Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

ВВЕДЕНИЕ

Значение курса экономической истории, как важнейшей фундаментальной дисциплины в подготовке специалистов, хорошо отражают слова зарубежного ученого Д. Мак-Клоски: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам (Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономических наук? //Thesis, 1993, 1.1, вып.1. с. 130-131).

Потребность в выпуске специального пособия для самостоятельной работы студентов определяется рядом обстоятельств. С одной стороны, предлагаемое издание является продолжением выпущенных ранее методических указаний, в которых указаны рефераты по темам. С другой стороны, существует множество вариантов изложения материалов курса в различных учебных пособиях, в том числе, и в имеющемся у студентов учебном пособии по практикуму. Поэтому необходимо было привести в соответствии структуру самостоятельной работы студентов и выполнения ими практических заданий со структурой читаемого учебного курса на базе рекомендованного Министерства образования РФ учебного пособия.

Особый упор в издании сделан на раскрытие студентами ключевых терминов, процессов и хода экономической истории. Во-первых, это определяется присутствующей в содержании любой темы исторической спецификой экономических форм хозяйствования и является своего рода экономически значимым аналогом множества исторических вех и событий. Во-вторых, данные опорные моменты исторического содержания экономики способны служить признаками самостоятельной (а на занятии и способом общей для всех контрольной) проверки освоенности студентами учебного материала.

Настоящее пособие для самостоятельной работы студентов позволяет закреплять выводы, полученные на занятиях и в ходе чтения лекций, анализировать и сопоставлять данные экономической практики с теоретическим их осмыслением.

Литература:

[2; 3; 8; 11; 15; 16; 23]

Тема 2. ПЕРВОБЫТНЫЙ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ

ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА

2.1. Задания для самостоятельной работы

1) Изложите в табличной форме основные этапы каменного века и характерные их особенности в развитии материальной культуры.

2) Проанализируйте табл. 2.1.1. Ответьте на вопросы:

а) Как, по вашему мнению, могла повлиять на дальнейшее развитие хозяйства той или иной территории задержка в сохранении какой-либо стадии развития общины на более длительное, чем у других, время?

б) Можно ли предположить черты будущего хозяйства, связанные длительностью сохранения какой-либо стадии в развитии общины?

в) Могла ли быть связана задержка развития общины с географическими особенностями территории и хозяйствования на ней людей?

Т а б л и ц а 2.1.1.

Стадии развития общины в доклассовом обществе

Тип общины Основные черты
  1. Родовая или кровнородственная Основана на совместном ведении хозяйства и совместном пользовании и владении землей кровными родственниками
  2. Земледельческая или семейная Собственность на территории общины сочеталась с разделом пахотных участков большими семьями
  3. Соседская или община-марка Преобладала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на других угодьях (леса, выпасы ит.д.)

Источник: Ермашкевич Г. И. Экономическая история зарубежных стран и России. С. 27.

3) Выполните следующие задания по учебному пособию Вощановой Г.П., Годзиной Г.С. «История экономики. Практикум»:

а) ответьте на вопросы тестов № 1–10 на с. 9–10;

б) выполните задание №1 на с. 14. Дополните анализ, исходя из дополнительных черт, изложенных в табл. 2.1.2.

Т а б л и ц а 2.1.2.

Особенности экономики государства рабовладельческого типа

Древний Восток Древня Греция Древний Рим
Ирригация как важнейший фактор для командно-распределительной основы системы хозяйства   Формирование полисов (городов-государств)   Самое тяжелое положение рабов
Система «поголовного рабства» (трудовой повинности свободных земледельцев)   Законченный тип общинного рабовладения Законченный тип частновладельческого сельского хозяйства
Деспотичные формы правления Возникновение долгового рабства Апогей античного рабовладения
Успехи строительного ремесла (храмы, пирамиды и т.д.) Высокий уровень ремесла как основы хозяйства Быстрый рост вилл и латифундий
Успехи в кораблестроении Раннее развитие мореходства и обмена Формирование системы колоната. Появляется пекулий.
Производство бумаги (папируса) и стекла, зарождении металлургии   Высокий уровень развития духовной культуры Появление пролетариев (неимущих горожан, живших за счет государства)
  Изобретение компаса и пороха Быстрое разрушение родового строя. Крупные войны и территориальные захваты как источник рабов. Производственный труд рабов–иностранцев как основа хозяйства

Источник: Неровня Т. Н. История экономики в вопросах и ответах. Ростов на Дону: Феникс, 2002 . С. 39.

4) Сравните развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли, ресурсной базы в Древнем Риме и Древней Греции.

5) Расшифруйте смысл следующих терминов, процессов и хода экономической истории:

а) палеолит; мезолит; неолит; энеолит; костяной век; присваивающее хозяйство; ирригационная система; вилла; фиасы; эргастерий; латифундия; пекулий; илоты; фаланга; пролетарий; полис; фараон; колон; сальтус; парцелла; аргентарий; автаркия; номарх; нундины; трапезит; колонат; квирит; стагнация; счетчик людей;

б) время каменного, бронзового и железного веков; раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита; время мезолита, неолита, энеолита; время появления человека умелого, питекантропа, неандертальца, кроманьонца;

в) виды присваивающего хозяйства; первая отрасль экономики; два первых общественных разделения труда; трудовая повинность и сфера применения рабов в Древнем Египте; специализация афинского и спартанского полисов; великая колонизация греков.

Литература

[2; 8; 11; 13; 15; 16]

Литература

[2; 4; 8; 9; 11; 15; 16; 18; 20; 21]

И ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

4.1. Задания для самостоятельной работы

1) Составьте таблицу экономических причин, исторической последовательности и экономических последствий Великих географических открытий.

2) Проанализируйте первоначальное накопление капитала (далее – ПНК) и промышленный переворот (далее – ПП) в Англии, Франции, Германии, США, Японии и России и выполните следующие задания:

а) составьте таблицу способствовавших факторов и последствий лидерства Англии в ПНК и ПП;

б) составьте схемы создания предпосылок ПП по странам;

в) составьте таблицу хронологических рамок ПП по странам;

г) составьте схему последовательности ПП и связи в развитии отраслей промышленности в ходе ПП по странам;

д) составьте таблицу особенностей развития рыночной инфраструктуры (бирж, кредитно-банковской и денежной систем) по странам.

3)Выполните следующие задания по учебному пособию Вощановой Г. П., Годзиной Г. С. «История экономики. Практикум»:

а) ответьте на вопросы тестов № 13, 17 на с. 11; № 19, 20 на с. 12; № 27 на с. 13;

б) выполните задания № 2 на с. 15; № 16 на с. 32.

4) Расшифруйте смысл следующих терминов, процессов и хода экономической истории:

а) акт Пилля; гуманизм; реформация; роль железнодорожного строительства как стимулятора в 30 – 40-е гг. XIX в. во Франции; периоды географических открытий и их время; причины экспансии за океан Испании и Португалии; время применения дров как основного топлива для паровозов в США; роль строительства речных каналов для издержек транспортировки грузов в США; решение проблемы дефицита труда при колонизации; страна, в которой впервые установлены на фабрике одновременно и прядильные, и ткацкие машины; два свойства (качества, характеристики) экономики стран Европы, возникшие со времен географических открытий и ПНК; преобладание мануфактуры во Франции в начале XIX в.; мануфактура, ее виды и страны первого их появления; применявшийся Англией альтернативный испанскому способ извлечения дохода из испанских колоний; компрадоры; внесистемность и подчинение текущему доходу рынка в развитии сельского хозяйства и промышленности Голландии в эпоху ПНК; лендлорд; огораживание; роль в ПП парового двигателя 1784г.;

б) летучий челнок 1733г. как первое изобретение в эпохе ПП; страны изобретения (появления) машины для изготовления обуви, льнопрядильной машины; токарного станка, хлопкоочистительной машины, станка по изготовлению узорчатых тканей, агрохимии, первого парохода, метода ускоренного хлором отбеливания тканей, швейной машины; господство текстильной промышленности в экономике Англии до XX в.; политика фритредерства в Англии; навигационный акт Кромвеля; хлебные законы; специализация как основной процесс в деятельности товарных и фондовых бирж в Англии XIX в.; бюро труда при городских органах самоуправления в Англии; эпоха возрождения (Ренессанс); время создания пригородных акционерных банков в Англии; основные операции на Лондонской фондовой бирже в конце XVIII в.; когда и где золото признали единственными мировыми деньгами; подоходный и косвенный налоги в Англии по роли в поступлениях одного и времени введения другого;

в) роль лондонских банков и фунтов стерлингов в хранении валюты странами; роль провинциальных банков в ПП в Англии; сторонники протекционизма и фритредерства во Франции; индиго как главный растительный краситель тканей во Франции; протестанты; роль кредита для тяжелой промышленности Франции в 50 – 60-е гг. XIX в. во Франции; время завершения ПП во Франции; капитал, сменивший ростовщиков в эпоху ПНК; переучет векселей в банке Франции как источник кредита; роль сборщиков налогов и нотариусов в организации банковского дела во Франции; сдача в аренду земли крупными ее владельцами во Франции; кризис во Франции отраслей на колониальном сырье (хлопчатобумажной и сахарной) и экспортных отраслей; причины затяжного характера ПП во Франции; парцеллярное землевладение крестьян во Франции; темпы роста тяжелой промышленности в Германии в 50 – 70-е гг. XIX в.; рентный банк в Германии; время сохранения в Германии господства цехов; признак зажиточности крестьянина в Пруссии 20-х гг. XIX в.; число государств в Германии к началу XIX в.; таможенный союз германских государств в 30-х гг. XIX в.; время применения энергии воды как основной двигательной силы в промышленности США;

г) хлопчатобумажная промышленность Германии как лидер механизации 30 – 40-х гг. XIX в.; поставщик в мире минеральных удобрений; лидер в мире по сбору картофеля и сахарной свеклы; лидер в Европе по длине рельсового пути; время создания военно-промышленного комплекса в Германии; отрасли – мировые лидеры пищевой промышленности Германии; характер деятельности банков в Германии; роль объединения германских земель Наполеоном в Рейнский союз; гроссбауэр; батрак; юнкер; чартер; плантаторское рабовладение в южных штатах США; фермерство на Северо-востоке и Северо-западе США; железнодорожное строительство как лидер по инвестициям в промышленности США в конце 50-х гг. XIX века; названия отраслей обслуживания железных дорог как наиболее быстро развивавшихся в 40 – 60-х гг. XIX в. в США; время утверждения фабричного типа производства в США; обратная последовательность ПП в черной металлургии в США;

д) феодально-дворянский и торговый характеры колонизации Испанией и Португалией; анилиновые красители; время смены плантаторов на фермеров как основных производителей аграрной продукции в США; революция цен и слои пострадавшего и выигравшего от нее населения; текстильная промышленность как отрасль появления в США первой фабрики; патока; ром и рабы; открытия и замена машинами труда из-за его дороговизны в США; роль войны за независимость США как заменитель революции в ПП; степень роста за 30 – 50-е гг. XIX в. в США железнодорожной сети; господство ремесленно-мануфактурного предпринимательства на Северо-Востоке США в конце XVIII в.; переселенческий тип капитализации (формирования ПП) в США; скваттеры; отсутствие машиностроения и черной металлургии в Японии как тормоз ПП; роль насильственного открытия Японии внешнему миру как инициатор ускорения созревания предпосылок для ПП; равенство поземельного налога 1873 г. в Японии величине земельной ренты или половине урожая; компенсация пенсией потери земли по аграрной реформе Японии.

е) время господства в XIX в. мануфактур в Японии; революция Мейдзи; капитализация пенсий князей и самураев для ПНК в Японии; варианты выбора, предложенные самураям по военной реформе 1872 г.; передача собственности на землю по аграрной реформе 1872 – 1873 гг. в Японии; метод новой экономической политики в Японии 80-х гг. XIX в.; дзайбацу; патернализм; посессионная мануфактура; поместье; гости; копейка; офени; коробейники и ходебщики; век формирования национального уровня внутрироссийского рынка с центром в Москве; год начала выпуска бумажных денег в России; век отмены различия в дворянско-поместном и вотчинном землевладении в России

Литература

[2; 4; 8; 9; 11; 15; 16; 20; 23; 24]

Литература

[1 – 3; 8; 10 – 12; 15; 16]

Литература

[2; 4; 6 – 8; 15; 16; 18; 22; 23]

Литература

[2; 4; 6; 7; 14 – 17; 24]

Литература

[2; 4 – 6; 8; 14 – 16; 19; 25]

Библиографический список

1. В и р г и н с к и й В. С. Очерки по истории науки и техники 1870 –1917 гг. /В. С. В и р г и н с к и й, В. Ф. Х о т е е н к о в. М.: Просвещение, 1988. 304 с.

2. В о щ а н о в а Г. П. История экономики. Практикум / Г. П. В о щ а н о- в а, Г. С. Г о д з и н а. М.: ИНФРА – М, 2002. 104 с.

3. В о щ а н о в а Г. П. История экономики: Учебное пособие / Г. П. В о- щ а н о в а, Г. С. Г о д з и н а. М.: ИНФРА – М, 2001. 232 с.

4. Г у с е й н о в Р. История экономики России /Р. Г у с е й н о в. Новосибирск: ЮКЭА, 1998. 350 с.

5. Е р м а ш к е в и ч Г. И. Экономическая история зарубежных стран и России: Учеб.- метод. пособие для студентов вузов / Г.И. Е р м а ш к е в и ч. Мн.: ТетраСистемс, 2005. 304 с.

6. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 –
1990 гг. /Под ред. А. Н. М а р к о в о й. М.: ЮНИТИ, 1995. 191 с.

7. История народного хозяйства зарубежных стран (после второй мировой войны) /Под ред. А. Н. М а р к о в о й /ВЗФЭИ. М., 1995. 95 с.

8. История экономики: Учебник /Под общ. ред. О. Д. К у з н е-
ц о в о й и И. Н. Ш а п к и н а. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА, 2004. 416 с.

9. К о н о т о п о в М. В. История экономики: Учебник /М. В. К о н о т о- п о в, С. И. С м е т а н и н. М.: Академический проект, 2000. 367 с.

10. Л и л л и С. Люди, машины и история /С. Л и л л и. М.: Прогресс, 1970. 354 с.

11. Л о й б е р г М. Я. История экономики: Учебное пособие /М. Я. Л о й- б е р г. М.: ИНФРА, 2001. 128 с.

12. Л е н и н В. И. Развитие капитализма в России // Полн. Собр. Соч. Т. 3.

13. М а р к с К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // К. М а р к с, Ф. Э н г е л ь с. Соч. Т. 46. Ч. 1.

14. М о р о з о в И. В. Структурные сдвиги в мировой экономике: Методические указания /И. В. М о р о з о в /Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2001. 40 с.

15. М о р о з о в И. В. Экономическая история: Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине / И. В. М о р о з о в / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2004. 19 с.

16. Н е р о в н я Т. Н. История экономики: экзаменационные ответы / Т. Н. Н е р о в н я. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 384 с.

17. Р о з е н б е р г Н. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира /Н. Р о з е н б е р г, Л. Б и р д-
ц е л л. Новосибирск: Экор, 1995. 264 с.

18. Т и м о ш и н а Т. М. Экономическая история России /Т. М. Т и м о- ш и н а. М.: Юстицинформ, 2003. 412 с.

19. Т ь ю г е н д х е т К. Нефть. Самый большой бизнес /К. Т ь ю-
г е н д х е т, А. Г а м и л ь т о н. М.: Прогресс, 1978. 354 с.

20. Х р о м о в П. А. Очерки экономики докапиталистической России /П. А. Х р о м о в. М.: Наука, 1988. 312 с.

21. Х р о м о в П. А. Экономическая история СССР: первобытный и
феодальные способы производства в России /П. А. Х р о м о в. М.: Высшая школа, 1988. 272 с.

22. Экономическая история: Исследования. Историография. Полемика //Сб. науч. тр. /Под ред. Ю. Н. Р о з а л и е в а. М.: Наука, 1992. 152 с.

23. Экономическая история зарубежных стран /Под ред.
В. И. Г о л у б о в и ч а. Минск: Экоперспектива, 2002. 591 с.

24. Экономическая история: Проблемы. Исследования. Дискуссии // Сб. науч. тр. /Под ред. Ю. Н. Р о з а л и е в а. М.: Наука, 1993. 220 с.

25. Экономическая история России XIX – XX веков: современный взгляд /Отв. ред. В. А. В и н о г р а д о в. М.: РОССПЭН, 2000. 623 с.

ВВЕДЕНИЕ

Значение курса экономической истории, как важнейшей фундаментальной дисциплины в подготовке специалистов, хорошо отражают слова зарубежного ученого Д. Мак-Клоски: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам (Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономических наук? //Thesis, 1993, 1.1, вып.1. с. 130-131).

Потребность в выпуске специального пособия для самостоятельной работы студентов определяется рядом обстоятельств. С одной стороны, предлагаемое издание является продолжением выпущенных ранее методических указаний, в которых указаны рефераты по темам. С другой стороны, существует множество вариантов изложения материалов курса в различных учебных пособиях, в том числе, и в имеющемся у студентов учебном пособии по практикуму. Поэтому необходимо было привести в соответствии структуру самостоятельной работы студентов и выполнения ими практических заданий со структурой читаемого учебного курса на базе рекомендованного Министерства образования РФ учебного пособия.

Особый упор в издании сделан на раскрытие студентами ключевых терминов, процессов и хода экономической истории. Во-первых, это определяется присутствующей в содержании любой темы исторической спецификой экономических форм хозяйствования и является своего рода экономически значимым аналогом множества исторических вех и событий. Во-вторых, данные опорные моменты исторического содержания экономики способны служить признаками самостоятельной (а на занятии и способом общей для всех контрольной) проверки освоенности студентами учебного материала.

Настоящее пособие для самостоятельной работы студентов позволяет закреплять выводы, полученные на занятиях и в ходе чтения лекций, анализировать и сопоставлять данные экономической практики с теоретическим их осмыслением.

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

1.1. Задания для самостоятельной работы

1) Проанализируйте табл. 1.1.1. – 1.1.3. и сравните цивилизационный подход с формационным. Ответьте на вопрос: в чем противоречие двух подходов к периодизации экономической истории и могут ли они сочетаться друг с другом?

Т а б л и ц а1.1.1.

Историческая и формационная периодизация развития экономики

Исторический период Хронологические рамки Способы производства
  Древняя история   До V в. н. э. Первобытнообщинный (до 3 тыс. л. до н. э.), рабовладельческий
Средние века V – XV в. в. Феодальный
Новое время XVI в. – начало XX в. Капиталистический
Новейшее время С 1914 г. до наших дней

Источник: Ермашкевич Г. И. Экономическая история зарубежных стран и России: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов/ Г. И. Ермашкевич . Мн.: ТетраСистемс, 2005. С. 6.

Т а б л и ц а1.1.2.

Общепризнанные виды цивилизаций

Исчезнувшая цивилизация Существующая цивилизация и время ее возникновения
Месопотамская Китайская (2000 – 1500 гг.до н.э.)
Египетская Японская (100 – 400 гг. н.э.)
Критская Индуистская (1500 л. до н.э.)
Классическая (греко-римская) Исламская (VII в.)
Византийская Западная (VIII-IX вв.)
Месоамериканская Православная (XI в.)

Источник: Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 79.

Т а б л и ц а 1.1.3.

Доля населения под политическим контролем

различных цивилизаций, в %

  Цивилизация Год
2010 (прогноз)
Китайская 19,3 17,4 22,8 24,0 22,3
Японская 3,5 4,1 2,8 2,2 1,8
Индуистская 0,3 0,3 15,2 16,4 17,1
Исламская 4,2 2,4 13,0 15,9 17,9
Западная 44,3 48,1 14,4 13,1 11,5
Православная 8,5 13,9 10,0 6,1 5,4
Латиноамериканская 3,2 4,6 8,4 9,3 10,3
Африканская 0,4 0,7 5,6 9,5 11,7
Другие культуры 16,7 8,6 5,5 3,5 2,0

Источник: Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы. С. 85.

2) Расшифруйте смысл следующих терминов, процессов и хода экономической истории:

а) «история – проблема»; доиндустриальное общество; формация; культурно-исторический тип (локальная цивилизация); мировая цивилизация; менталитет; геополитика; экология; ирригация; мелиорация; вестернизация; теократия; рантье;

б) исторические названия; составные части и функции курса «экономическая история»; современные школы (центры) изучения экономической истории; широкий и узкий смысл предмета экономической истории; типологические факторы влияния на ход экономической истории; периодизация экономической истории по К. Бюхеру, Ф. Листу, П. Маслову, Б. Гильдебранду, Д. Беллу; формации по К. Марксу, В. Ленину и И. Сталину; цивилизация по А. Тойнби, Ф. Броделю; типы улучшения почвы и соответствующие им типы хозяйства; признающая богоугодность делового успеха и накопительства религия.

Литература:

[2; 3; 8; 11; 15; 16; 23]

Наши рекомендации