Методические рекомендации студентам

Цель учебной дисциплины заключается в формировании у студентов системы устойчивых знаний по отечественной истории второй половины XV – XVIII вв., а также в выработке целостного представления о характере и особенностях развития России в период позднего феодализма. Задачами программы являются:

Ø изложение содержания основных этапов и факторов исторического развития России второй половины XV – XVIII вв. в контексте всемирной истории;

Ø характеристика важнейших дискуссионных проблем отечественной истории;

Ø повышение профессионального уровня студентов-историков на основе применения традиционных и новых методов обучения;

Ø использование приобретенных профессиональных знаний и компетенций для ориентации в современных проблемах общественно-политической жизни России и тенденциях мирового развития;

Ø способствование осмысленному развитию национально-культурной идентичности студентов.

Предметом изучения учебной дисциплины является история России в пределах постоянно менявшихся территориальных рамок страны, народов, населявших её; история государства, образовавшегося при решающей роли русского народа; история общественной мысли и общественных движений второй половины XV – XVIII вв.

Источниками и историографической основой учебного курса послужили наиболее значимые памятники древнерусской литературы, законодательные документы, а также прочие типы и виды источников.

Для успешного изучения дисциплины студент должен знать основные факты российской истории, обладать навыками работы с текстом, уметь обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал. Особое место в учебном курсе отводится самостоятельной работе студентов, в том числе – использованию мультимедийных средств обучения, электронных и сетевых информационных ресурсов. Учащиеся должны владеть навыками работы с персональным компьютером, текстовыми, графическими редакторами, поисковыми программами глобальной информационной сети Интернет, оптическими и магнитными носителями электронной информации.

Изучив курс «История России второй половины XV – XVIII вв.», студенты должны:

§ освоить основную учебную и справочную литературу по отечественной истории, а также наиболее значимые источники;

§ знать основные историософские концепции русской истории, базовые термины и понятия исторической науки;

§ усвоить конкретные научные знания по отечественной истории, в том числе её периодизацию, важнейшие этапы развития исторической науки;

§ понимать взаимосвязь отечественной и мировой истории;

§ приобрести навыки работы с историческими источниками, разработки конкретных исторических тем с использованием сетевых электронных ресурсов;

§ быть компетентными в области представления, тиражирования и распространения результатов исследовательской работы в многовариантной форме: в виде научного, научно-популярного сочинения, электронного издания и пр.;

§ быть компетентными в сфере применения полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

В ходе индивидуального изучения дисциплины, а также в процессе выполнения самостоятельной работы по курсу отечественной истории рекомендуется соблюдать определенный алгоритм учёбы. Он включает изучение содержания раздела или темы при помощи учебной программы, последовательное знакомство с фактическим материалом по учебным пособиям и справочным изданиям. При необходимости следует привлекать дополнительные источники информации. После выполнения описанных выше этапов самостоятельной работы необходимо проверить и закрепить полученные знания. Для этого рекомендуется использовать вопросы для промежуточного контроля и тестирования, включённые в УМК, задания в учебных пособиях, а также самостоятельно составлять проверочные задания по освоенным темам. При наличии затруднений методического, библиографического или иного характера необходимо проконсультироваться с преподавателем. Более подробные рекомендации по изучению отдельных тем и разделов курса приведены в теоретической части Учебно-методического блока УМК по отечественной истории.

ГЛОССАРИЙ

АВТОНОМНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - принцип государственной политики в области образования, закрепленный в законе Российской Федерации «Об образовании». В соответствии со статьей 32 закона, «образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной или иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения».

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ - издаваемое на правах рукописи краткое изложение автором содержания диссертационной работы; рассылается перед защитой диссертации членам Специализированного совета, в котором происходит защита, заинтересованным организациям и ученым для ознакомления.

АДЪЮНКТУРА - одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских учреждениях Вооруженных Сил. Аналогична аспирантуре в гражданских вузах. Окончившие адъюнктуру и защитившие диссертацию получают ученую степень кандидата наук.

АКАДЕМИЯ - широко распространенное название для разнообразных научно-исследовательских учреждений и учебных заведений. Слово А. происходит от имени древнегреческого героя Академа, в честь которого была названа священная роща в окрестностях Афин. В этой роще в IV веке до н.э. читал лекции своим ученикам Платон, поэтому основанная им школа получила название А. Научные А., обычно называемые А. наук, представляют собой комплексные учреждения, объединяющие ученых - в РФ действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов, а также научные организации - научно-исследовательские институты, научные центры и библиотеки, музеи, ботанические сады и т.д.

Актерское Мастерство (Actor's skill) – принцип перевоплощения, когда актер как бы олицетворяет себя со своим персонажем и действует от его имени. Техника а. м. в хореографии отличается спецификой, прежде всего, связанной с ограниченным набором инструментов танцовщика (тело; танцевальная техника; музыкальность; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т.д.), исключающего использование голоса. Основой а. м. в хореографии служит музыка, содержание которой воплощается танцовщиком через танец. Однако техники а. м. в хореографии, существующие на основе этого общего принципа, могут значительно отличаться друг от друга. Основой этого отличия является степень нарративности воплощаемой в танце идеи или сюжета. В системе подготовки артистов балета дисциплина а.м. сформировалась в 1930-х гг. на основе системы К.С. Станиславского, однако до сих пор не существует закрепленной методики ее преподавания.

Артист балета (The ballet dancer) – творческий работник театра, профессиональный балетный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии в балетных спектаклях и других произведениях балетного искусства.

Артист танцевального ансамбля (коллектива) (The dancer) – творческий работник, профессиональный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии в спектаклях и других произведениях танцевального искусства.

АСПИРАНТУРА (от лат. Aspiro стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций с 1934). В нач. 1990-х гг. в Российской Федерации св. 60 тыс. аспирантов, в т. ч. при вузах св. 40 тыс. В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная аспирантуре, осуществляется главным образом при университетах в специальных центрах т. н. Последипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской).

АТТЕСТАТ - Официальный документ об окончании учебного заведения, о присвоении какого-нибудь звания. (Ожегов С.И.)

АТТЕСТАЦИЯ (от лат. attestatio - свидетельство) - 1) определение, установление соответствия уровня знаний, квалификации работника, занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией; 2) заключение, отзыв о деловых качествах и знаниях работников.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ - комплексная оценка уровня квалификации, педаго­гического профессионализма и продуктивности деятельности работников государствен­ных, муниципальных образовательных учреждений.

БАЗОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - термин, обозначающий неинституализированную форму базовой подготовки без которой невозможно получение специальной подготовки по определенным профессиям. Она включает: теоретические знания как фундаментальную основу для получения профессии (политехнические, общетехнические, общепрофессиональные), составляющие базу для дальнейшего профессионального образования; учебные, экспериментальные и политехнические навыки и умения, присущие различным видам деятельности и выражающие ее общие черты, признаки и характеристики различных профессиональных групп; виды деятельности, характеризующие общность действий при их выполнении (проектирование, диагностика контроль за технологическим процессом, учет результатов деятельности и др.); общие качества личности - трудолюбие, дисциплинированность; точность реакции; системность мышления; аккуратность в работе; стремление к экспериментальной, творческой деятельности и др.: опыт практической деятельности, полученный до поступления в профессиональную школу.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, сориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.

БАКАЛАВР (от ср.-век. Лат. Baccalaureus), в большинстве стран первая ученая степень, приобретаемая студентом после освоения программ базового высшего образования (3-5 лет обучения в вузе). В Российской Федерации с нач. 90-х гг. Во Франции звание бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы и дает право поступления в вузы.

Балетмейстер (The ballet master) – творческий работник, в соответствии с должностной характеристикой под руководством балетмейстера-постановщика (хореографа) участвующий в работе по созданию (сочинению) новых, возобновлению ранее поставленных хореографических произведений, и по выпуску их на сцену.

Балетовед – специалист в области исследования балетного искусства, историк балета, балетный критик, не редко совмещающий эти функции с преподавательской деятельностью в соответствующей сфере.

Балетоведение – наука, изучающая историю и теорию балетного искусства, опираясь на методологию истории и литературоведения; отделом б. является балетная критика.

Бальный танец (Ballroom dance) – вид парного танца, имеющий народные истоки, исполняемый в специальных помещениях. Исторически бальный танец это любая форма формального общественного танца, который исполнялся в обществе в разные эпохи ради развлечения. С введением современного понятия «танцевальный спорт» термин «бальные танцы» стал сводиться к достаточно узкому понятию «спортивный бальный танец».

БИЛЕТ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ (франц. billet, от позднелатинского billeta) - билет, содержащий вопросы, на корые должен ответить учащийся на устных ак менах. В советской общеобразовательной школе введены в 1938 г., составлялись школам! 1945 г. Министерством просвещения РСФСР также министерствами просвещения в СССР были введены единые Б.э. для выпускных экзаменов.

ВОСПИТАНИЕ (как пед. явление) - 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный пед. процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в к-рой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом)', 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок - объект пед. воздействия)', 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, соц. и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7) (в самом узком, конкретном значении) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное и т. д. воспитание. Воспитание духовное - формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. - это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. Воспитание нравственное - формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. Воспитание политическое - формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей. Воспитание половое - систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни. Воспитание правовое - процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения. Воспитание трудовое - совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь В. т. - включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку. Воспитание умственное - формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности. Воспитание физическое - система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании. Воспитание художественное - формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей. Воспитание экологическое - целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности. Воспитание экономическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления. Воспитание эстетическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты. Эстетическое сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря К-рым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы. Воспитание этическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В. р. реализуется воспитательный процесс.

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (вузы), готовят специалистов с высшим образованием для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, многие ведут также научно-исследовательскую работу теоретического и прикладного характера, осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней специальной школы и дипломированных специалистов. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, учебные академии, консерватории. Сроки обучения 4-7 лет.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - уровень профессиональной квалификации специалиста, получаемый в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования и подтверждаемый соответствующим дипломом.

ГИМНАЗИЯ - среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления (термин заимствован из Древней Греции от «гимнасий»). Г. дает углубленное изучение дисциплин, обеспечивающее вариативность образования в зависимости от его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ образовательного учреждения (аккредитация - от лат. credo - вера, доверие - признание) - подтверждение соответствия образовательного учреждения определенным квалификационным и образовательным нормам это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным тре­бованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебного заведения и образовательным программам.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ВПО) ГОС ВПО утвержден постановлением Правительства от 12.08.94 г. № 940 и устанавливает структуру ВПО, документы о ВПО, общие требования к основным профессиональным образовательным программам ВПО и условиям их реали­зации; общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем; академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания ВПО; общие требования к перечню направлений (специальностей) ВПО, порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) ВПО в качестве федерального компонента, правила государственного контроля за соблюдением требований данного стандарта. В соответствии со стандартом ВПО осуществляется на базе среднего (полного) общего образования; среднего профессионального образования.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС НПО). Важным теоретическим положением концепции ГОС НПО является обоснование ведущей роли понятия «квалификация» и его категорий «ступень квалификации» и «уровень квалификации». Роль и место профессии, специальности в экономической системе отражены в квалификационной структуре профессионального образования России, представленной совокупностью ступеней квалификации. Профессиональное мастерство конкретной личности в рамках ступени квалификации характеризует уровень квалификации. Перечень профессий и специальностей НПО содержит в основном профессии широкого профиля, применительно к каждой профессии указана ступень квалификации, определены минимальные (базовые) сроки обучения и возможные специализации (основные специальности), пол и возраст обучаемых. На основе регламентируемых Перечнем параметров образовательные учреждения определяют параметры подготовки: фактический срок обучения, количество и состав специальностей, по которым осуществляется подготовка, варьируемые в зависимости от конкретных условий. Структура содержания НПО регламентируется Моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования как документом госстандарта, устанавливающим основные инвариантные структурные компоненты его содержания. Она также содержит требования к максимальной учебной нагрузке обучающихся для различных форм подготовки и показывает разделение компетенций органов управления на федеральном и региональном уровнях и образовательных учреждений при разработке содержания образования по конкретной профессии. Каждое направление подготовки содержит общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естествен­нонаучный циклы, а профессиональная подготовка - общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы. Разделение профессионального цикла на базовый и специальный курсы отражает ориентацию начального профессионального образования на подготовку по профессиям широкого профиля. Профессиональный цикл обучения включает содержание, направленное на освоение собственно профессиональной деятельности, поэтому в отличие от других циклов он, помимо предметов, включает практическое обучение (производственное, практику и другие виды).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ОО). Под стандартом основного общего среднего образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социальный заказ) и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки выпускников. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее Государственный образовательный стандарт) устанавливает достаточный для полноценного образования минимум содержания основной общеобразовательной программы, допустимый для разных возрастных категорий обучающихся, максимальный объем учебной нагрузки, требования к подготовке выпускников, освоивших основную общеобразовательную программу. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается как единственная норма в части содержания основного общего образования, при условии соблюдения которой реализуется свобода отдельных лиц и организаций в создании и осуществлении деятельности образовательных учреждений (организаций), академические свободы педагогических работников и автономность обра­зовательных учреждений. Формы организации образовательного процесса, методы и приемы воспитания и обучения к сфере регулирования государственным образовательным стандартом не относятся. Структурно Государственный образовательный стандарт состоит из общей части, государственного базисного плана, федерального базисно­го плана, базисного плана Российской Федерации, федерального и национально-регионального компонентов и составляющих их образовательных областей. При этом каждая образовательная область федерального компонента включает общие положения, обязательный минимум содержания образовательной области, требования к уровню подготовки выпускников. В своей совокупности базисные планы устанавливают нормативные сроки освоения основной образовательной программы основного общего образования, общее число недельных учебных часов, их распределение по компонентам, период и продолжительность их изучения, а также количество учебных часов, отне­сенных к компетенции субъекта Российской Федерации. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта включает содержание образования, общеобразовательная ценность которого доказана отечественной и мировой практикой образования. Требования, установленные Государственным образовательным стандартом, достижимы каждым обучающимся, выполняющим в полном объеме свои учебные обязанности, за исключением случаев, когда обучающиеся ограничены состоянием здоровья, что регулируется специальным законодательством. Структура обязательного минимума содержания Государственного образовательного стандарта обеспечивает возможность создания на его основе вариативных учебных программ, учебников и пособий, гарантирует этим свободу творчества всех участников образовательного процесса. Требования к уровню подготовки выпускников учреждений (организаций) общего среднего образования содержат характеристику минимального и в то же время достаточного для достижения целей основного общего образования уровня подготовки, выражены в предметно-деятельной форме и рассчитаны на возможность контроля и инструментальной проверки.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ПО). Федеральный компонент ГОС ПО рассматривается как инструмент, с помощью которого на государственном уровне осуществляется управление качеством профессионального образования; обеспечиваются гарантии членам общества, их конкурентоспособность на отечественном и мировых рынках, с одной стороны, и удовлетворение персональных потребностей - с другой; создаются основы для разработки вариативных профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения образо­вательного процесса, организации аттестации образовательных учреждений и т.д., а также условия функционирования в России системы не­прерывного образования. Стандарт профессионального образования создан с учетом установления эквивалентности документов об образовании в разных странах в целях осуществления равноправного обмена студентами и учащимися, признания документов об образовании при приеме на работу выпускников профессиональных образовательных учреждений в России, СНГ и дальнем зарубежье, приема на следующую ступень образования; а также с целью оценки интеллектуального потенциала страны. При разработке ГОС ПО принята двухуровневая концепция проектирования федерального компонента. На первом (уровне правительства) - принимаются основополагающие документы государственного стандарта. Это документы, имеющие долгосрочный характер и определяющие стратегически важные параметры стандартизации. Документы стандарта, ориентированные на конкретные профессии, специальности, направления подготовки рассматриваются и принимаются на уровне федеральных органов образования и составляют второй федеральный уровень ГОС ПО. К документам первого уровня ФК ГОС профессионального образования относятся реестры профессий, специальностей и направлений, подготовка по которым в соответствии с законом РФ «Об образовании» регулируется на государственном уровне: Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, Классификатор специальностей среднего профессионального образования, Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Основополагающими являются также документы ФК ГОС, устанавливающие структуру содержания профессионального образования на всех его уровнях. Стандарты, регламентирующие обязательный минимум содержания основной образовательной программы и требования к уровню подготовки выпускников по конкретной профессии, специальности или направлению, разрабатываются по позициям федерального Перечня и классификаторов и относятся к документам второго уровня.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС СПО) В соответствии с законом РФ «Об образовании» постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. № 387, утвержден порядок разработки, утверждения и введения в действие ГОС СПО. ГОС СПО утверждается: - в части общих требований к структуре среднего профессионального образования и образовательным программам среднего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему - Правительством Российской Федерации; - в части государственных требований к минимуму содержания основных образовательных программ, к уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования, к образцам документов о среднем профессиональном образовании, перечню специальностей, правилам государственного контроля за соблюдением государственного стандарта - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области среднего профессионального образования, по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения среднего профессионального образования. ГОС СПО содержит следующие разделы: I. Общие требования в области содержания и применения, где определены: 1) структура среднего профессионального образования, типы документов государственного образца о среднем профессиональном образовании; 2) общие требования к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и условиям их реализации; 3) общие нормативы учебной нагрузки студента среднего специального учебного заведения; 4) общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образования; 5) порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности среднего профессионального образования в качестве федерального компонента; 6) правила государственного контроля за соблюдением требований настоящего стандарта. II. Определение понятий, используемых в настоящем стандарте. В этом разделе дано определение среднего профессионального образования как образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемого в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным настоящим стандартом. Завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Определены понятия основной профессиональной образовательной программы СПО, которая представляет собой документ (пакет документов), определяющий уровень образования по конкретной специальности. В разделе объясняется, что нормативный срок обучения - это расчетный срок освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования при очной форме обучения; дается определение документа о СПО; представлена структура СПО как совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных про грамм среднего профессионального образования, характеризующих уровни среднего профессионального образования. III. Структура СПО, документы о СПО. В разделе определены два уровня СПО: базовый и повышенный, а также сказано, что форм: документа о СПО устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим политику в области СПО. IV. В разделе «Общие требования к основным профессиональным образовательным программам СПО и условиям их реализации» сказано, что эти программы должны включать: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественнонаучные дисциплины; общепрофессиональные дисциплины (для данной группы специальностей); специальные дисциплины; производственную (профессиональную) практику, а также региональный компонент, который не приводит к снижению уровня требований настоящего стандарта, обязательные дисциплины по выбору обучающихся и факультативные дисциплины. Разрешено сокращение сроков обучения с учетом предшествующего образова­ния, а также определены условия получения повышенного уровня СПО. В V разделе определены максимальные объемы учебной нагрузки обучающегося по разным формам обучения, объем каникулярного времени. В трех последних разделах ГОС СПО сформулированы требования к перечню специальностей СПО, порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям, а также пра­вила государственного контроля за соблюдением требований ГОС СПО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются в порядке, устанавливаемом постановлением Правительства РФ от 20 апре­ля 1995г. №387. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования являются частью настоящего государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и именуются «Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников». Указанный стандарт разрабатывается отдельно по каждой специальности и содержит: - общую характеристику специальности, где указано, когда и кем утверждена специальность, формы подготовки по этой специальности, квалификация специалиста, характери­стика сфер профессиональной деятельности выпускника (место, объекты и виды профессиональной деятельности); - требования к уровню подготовки, которые включают общие требования к образованности, требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике; - обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности, где перечислены дисциплины и их основные разделы соответственно присвоенным индексам, количество часов учебной нагрузки и обязательных учебных занятий, показаны временные рамки для дисциплин по выбору студентов, факультативных дисциплин, производственной (профессиональной) практики, итоговой государственной аттестации (предложены варианты проведения), консультаций и указан резерв времени учебного заведения. В приложении представлен примерный учебный план и пояснения к нему, примерный перечень кабинетов, лабораторий и др.

Наши рекомендации