Методические рекомендации студентам

При подготовке к семинарам рекомендуется следующий алгоритм работы. Ознакомиться с планом предстоящего занятия. Выделить вопросы, представленные в материалах лекций и предназначенные для самостоятельного изучения. Повторить материал по изучаемой теме, представленный в лекции, дополняя конспект материалами из рекомендованной преподавателем литературы. Изучить вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение, опираясь на литературу, рекомендованную преподавателем. Возможно составление краткого конспекта по всем пунктам плана.

Практические задания выполняются после изучения соответствующего теоретического материала в соответствии с указаниями, представленными в тексте практикума. Практические задания по самодиагностике выполняются студентами самостоятельно с помощью методик, указанных преподавателем. В отчете о проведенной самодиагностике следует указать: с помощью какой методики проводилась диагностика; все полученные данные (попытки, ошибки, время, варианты ответов и т. п.); как обрабатывались полученные данные (формулы, графики, интерпретация результатов и т. д.); все использованные при исследовании бланки прилагаются.

Реферирование и аннотирование научной литературы. Реферат — краткое точное изложение содержания статьи, монографии и т.п., включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации. Реферат включает следующие аспекты содержания исходного документа: предмет, тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы; дополнительную информацию. Язык реферата должен быть лаконичным, четким, убедительным, в реферате не должно быть второстепенной информации. Работа над рефератом включает следующие этапы: 1) общее ознакомление с реферируемым источником с целью оценки его темы, содержания и т. д. путем чтения заглавия, авторского резюме, введения, оглавления, просмотра текста, иллюстраций. 2) чтение документа, при котором выделяются ключевые моменты содержания. По ходу чтения студент делает необходимые заметки, выписки, использует различные знаки для обозначения ценной информации. 3) анализ выделенных сведений и окончательный отбор сведений для включения в реферат. 4) построение схемы изложения. 5) написание реферата с использованием отобранной информации, особых конструкций для реферативного изложения, а также моделей рефератов. Аннотация — краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Общие требования к составлению аннотации: данные об авторе; конкретная форма аннотируемого документа (если она не указана в библиографическом описании); предмет изложения и его основные характеристики (тема, основные понятия, процессы, место и время и т. д.); отличительные черты документа по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению; конкретный читательский адрес (кому адресуется документ, дополнительный круг читателей); научно-справочный аппарат, оформление, иллюстрации (если данные сведения не указаны в библиографическом описании). Язык аннотации должен быть точным и конкретным. При аннотировании можно рекомендовать следующую последовательность действий: 1) Прочтите заголовок текста. Определите, дает ли он представление о содержании текста. 2)Просмотрите, делится ли статья на разделы (есть ли подзаголовки). Если «да», прочтите подзаголовки. 3) Обратите внимание, есть ли рисунки, схемы, таблицы. Если «да», прочтите подписи под ними. 4) Прочтите первый и последний абзацы текста и по ключевым словам определите, о чем текст. 5) Составьте аннотацию, включив в неё необходимые сведения (см. требования к составлению аннотации).

Глоссарий

Автоматизированные умения и навыки —умения и навыки человека, связанные е выполнением им какой-либо сложной деятельности, доведенные до уровня автоматически точно и четко выполняемых действий и реакций, не требующих со стороны человека систематического, сознательного контроля.

Авторитарный стиль педагогического общения– функционально-деловой подход к студенту, когда преподаватель исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему. Для этого стиля характерны стереотипные и субъективные оценки студентов, недооценка со стороны преподавателя положительного значения таких качеств как самостоятельность, инициативность.

Академия —учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования по одной-двум группам специальностей, осуществляет научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Аккредитация организаций образования —процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их совершенствования.

Активные методы обучения -это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Анализ продуктов деятельности— метод исследования материальных, документально фиксированных продуктов деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.) и функциональных (процессуальных) продуктов деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем, вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов, а также поведенческие проявления активности работников).

Аналогия — механизм создания нового образа по сходству с уже имеющимся.

Аттестация педагогических работников —процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям.

Бакалавр —академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования.

Болонская декларация 10 июня 1999 (основные тезисы):введение легко читаемых и сравнимых степеней; введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр; введение единой системы академических кредитов, сходной с ECTS (European Credit Transfer System); стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения; применение общеевропейских Приложений к диплому (Diploma Supplement);создание системы оценки качества образования.

Болонский процесс —процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Ведущие профессионально важные качества — качества, в наибольшей степени определяющие эффективность профессиональной деятельности

Взаимодействие социальное— взаимное влияние людей на сознание и поведение друг друга, приводящее к взаимопониманию и организации совместной деятельности.

Взаимоотношения— социальная связь, при которой каждый участник стремится удовлетворить свои материальные или духовные потребности на основе взаимообмена с другими участниками.

Внимание — произвольная или непроизвольная направленность активной психической деятельности на конкретный объект, ситуацию, сферу жизни.

Воображение — способность человека к созданию новых образов, не существовавших ранее.

Воспитание -процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение студентом необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей.

Восприятие — процесс формирования субъективных образов объективно воздействующего на наши органы чувств окружающего мира.

Выбор профессии — часть жизненного пути человека, представляющая процесс принятия решений, которые определяют дальнейшую профессиональную судьбу человека.

Высшее образование – образование, обеспечивающее активную социальную позицию субъекта, успешную интеллектуальную деятельность в избранной сфере общественной жизни, не имеющую полного предписания и осуществляемую на научной основе, а также потенциал творческого развития избранной сферы деятельности и самостоятельного усвоения новых объектов этой сферы.

Высшее учебное заведение(сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами)—учреждение, дающее высшее профессиональное образование.

Глобальное образование -одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-гг как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном мире.

Государственная аттестация организаций образования —процедура, проводимая с целью контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта.

Государственный образовательный стандарт высшей школы -комплекс норм и положений, согласующих основные требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания со стороны субъектов.

Группа — два или более лица, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

Групповая поляризация — феномен, наблюдаемый в ситуациях принятия решения группой, когда мнение (позиция) группы более радикально, чем индивидуальное мнение (позиция). Смещение мнения группы в сторону ранее существовавшей индивидуальной тенденции.

Гуманизация образования –это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становления отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека.

Гуманитиризация образования -расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление интеграции их содержания для получения системного знания.

Действие — 1) основной структурный компонент деятельности; представляет собой произвольную, преднамеренную, опосредованную активность, направленную на достижение осознаваемой цели; 2) относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Деловая игра —средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.

Демократический стиль педагогического общения –личностный стиль, учитывающий индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах.

Деформация личности профессиональная —изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности.

Деятельность — специфически человеческая форма целенаправленного отражения и преобразования мира, источник происхождения культуры, становления социальной организации и формирования личности.

Дидактика высшей школы– отрасль педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения в вузе и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.

Дистанционные образовательные технологии —обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Докторантура —форма подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях и научных организациях.

Дополнительное образование —процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

Единый государственный экзамен —одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях общего среднего образования, совмещенной со вступительными экзаменами в организации образования, дающей послесреднее или высшее образование;

Закономерности обучения -это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях).

Знания -это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Индивидуализация обучения –организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школьника. В рамках профильной школы индивидуализация обучения находит выражение в создании индивидуальных образовательных траекторий отдельных учащихся.

Индивидуальный стиль деятельности— устойчивая личностно окрашенная система относительно однородных приемов, способов, методов, навыков выполнения той или иной деятельности.

Индивидуальный стиль общения- совокупность относительно устойчивых и характерных для данной личности приемов и методов организации общения.

Институт —учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего образования по одной-двум группам специальностей, осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Интегрированные образовательные учебные программы —образовательные учебные программы, разработанные с учетом непрерывности и преемственности уровней и содержания образования.

Интеллект — основная общая способность личности, представляющая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных способностей субъекта.

Интериоризация (интернализация)— перенос общественных представлений в сознание отдельного человека, напр., усвоение языка.

Интуиция — процесс порождения нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотрения.

Информационная основа деятельности (ИОД) — совокупность информационных признаков, характеризующих предметные и субъектные условия деятельности, позволяющие организовать деятельность в соответствии с вектором мотив-цель.

Итоговая аттестация обучающихся —процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.

Кафедра —подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации.

Когнитивные психические процессы — один из классов психических процессов, обеспечивающих познание внешней и внутренней среды личности. Включает процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, воображения, памяти и мышления.

Когнитивные структуры — индивидуально-своеобразные формы организации личностью своего интеллектуального (ментального) опыта, лежащие в основе его упорядочивания и регулирующие познавательную активность личности.

Коллективный субъект деятельности — реально действующая группа, обязательными характеристиками которой являются: общие цели деятельности; совместные действия, без которых невозможен процесс достижения этих целей; полученный результат — база для оценки действий всей группы.

Коммуникативная компетентность — обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Коммуникативные процессы — класс процессов, обеспечивающих функционирование коммуникативной подсистемы психики и лежащих в основе межличностного взаимодействия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибуцию, вербальное и экспрессивное взаимодействие и др.

Комплекс (в психоанализе)—неосознаваемое образование, обуславливающее структуру и направленность сознания.

Комплексное тестирование —форма экзамена, проводимого одновременно по нескольким учебным дисциплинам с применением информационных технологий.

Консультация– форма занятий,предполагающая вторичный совместный разбор преподавателем и студентом учебного материала, который либо слабо усвоен обучающимся, либо не усвоен совсем.

Кредитная технология обучения —обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.

Культура— исторически сложившиеся способы деятельности и поведения, предписываемые нормами и ценностями общества. Элементарная единица К. — роль социальная.

Лекция -систематическое изложение материала по трем-четырем выделенным ключевым вопросам, раскрывающих суть темы.

Либеральный стиль педагогического общения –стиль, характеризующийся попустительством, фамильярностью и анархией. Порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывая у них напряженность и тревогу.

Лидерство — процесс, в ходе которого поступки людей организуются в единую систему совместной деятельности, причем один человек или группа лиц (лидер) оказывают наибольшее влияние.

Личностный подход -ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Формируется как продукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности.

Личность — более или менее интегрированная система диспозиций, обусловленных индивидуальностью субъекта, его включенностью в определенную культуру и социальную организацию.

Лонгитюдное исследование,или лонгитюд (от англ, longitude — долгота), — многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. В процессе лонгитюда фиксируются изменения и различия людей при относительном постоянстве внешних факторов. Лонгитюд позволяет определить профессиональные изменения в течение трудоспособного возраста человека.

Магистр —академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы магистратуры.

Манипуляция — вид психологического воздействия, в ходе которого один из общающихся стремится получить односторонний выигрыш за счет использования другого в качестве средства достижения своих целей.

Метод «мозговой атаки»- мыслетехнический метод социальной инженерии, направленный на стимулирование творческой активности и сплочение группы.

Метод имитации коллективной профессиональной деятельности – используется на интерактивных занятиях, характеризующихся выделением ролей (не менее двух), назначением на них обучаемых, взаимодействием участников занятий, занимающих различные игровые должности. К ним относятся занятия, на которых используются методы разыгрывания ролей, «мозговой штурм», игровое проектирование (конструирование), деловые игры, в которых имитируется коллективная профессиональная деятельность с опорой на групповое творческое мышление.

Метод инцидентов (от лат. incidents – случающийся) – случай, происшествие, столкновение, обычно неприятного характера. В учебной практике инцидент имитируется в виде аварийной или стрессовой ситуации, требующей от обучаемых быстрых и решительных, подчас неординарных действий или решений. При обработке инцидента проверяются наличие определенных профессиональных навыков, доведенных до автоматизма, а также самообладание и наличие необходимых волевых качеств.

Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Модель (профиль) специалиста –конструкт, созданный на основе квалификационной характеристики, в которой фиксируется система требований к работнику: основной характер деятельности работника, совокупность знаний, умений, навыков, личностные качества, необходимые для данной профессии.

Модель подготовки будущего специалиста –модель специалиста, в которой осуществляется проекция требований к нему на требования к организации учебного процесса к содержанию учебных планов, программ, к методам обучения.

Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотивационная система личности — целостная организация всех побудительных сил активности, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Включает ряд основных компонентов: потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.

Мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и максимальном удовлетворении всех иных потребностей. Рассматривается как мета-мотивация, регулирующая меру выраженности всех других мотивов

Мультимедийный курс - интерактивный текстовый (гипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде.

Навык — автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.

Научно-исследовательская деятельность -1. Индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности; 2. Работа педагогов-ученых (теоретиков и методистов), занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса;

Нострификация документов об образовании —процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных лицам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах).

Образовательная деятельность —процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности.

Образовательный мониторинг —систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети организаций образования.

Обучаемость — одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации; 2) способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков.

Обучение– целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых для выполнения каких-либо функций.

Общение — вид коммуникации, осуществляющийся в форме непосредственного контакта между людьми.

Очная форма обучения – такая форма обучения, где обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в ус­ловиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой.

Ощущение — психический процесс отражения свойств предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Память — многоуровневая, развивающаяся, динамичная, гетерархическая система организации индивидуального опыта в целях предстоящей деятельности.

Педагогическая инновация -нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Педагогическая технология —системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации научного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов.

Педагогические способности– индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда, создание продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого.

Педагогический закон -внутренняя, существенная, устойчивая связь педагогических явлений, обусловливающая их необходимое, закономерное развитие.

Педагогическое умение —единство интеллектуальных и практических действий преподавателя по руководству деятельностью студентов.

Перцепция — восприятие, обусловленное социальными факторами — например, усвоением языка.

Познавательная мотивация субъекта практического мышления — мотивационное образование, стимулирующее познание объекта, с которым взаимодействует профессионал.

Потребности самоактуализации — потребности развития, связанные со стремлением человека к творчеству, созиданию, самоутверждению.

Потребность — один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, которое создается испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступает источником его активности.

Потребность достижений — предрасположенность к принятию в будущей деятельности максимально высокого личного уровня исполнения.

Практикум– учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Практическое занятие– форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя.

Представление — психический процесс оперирования вторичными образами предметов и явлений без наглядной основы.

Проективные тесты — группа тестов, предполагающих проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества. В психологии труда используются для диагностики некоторых профессиональных феноменов, а также как вспомогательные методы при профессиональном консультировании.

Промежуточная аттестация обучающихся— процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения.

Профессиограмма— характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений ' и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Профессиограмма позволяет определить профессиональную пригодность человека.

Профессиография— комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения.

Профессионализация— процесс формирования личности профессионала, начинающийся с момента выбора профессии и длящийся в течением всей профессиональной жизни человека.

Профессиональная деформация— всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Деформации могут подвергаться мотивационные, познавательные компоненты структуры субъекта деятельности и сфера его индивидуально-личностных особенностей.

Профессиональная идентичность— профессиональный «Я-образ», включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я».

Профессиональная информация— форма профессионального просвещения. Представляет собой ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе материального стимулирования, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста.

Профессиональная консультация— форма профессиональной ориентации, представляющая собой систему мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессиональной деятельности.

Профессиональная миграция— смена вида профессиональной деятельности, места работы, специальности и профессии.

Профессиональная мобильность— готовность и способность работника к смене выполняемых производственных заданий, освоению новых специальностей или изменений в них, возникающих под влиянием технических и технологических преобразований.

Профессиональная ориентация— научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно полезному труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и способностями личности и с учетом потребностей рынка труда.

Профессиональная пригодность— соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.

Профессиональная пропаганда— это форма профессионального просвещения. Предполагает агитацию профессий, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства.

Профессиональная социализация— присвоение специалистом групповых норм, ценностей, правил профессионального поведения; идентификация себя с профессией.

Профессионально важные качества (ПВК) — свойства субъекта деятельности, необходимые для ее нормативно заданного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром.

Профессиональное обучение— искусственно созданная социальная система обучения конкретной профессии.

Профессиональное просвещение— форма профессиональной ориентации, заключающаяся в выработке у учащихся знаний о мире профессий, способах и условиях осуществления профессионального выбора.

Профессиональное развитие— неотъемлемая часть профессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формировании отрицательных феноменов (деформаций, специфических состояний), снижающих профессиональную эффективность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь.

Профессиональное самоопределение— активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения — осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий; самоанализ и самооценка.

Профессиональный профиль— совокупность критериев оценки личности специалиста. Включает виды деятельности, профессионально важные качества, ключевые квалификации, социально-профессиональные роли и способы поведения.

Профессиональный стереотип— определенный уровень достигнутого профессионального мастерства, проявляющийся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности.

Профессия— вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы. Название профессии определяется исходя из применяемых орудий труда (машинист, крановщик, токарь), предметов труда (машиностроитель, горняк), способа воздействия на предмет труда (сверловщик, штамповщик) или характера и содержания труда.

Психические состояния — понятие, использующееся для условного выделения в психике ее относительно статического момента, в отличие от понятия «психические процессы», подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия «психические свойства», указывающего на закрепленность проявлений психики в структуре личности.

Психологическая структура деятельности — целостное единство основных инвариантных компонентов деятельности, а также реализующих их психических механизмов.

Психологические свойства деятельности — совокупность основных характеристик деятельности, включающая свойства целенаправленности, мотивированности, осознаваемости, произвольности, предметности, активности, адаптивности, системности.

Рабочая тетрадь– учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Рейтинговая система –метод оценки успеваемости студента в учебном семестре, учитывающий совокупность всех текущих показателей его работы. Итоговая оценка успеваемости студента за семестр по каждой дисциплине выводится на основе суммирования рейтинговых баллов, полученных каждым студентом во всех контрольных во время семестра, а также во время зачетной и экзаменационной сессии.

Самоопределение личности— сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самооценка— осознаваемая оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, положения среди других людей.

Самопрезентация— убедите

Наши рекомендации