Тема 1. Предмет, методы, периодизация и задачи изучения истории отечественного государства и права

Тема 5. Российское государство периода

Тема 8. Государство и право России

Тема 12. советское государство в период

Гражданской войны

Развитие государственного аппарата в годы Гражданской войны определялось закономерностями переходного периода от капитализма к социализму, при этом определённую роль сыграли условия Гражданской войны и интервенции. Гражданская война и иностранная интервенция потребовали перестройки всей жизни страны на военный лад. После революции коренным образом изменились общественные отношения, что обусловило существенные изменения в содержании и структуре российского права. В период Гражданской войны изменению подверглись правотворческая и законодательная деятельность Советского государства.

В 1918—1920 гг. в стране сложилась чрезвычайная обстановка—Гражданская война. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией. В декабре 1919 г. постановлением VII Всероссийского съезда Советов «О советском строительстве» устанавливается сессионный порядок работы ВЦИК, в связи с чем изменился характер деятельности его Президиума: он руководил заседаниями ВЦИК, в период между сессиями ВЦИК решал отдельные вопросы, утверждал и приостанавливал акты СНК, отменял постановления СНК, издавал постановления от имени ВЦИК. С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР. В эти годы высшим органом государственного управления стал возникший Совет рабоче-крестьянской обороны. Весной 1920 г. он был преобразован в Совет труда и обороны.

Гражданская война повлияла на работу местных Советов. В 1919—1920 гг. конкретизируется их правовое положение и компетенция как структурных единиц. Проводится политика на вовлечение всех членов местных советов в работу по управлению государством. Вместе с конституционными органами параллельно были сформированы чрезвычайные органы—революционные комитеты. Им принадлежала вся полнота власти на местах.

15 января 1918 г. СНК принимает декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии», которая создавалась на следующих основах:

1. Классовость;

2. Добровольность.

29 января 1918 г. СНК принял декрет о создании рабоче-крестьянского Красного флота на тех же основах, что и Красная Армия. Позднее Красная армия стала формироваться по принципу назначаемости и единоначалия (Декрет от 22 апреля 1918 г.). На службу могли поступить только рабочие и крестьяне, т. е. армия как все властные структуры была классовой. 22 апреля 1918 г. принят Декрет ВЦИК «о всеобщем воинском искусстве», которым было положено начало всеобщей воинской обязанности (повинности). В мае 1918 г. был принят Декрет о принудительном наборе в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Революционный военный совет республики (реввоенсовет) был образован в 1918 г. Его компетенция:

1. Руководство работой всех органов военного ведомства и военных учреждений;

2. Формирование реввоенсоветов на местах и назначение их командующего состава.

Политика «военного коммунизма».

Социально-экономическая политика власти большевиков была направлена на сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства. Это привело к складыванию своеобразной системы «военного коммунизма»—внутренняя политика Советского государства в условиях Гражданской войны как реакция на экономические трудности вызванные войной. Сущностью стал военно-политический союз рабочих и беднейших крестьян с целью разгрома сил контрреволюции и создания условий для быстрого перехода к социализму. 11 июня 1918 г. был принят декрет о создании комбедов.

Цели:

1. Концентрация ресурсов в одних руках;

2. Курс на строительство социализма в условиях гражданской войны;

3. Стремление к диктатуре правящей партии.

Мероприятия:

1. Национализация (огосударствление) промышленности (14 ноября 1917 г. принят декрет «Положение о рабочем контроле», т. е. переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства);

2. Практическое прекращение товарно-денежных отношений;

3. Продразвёрстка—система заготовок сельскохозяйственной продукции в Советском государстве в 1919—1921 гг. (обязательная сдача крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды); создавались продотряды как вооружённые рабочие отряды, наделённые чрезвычайными полномочиями;

4. Введение всеобщей трудовой повинности;

5. Централизация управления и бюрократизация государственного аппарата;

6. Уравниловка в распределении (оплата труда).

Следствия:

1. Фактическое упразднение товарно-денежных отношений;

2. Обострение отношений крестьянства и рабочего класса (милитаризация экономики; «красный террор» против бывших);

3. Ликвидация коллегиальности в пользу единоначалия;

4. Зарождение командно-административной системы (бюрократизация).

Эффективность «военного коммунизма» несомненна: удалось создать новую экономическую модель, использовать все ресурсы для достижения победы и сохранения власти. Однако большевистская политика решения проблем привела к свёртыванию демократии и утверждению партийной диктатуры.

В период Гражданской войны изменению подверглись правотворческая и законодательная деятельность Советского государства.

Последовали:

1. Решительный разрыв с прежним законодательством (Декрет о суде № 3 от 13 июля 1918 г. полностью запретил ссылки на законы свергнутых правительств);

2. Осуществление подготовки и принятия первых кодексов;

3. Обращение внимания на реализацию принятых законов (8 ноября 1918 г. VI Всероссийским съездом Советов было принято специальное Постановление «О точном исполнении законов».

Для проведения национальной политики был создан Народный комиссариат по делам национальностей, в структуре которого образовывались национальные отделы и национальные комиссариаты. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации: за период с лета 1918 г. и по 1929 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей). В феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление «Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР». Система органов власти в автономных республиках повторяла систему органов власти РСФСР, а система органов власти автономной области—систему органов власти в губерниях: областной съезд советов и исполнительный комитет автономной области. ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции общефедерального органа. В его состав были включены представители других республик.

В период с 1919 по 1921 гг. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик единого советского типа. Отсутствие единых для всех республик органов власти и управления заменялось делегированием их функций органам РСФСР. Основой конфедерации стал военно-политический (а позже—хозяйственно-политический) союз республик.

Тема 1. Предмет, методы, периодизация и задачи изучения истории отечественного государства и права

ИОГП России изучает политические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского государства. Данная дисциплина рассматривает конкретные политические и правовые явления (прежде всего фактический материал) для установления закономерностей, общих поступательных тенденций развития российского государства и права. В этом история государства и права неразрывно связана и с общей историей России, и с теорией государства и права. Отличия состоят в том, что история изучает более широкий круг вопросов развития человеческого общества в хронологической последовательности, а теория государства и права—общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций. История государства и права использует обобщения, делаемые теорией государства и права, и в то же время даёт конкретный материал для таких обобщений. При изучении ИОГП выделяют:

1. Историю государства–устройство государства, государственных органов;

2. Историю права–процесс возникновения правовых систем, институтов, наиболее значимых правовых актов.

Предмет ИОГП—изучение возникновения, развития структур, институтов и механизмов государственной власти, правовых институтов и др. ИОГП изучает юридический быт и правовую культуру народов, населяющих её территорию.

Задача ИОГП изучение исторического развития российского права посредством системы методов и приёмов научного исследования.

Задачи ИОГП реализуются на основании исследования:

1. Исторических источников права, источников права, изданных в различные исторические периоды либо неизданных, но содержащих необходимые сведения;

2. Законодательных памятников—изданных официальных законов, указов, кодексов и т.п.

3. Исторических юридических документов—договоров, переписи населения и т.п.

Система ИОГП включает в себя:

1. Общие методы;

а) метод историзма (хронологический метод);

б) философский метод;

в) дедуктивный метод;

г) индуктивный метод;

д) экзегетика.

2. Специальные методы;

а) сравнительный;

б) систематический;

в) метод периодизации.

Периодизация ИОГП представляет собой специфический метод изучения предмета данной науки.

Факторы введения периодизации ИОГП:

1. Особенности социально-экономического развития российского общества на том или ином этапе;

2. Особенности государственного развития.

Критерии периодизации:

1. Форма государственного устройства;

2. Форма правления;

3. Правовая система.

Периоды:

1. Рабовладельческий тип государства и права—наличие класса рабов и рабовладельцев;

2. Феодальный исторический тип государства и права—Древняя Русь и дальнейший распад Древнерусского государства на самостоятельные феодальные государства и начало формирования крепостной зависимости крестьян;

3. Образование Русского (Московского) централизованного государства-формирование Российского государства;

4. Сер. XVI—сер. XVII вв.—период сословно-представительной монархии-государственные и правовые реформы Ивана IV;

5. 2-я пол. XVII—XVIII вв.—период становления абсолютной монархии—эпоха Петра I и Екатерины II;

6. Период формирования буржуазно-капиталистических отношений—реформы Александра II 1860-х 1870-х гг. (крестьянская, земская, судебная, городская, военная);

7. Нач. XX в.—период попытки становления конституционной монархии-распространение политических идей Великой Французской революции в дворянских кругах России;

8. Падение феодального типа государства и права—Февральская революция в России; октябрь 1917 г.—Великая Октябрьская социалистическая революция—появление нового типа государства и права—социалистического;

9. Современный период развития демократического государства—становление государства и права Российской Федерации.

Виды источников права Древнерусского государства:

1. Обычай—существовал и использовался до 1917 г., но только для крестьянства;

2. Письменные памятники права;

а) Русская Правда Ярослава и Правда Ярославичей;

б) Стоглав 1551 г.;

в) Псковская и Новгородская судные грамоты XIV—XV вв.

3. Межгосударственные договоры;

4. Церковные уставы;

5. Акты юридического быта, договоры, письма.

Тема 2. Древнерусское государство и право

Когда на Руси возникло государство? Учёные дают неоднозначные ответы. По мнению некоторых учёных, государство вообще и на Руси в частности возникает вследствие классового расслоения общества. Это мнение спорно. Государство—результат развития человеческого общества в рамках цивилизации. То есть государство на Руси является закономерным результатом общественного развития. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. С усилением роли государства всё в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы.

Факторы, способствующие образованию Древнерусского государства:

1. Развитие ремёсел, техники обработки земель, торговых отношений;

2. Укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славянских племён;

3. Внешняя торговля;

4. Сложные политические отношения с Византией;

5. Необходимость борьбы с половцами, хазарами и другими кочевыми племенами, которые нападали на восточных славян.

Характерные черты Древнерусского государства:

1. Разложение первобытнообщинного строя и формирование феодальных общественных отношений;

2. Становление государственности и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;

3. Возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;

4. Принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;

5. Укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства;

6. Принятие христианства.

Основные теории происхождения Древнерусского государства:

1. Норманнская (авторы—немецкие учёные Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.П. Шлёцер)—неспособность славян создать собственную государственность;

2. Антинорманнская (автор—М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.И. Костомаров)—

одинаковые темпы образования государственных институтов и сходный уровень социально-экономического развития.

Форма правления Древнерусского государства—раннефеодальная монархия.

Признаки раннефеодальной монархии:

1. Переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем—от отца к старшему сыну;

2. Отсутствие юридической ответственности главы государства;

3. Несформированные институты власти;

4. Неустановленные полномочия и статус совета при правителе;

5. Народное собрание (вече) как непостоянный представительный орган.

Политическая история Киевской Руси:

Рюрик (862––879 гг.)—первый русский князь, основатель династии Рюриковичей. Он был призван из варяжских земель новгородскими гражданами на княжение вместе с братьями—Синеусом и Трувором. Перед смертью передал власть своему родственнику Олегу.

Олег Вещий (879—912 гг.)—новгородский князь, второй правитель Руси. Является основателем единой древнерусской державы. Одним из первых русских князей предпринял удачный поход на Константинополь и заключил с Византией первый торговый договор. Пользовался большим уважением и авторитетом среди подданных, которые стали именовать его «Вещим», т. е. мудрым.

Игорь Старый (912—945 гг.)––третий русский князь, сын Рюрика и фактический основатель династии киевских князей Рюриковичей. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы.

941 г. и 944 г.–походы на Византию.

945 г.–гибель князя Игоря в древлянской земле при попытке повторного сбора дани («на полюдье»), т.к. порядок её сбора не был закреплён юридически.

Ольга (945—964 гг.)—жена князя Игоря, первая женщина-правительница русского государства (регентша при сыне Святославе).

946 г.–установление первого законодательного порядка сбора дани с населения Киевской державы (уроки—сроки; уставы—размеры; погосты—места).

955 г. (957 г.)–поездка Ольги в Константинополь для подтверждения действия ранее подписанных союзных договоров и тайное принятие ею христианства под именем Елена.

Святослав (964—972 гг.)—сын князя Игоря и княгини Ольги. Основой его политики стали многочисленные военные походы с целью усиления торговой экспансии Руси (Хазария–964 г. Византия–969–971 гг.).

Ярополк (972––980 гг.)—князь киевский, сын Святослава. Его правление стало временем первой крупной усобицы на Руси (972–979 гг.), в ходе которой он был убит.

Владимир I Святой (980—1015 гг.)—князь киевский, сын Святослава. Его правление явилось новым этапом в развитии Киевской Руси.

988 г.–крещение Руси и введение в качестве государственной религии восточного христианства (при крещенииВладимир I принял имя Василий).

В результате этого на Руси появился новый общественный институт—церковь.

Святополк I Окаянный (1015—1019 гг.)—князь киевский, сын Владимира I Святого. Пришёл к власти после убийства своих братьев Бориса и Глеба (в 1021 г. провозглашены первыми русскими святыми). Его правление стало временем второй крупной усобицы на Руси (1016–1019 гг.), в ходе которой он был убит.

Ярослав Мудрый (1019—1054 гг.)—великий князь киевский, сын Владимира I Святого.

1019 г.–важнейшая внутриполитическая акция—ввод в действие первого на Руси писаного свода законов «Русская Правда» (составлена в Новгороде в 1015 г.).

В IX в. установилось феодальное общество и сложились классы:

1. Господствующий класс—великий князь, общинная знать (бояре), служилые люди, княжеские дружины;

2. Зависимое население—смерды (крестьяне), закупы, рядовичи, изгои, холопы.

Основной источник права Древнерусского государства––Русская Правда, как крупнейший памятник древнерусского права. Существует более 100 её списков, разделённых на редакции:

1. Краткая редакция (Краткая Правда)—самая древняя часть Русской Правды; окончательный вариант сформировался в кон. XI в.; она состояла из 43 статей, которые в основном содержали нормы уголовного права и процесса, и включала 2 части:

а) Правда Ярослава (сохраняется кровная месть);

б) Правда Ярославичей (отменяется кровная месть).

2. Пространная редакция (Пространная Правда)—систематизированный сборник правовых норм, изменённая и дополненная Краткая Правда; здесь отражалась дальнейшая социальная дифференциация; просуществовала до XIV в.; она состояла из 121 статьи и включала также 2 части:

а) Устав князя Ярослава Мудрого;

б) Устав Владимира Мономаха.

3. Сокращённая редакция (Сокращённая Правда)—систематизированный сборник правовых норм, составленный во 2-й пол. XV в.; получила такое название за то, что из её состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Согласно Русской Правде судебный процесс имел следующие стадии:

1. Заклич;

2. Свод;

3. Гонение следа.

Виды преступлений:

1. Против личности;

2. Против имущества.

Виды наказаний:

1. Месть;

2. Поток и разграбление;

3. Штраф—наиболее распространённый вид наказаний;

а) вира;

б) головничество;

в) продажа;

г) урок.

Форма государственного устройства Древнерусского государства–относительно единое унитарное государство.

Политический режим не определён: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).

Наши рекомендации