Методические рекомендации студентам

Данный учебно-методический комплекс (УМК) рассчитан, прежде всего, на студентов юридических факультетов высших учебных заведений, изучающих деятельность международных судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Основная задачаучебно-методического комплекса – быть полезным для студентов дневной и заочной формы обучения самостоятельной работы.

Базовый учебный курс рассчитан на 84 аудиторных часа для студентов дневной формы обучения. Студенты заочной формы обучения значительную часть материала изучают самостоятельно: в соответствии с действующим учебным планом курс рассчитан на 166 общих часов учебного времени. Учебный план включает лекции (42 часа), семинарские занятия (42 часа), выполнение реферата, сдачу зачета. УМК призван помочь студенту сориентироваться в многообразии международных судебных учреждений, в определении инстанции куда следует обратиться. Предмет достоин изучения. При изучении международного правосудия рассматриваются различные аспекты правового регулирования их деятельности, а именно организационная структура, юрисдикция, порядок назначения судей и других служащих, процессуальный порядок рассмотрения дел, взаимоотношения с государствами. Главным источником для обобщений и выводов являются уставы и правила процедуры международных судебных учреждений.

Бурное развитие международных судебных учреждений ставит немало новых практических и теоретических вопросов, попыткой разрешения которых и является данный курс.

Разделы комплекса разрабатывались в соответствии с научной специализацией авторов, что позволило выстроить курс в собственной логической цепочке при концентрации внимания на главных моментах международного правосудия. Концепция УМК основывается на требованиях стандарта, предложенного вузам Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию по курсу «Международные суды».

Каждая тема курса объединяет учебно-методический материал, обеспечивающий различные формы познавательного процесса.

1. В программе очерчиваются общие границы темы и логическая последовательностъ изложения учебного материала, дается указание о том, на что следует обратить особое внимание. Программа курса является авторской и носит примерный характер.

2. Имея опорный конспект, можно не отвлекаться на запись лекции, а сосредоточиваться на понимании материала и по отдельным положениям делать соответствующие листы-вкладыши. Опорный конспект не заменяет учебник, он лишь помогает расставить акценты в самостоятельном изучении международного правосудия. Вместе с тем, он содержит тот минимум знаний, который позволяет студенту успешно участвовать в итоговом контроле знаний.

3. Формулировка вопросов семинарского занятия продолжает цикл изучения темы, а сам семинар содержит различные формы активной работы студента, определяемые преподавателем.

Перечень основных вопросов, определяющих теоретическое содержание всех тем курса, содержится в планах семинарских занятий для студентов дневного отделения. Студентам заочной формы обучения предлагается самостоятельное изучение этих вопросов, а для контроля усвоения, для разъяснения наиболее интересных и значимых проблем предложены 6 часов семинарских занятий, логически связанных между собой, наиболее актуальных для понимания современных проблем международного правосудия и наиболее сложных для усвоения.

4. Контрольные вопросы предлагаются студенту для самопроверки и оценки своей подготовленности к дальнейшей работе по теме. Эти вопросы могут использоваться как форма текущего и итогового контроля.

5. Список литературы подобран с учетом трудоемкости курса, исходя из реальных возможностей, бюджета и времени студента. Он дан общим списком, исходя из тех соображений, что, во-первых, изданной литературы, посвященной деятельности международных органов правосудия, мало. Во-вторых, каждый из них обладает определенными преимуществами, а не их совокупностью. Следует особо подчеркнуть, что структура каждой темы построена по принципу минимально необходимых требований к результирующему знанию, что для самоконтроля степени готовности к сдаче экзамена УМК содержит все необходимые компоненты, а учебник подбирается часто исходя из случайных обстоятельств. Было бы неплохо, если бы в распоряжении студентов были учебники Марусин И.С. Физические лица в международных судах: новые тенденции в развитии международных судебных учреждений. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. Гос. Ун-та, 2007 и Бондарев И.М. Система международных судебных учреждений: Учебное пособие.- Изд-во ЮРКНИГА, 2004.

6. Если учебным планом в системе заочного обучения предусмотрено написание контрольной работы, то кафедра рекомендует учесть следующие ее указания.

Контрольная работа призвана научить студентов связывать теорию с практикой, помочь студенту-заочнику приобрести опыт самостоятельной работы с научной литературой, выработать умение ее подбирать, изучать и четко излагать свои мысли при анализе узловых теоретических вопросов курса. Письменная работа является одной из форм проверки знаний и по своим требованиям приравнивается к зачету. Студент, не получивший «зачет» по контрольной работе, к зачету по спецкурсу «Международные суды» не допускается.

ПРОГРАММА КУРСА

по спецкурсу «Международные суды»

Наши рекомендации