и научная юридическая литература, указанная по темам в планах семинарских (практических) и лабораторных занятий.

Во-вторых, студент знакомится с проблемами оптимизации разделения полномочий между органами государственной власти по-вертикали, которые актуализированы новейшей практикой. С этой целью, студент знакомиться с периодическими изданиями, публикуемыми в Российской Федерации.

Основная литература:

1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2008.С.764-787;

2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.784-821.

Темы 67-72.

При самостоятельной работе по данным темам студент знакомиться с основными понятиями и институтами муниципального права. При их изучении руководствуется учебной литературой: 1) Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007; 2) Кокотов А.Н.,Саломаткин А.С. Муниципальное право России. М., 2006, а также научными изданиями: 1) Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования. М.,2006; 3) Акмалова А.А. Модели местного самоуправления. М., 2007 и законодательными актами : Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; Федеральный закон о муниципальной службе в Российской Федерации.

Основная литература:

1) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2008.С.788-857;

2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.822-889.

По курсовым работам

Курсовые работыпишутся по одной из тем, приведенных в списках на­стоя­щих указаний. По согласованию с научным руководителем может быть выбрана и иная тема. Работа должна представлять собой углуб­ленное изложение теоретического материала. Студент должен в ней проявить не только умение пользоваться статьями и монографиче­скими исследо­ваниями по избранной проблеме, но и показать способ­ность анализиро­вать позиции различных авторов по затронутым во­просам, определить свою точку зрения, аргументировать ее.

После выбора темы следует, прежде всего, ознакомиться с суще­ст­вующей литературой по вопросу, затем составить план и согласовать его с преподавателем, являющимся научным руководителем работы, тщательно изучить журнальные статьи и монографии по теме. В слу­чае выбора темы с практической направленностью необходимо, кроме того, изучить нормативный материал, судебную и иную правоприме­нитель­ную практику, статистику и т.д. При этом необходимо делать ксероко­пии, соответствующие выписки с точным указанием выходных данных источников и страниц или статей нормативных актов. Это даст возмож­ность в последующем делать точные ссылки.

Только после этого следует приступать к написанию работы в соот­ветствии с планом, который в процессе написания может быть и скор­ректирован. В окончательном варианте план предшествует работе и по­мещается вслед за титульной страницей.

Работа должна быть, как правило, напечатана и правильно оформ­лена: цитаты заключаются в кавычки, в подстрочечных замеча­ниях (или в конце работы) необходимо указать источники, откуда взяты цитаты, а также все использованные фактические данные вы­воды и положения с обозначением всех выходных данных издания и стра­ницы.

В случае использования данных из глобальных сетей необхо­димо указать электронный адрес. Объем работы должен составлять 20 – 25 страниц стандартного машинописного текста (или соответствую­щее количество рукописных).

Результат усвоения материала оценивается по итогам 2-го обучения в весеннем семестре устным зачетом, а по итогам осеннего семестра- экзаменом. Кроме того, в ходе учебного процесса возможны письменные контрольные работы и тестирование, которые проводятся по решению преподавателя. При зачете по результатам 1-го семестра учитывается активность на семинарах и итоги контрольных тестов. В ходе письменного экзамена студентам предлагается ответить на два вопроса. Формулировки вопросов могут отличаться от помещенных в настоящем издании, но вопросы в любом случае соответствуют программе. Преподаватель вправе предложить дополнительное задание в виде задачи или в иной форме.

Результат экзамена оценивается по пятибалльной системе, при этом учитываются полнота и правильность ответов, понимание связей между анализируемыми явлениями и понятиями, наличие аргументов в обосновании той или иной позиции.

Экзамен проводится в устной или письменной форме по решению экзаменатора.

Наши рекомендации