Предмет, методы, периодизация ИГиПЗС
ГОРБУНОВ В.А.
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И
ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Специальность 030501.65 - «Юриспруденция»
КАЗАНЬ- 2017
ЛЕКЦИЯ 1.
ТЕМА: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ЦЕЛЬ: Изучение методов и периодизация ИГиПЗС
ФОРМА ЗАНЯТИЯ: лекция
ВОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: 1 час 20 минут
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Учебная аудитория
ВОПРОСЫ:
Предмет, методы, периодизация ИГиПЗС
История государства и права зарубежных стран в системе наук
Древний Египет
Государственный строй Древнего Египта
Право Древнего Египта
ЛИТЕРАТУРА:
Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005
Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009
Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009
Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006
Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009
Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007
Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008
Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009
Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008.
Вопрос 2. История государства и права зарубежных стран в системе наук.
1. История государства и права зарубежных стран тесно связана с
теорией государства и права.
Теория государства и права, также изучающая закономерности развития государства и права, отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые используются в истории государства и права.
История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определенном историческом пространстве.
2. Проблематика истории политических и правовых учений - возникновение, развитие и эффективность государственных и
правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности.
Люди руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и цели. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как идейно-теоретические установки оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны. Этим и определяется значимость изучения проблематики истории политических и правовых учений для истории государства и права.
3. История государства и права зарубежных стран отличается от
истории государства и права России предметом изучения, однако
сообща с ней решает задачи по исследованию взаимодействия
государственных структур и правовых институтов.
Вопрос 3. Древний Египет.
1. Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н.э. в Северо-Восточной Африке.
Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э.
Во второй половине IV тысячелетия до н.э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ.
Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.
К концу IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет
2. История Древнего Египта делится на следующие периоды:
- период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);
- период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н.э.);
- период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н.э.);
- период Нового царства (около 1575 – 1087 гг. до н.э.).
В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.
3. Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.
Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин.
В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.
В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.
Власть государства утверждалась в концентрации собственности у отдельных лиц, начиная с фараона.
Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении.
Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.
Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок на государство. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.
Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие важные черты общественных отношений:
ü значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев;
ü происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких собственников - неджесов.
Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.
В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество.
Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др.
Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы.
Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.
ЛЕКЦИЯ 2.
Законы Хаммурапи
ЛИТЕРАТУРА: Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005
Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009
Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009
Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006
Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009
Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007
Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008
Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009
Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008.
Вопрос 5. Законы Хаммурапи
1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.
Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда.
Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.
Текст сборника состоит из трех частей:
ü введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
ü 282 статьи законов;
ü обширное заключение.
Источниками при составлении сборника послужили:
ü обычное право;
ü шумерские судебники;
ü новое законодательство.
2.При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла
наивысшего уровня развития.
В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности.
ü царские;
ü храмовые;
ü общинные;
ü частные.
Царским и храмовым хозяйством управлял царь.
С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.
Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами.
Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как сказано в вопросе 9 "Государственное устройство Вавилонии", подчинялись особому правовому режиму.
3. Законодательству Хаммурапи известны договоры:аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения.
Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли.
В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.
Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:
ü ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
ü ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
ü ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
ЛЕКЦИЯ 3.
Законы Ману
ЛИТЕРАТУРА: Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005
Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009
Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009
Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006
Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009
Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007
Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008
Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009
Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008.
Вопрос 4. Законы Ману
1.Законы Мануявляются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.
Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.
2.В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:
ü наследование;
ü получение в виде дара или находка;
ü покупка;
ü завоевание;
ü ростовщичество;
ü исполнение работы;
ü получение милостыни;
ü давность владения (10 лет).
Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц.
Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.
3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения.В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:
ü договор займа;
ü договор найма рабочей силы;
ü договор аренды земли;
ü договор купли-продажи;
ü договор дарения.
Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармакаров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.
Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.
Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
4. В Древней Индии бракпредставлял собой имущественную
сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.
Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.
В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.
Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.
5.Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:
ü формы вины;
ü рецидив;
ü соучастие;
ü тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.
Это указывает на довольно высокий уровень развития.
О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:
ü принцип талиона ("мера за меру");
ü ордалии (суд богов);
ü принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Виды преступлений,называемых Законами Ману:
· государственные преступления;
· преступления против собственности;
· преступления против личности;
· преступления, посягающие на семейные отношения.
На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.
Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.
К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.
Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.
Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.
Существовало множество видов наказаний,в том числе:
· смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками);
· для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
· членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
· штрафы;
· изгнание;
· тюремное заключение.
6.Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским деламне было, а сам процесс носил состязательный характер.
Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.
Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн.
Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.
При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.
ТЕМА 4. ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Цель:Изучение государства и права Древнего Китая
Форма занятия:лекция
Время проведения:1 час 20 минут
Место проведения:Учебная аудитория
ВОПРОСЫ:
Право Древнего Китая
ЛИТЕРАТУРА:
Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005
Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009
Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009
Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006
Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009
Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007
Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008
Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009
Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008
Борисюк В. И. Политические институты США. - М., 2008
Ивонин Ю. Е. Становление европейской системы государств. - Минск, 2009
История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1- 4. - М., 2004
Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства. -СПб., 2009
Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. - СПб., 2000
Прокопьев В. П. История германской государстсвенности 10-18 вв. – М., 2004
Ратиани Г. М. Франция: судьба двух республик. - М., 2000.
Розин В.М. Генезис права. - М., 2000.
Разумович Н. П. Политическая и правовая культура: Древняя Греция. - М., 2009
Савельев В. А. Капитолий США: Прошлое и настоящее. - М., 2008
Семиряга М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. - М., 2001
Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика. - М., 2009
Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XII – XV вв. -М., 2008
Шишова И. А. Раннее законодательство в античной Греции. - СПб, 2001
Филиппов С. В. Судебная система США. - М., 2000
Чиркин В. Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 2000
Эйдус Х .М. История Японии с древнейших времен до наших дней. - М., 2005
ЛЕКЦИЯ 5.
ТЕМА : ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Цель:Изучение общественного и государственного строя Древней Греции
Форма занятия:лекция
Время проведения:1 час 20 минут
Место проведения:Учебная аудитория
ВОПРОСЫ:
Древняя Греция
Общественный строй Афин
Государственный строй Афин
Право Древней Греции
ЛИТЕРАТУРА:
Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005
Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009
Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009
Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006
Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009
Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007
Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008
Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009
Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008
Борисюк В. И. Политические институты США. - М., 2008
Ивонин Ю. Е. Становление европейской системы государств. - Минск, 2009
История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1- 4. - М., 2004
Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства. -СПб., 2009
Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. - СПб., 2000
Прокопьев В. П. История германской государстсвенности 10-18 вв. – М., 2004
Ратиани Г. М. Франция: судьба двух республик. - М., 2000.
Розин В.М. Генезис права. - М., 2000.
Разумович Н. П. Политическая и правовая культура: Древняя Греция. - М., 2009
Савельев В. А. Капитолий США: Прошлое и настоящее. - М., 2008
Семиряга М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. - М., 2001
Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика. - М., 2009
Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XII – XV вв. -М., 2008
Шишова И. А. Раннее законодательство в античной Греции. - СПб, 2001
Филиппов С. В. Судебная система США. - М., 2000
Чиркин В. Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 2000
Эйдус Х .М. История Японии с древнейших времен до наших дней. - М., 2005
Вопрос 1. Древняя Греция
1. После разложения первобытнообщинных отношений в истории
Древней Греции наступил так называемый полисный этап -
время формирования и расцвета полисов, городов-государств.
На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.
Полисный этап принято подразделять на три периода:
ü гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.;
ü архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;
ü классический период - V - IV вв. до н. э.
Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.
2. Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли.
Государственного устройства еще не существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.
К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.
3. Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афинского государства.
Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:
· эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;
· геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;
· демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос (народ).
Наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежуточный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.
Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин.
По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.
4. К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет
древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя.
В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов – членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе.
В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.
В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.
Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.
Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.
ЛЕКЦИЯ 6.
ТЕМА: ДРЕВНИЙ РИМ
Цель:Изучение основных периодов правления и права Древнего Рима
Форма занятия:лекция
Время проведения:1 час 20 минут
Место проведения:Учебная аудитория
ВОПРОСЫ:
Римская республика
Римская империя
Римское право
ЛИТЕРАТУРА:
Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005
Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009
Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009
Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006
Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009
Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007
Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008
Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009
Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008
Борисюк В. И. Политические институты США. - М., 2008
Ивонин Ю. Е. Становление европейской системы государств. - Минск, 2009
История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1- 4. - М., 2004
Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства. -СПб., 2009
Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. - СПб., 2000
Прокопьев В. П. История германской государстсвенности 10-18 вв. – М., 2004
Ратиани Г. М. Франция: судьба двух республик. - М., 2000.
Розин В.М. Генезис права. - М., 2000.
Разумович Н. П. Политическая и правовая культура: Древняя Греция. - М., 2009
Савельев В. А. Капитолий США: Прошлое и настоящее. - М., 2008
Семиряга М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. - М., 2001
Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика. - М., 2009
Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XII – XV вв. -М., 2008
Шишова И. А. Раннее законодательство в античной Греции. - СПб, 2001
Филиппов С. В. Судебная система США. - М., 2000
Чиркин В. Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 2000
Эйдус Х .М. История Японии с древнейших времен до наших дней. - М., 2005
Вопрос 3. Римская империя
1. Период Римской империи подразделяется на:
ü период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);
ü кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);
ü период домината (284 - 476 гг. н. э.).
2. Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н. э.
Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.
Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.
Права сенатабыли лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".
Народные собрания,главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.
В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.
Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:
· сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили занимали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе;
· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.
В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.
На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.
Армия в период Римской империи становится посто