И система законодательства
Помимо рассмотренной выше категории «система права», в правоведении используются понятия «правовая система» и «система законодательства». Самым широким по своему внутреннему содержанию и объему является понятие правовой системы.
Правовая система есть взятая в единстве совокупность всех правовых явлений, образующих собственно правовую жизнь любого общества.
К элементам правовой системы относятся само право как система норм, установленных государством, а также иные правовые явления: законодательство, правовые учреждения, судебная и иная юридическая практика, механизм правового регулирования, правореализационный процесс, права, свободы и обязанности граждан, система правоотношений, законность и правопорядок, правовая идеология, правовая культура, юридическая наука, субъекты права, юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус, законные интересы и т п.
Термин «законодательство (система законодательства)» употребляется в широком и узком смыслах слова. В узком смысле, система законодательства — это совокупность действующих в данном обществе законов, т. е. таких нормативных актов, которые приняты высшими представительными органами государственной власти и обладают высшей юридической силой.
В широком смысле, законодательство — это совокупность не только действующих законов, но и подзаконных нормативных актов, а также иных источников права.
Вопрос о соотношении отраслей права и отраслей законодательства вызывает споры. Одни правоведы считают, что система права и система законодательства есть, так сказать, «равновеликие» величины, и отраслей законодательства всегда должно быть столько же, сколько и отраслей права. Другие подчеркивают первичность системы права и вторичный, производный характер системы законодательства; при этом считается, что отраслей законодательства может быть больше, чем отраслей права.
Действительно, отрасль права законодатель не «изобретает», поскольку существование той или иной отрасли права определяется наличием общественных отношений, которые этой отраслью регулируются.
В отличие от системы права, система законодательства — дело «рук человеческих». Она создается законодателем в целях более эффективного использования права в процессе управления обществом. Конечно, система законодательства отражает систему права, но это — не «зеркальное отражение с точностью до одного»: система права отражает единство и дифференциацию действующих правовых норм, а законодательство – строение действующих источников права.
Достаточно систематизировать все действующие нормативные акты, которые регулируют, скажем, студенческие отношения, и мы имеем дело со «студенческим» правом. Так можно «изобрести» множество новых отраслей: «лесное» право, «водное», «военное», «врачебное», «полицейское» и т. д. Однако в реальной жизни студенческих отношений, военных или лесных в чистом виде не существует. Если студента отчисляют из института, то такие отношения — суть административные, если студент покупает в буфете пирожное — это гражданское отношение, а уж если он похищает из буфета те же пирожные, то речь уже идет об уголовных отношениях. Иными словами, можно говорить о существовании «студенческого права» как об отрасли законодательства, а не об отрасли права. Поэтому отраслей законодательства действительно больше, чем отраслей права.
4. Систематизация нормативно – правовых актов.
Поскольку нормативно-правовых актов в развитой правовой системе общества достаточно много, они постоянно изменяются, очевидно, что возникает необходимость в осуществлении особого вида деятельности по упорядочению нормативных актов, приведению их в единую систему в целях эффективного и удобного их использования. Такая деятельность называется систематизацией нормативно-правовых актов.В результате систематизации нормативные акты располагаются в определенном порядке, классифицируются по определенным разделам, рубрикам, кодексам и т.п.
Различают несколько видов систематизации.
1. Учет нормативных актов – самая простая, «первичная» систематизация нормативного материала, которая осуществляется, как правило, внутри организаций, издающих нормативные акты. Учет может быть журнальным, картотечным, автоматизированным и т.п. Примером последнего могут служить системы «Консультант – Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.
Особой формой учета является Федеральный регистр нормативно-правовых актов. Он ведется для обеспечения контроля за соответствием этих актов Конституции РФ и федеральным законам, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации, а также для получения информации о региональном законодательстве.
Согласно Положению, в федеральный регистр включаются конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.
2. Инкорпорация– такая форма систематизации, при которой происходит внешняя обработка нормативного материала без изменения внутреннего содержания нормативных актов. Инкорпорация лишена правотворческого начала; при такой форме систематизации текст нормативного акта не подвергается существенным изменениям – в лучшем случае туда могут вноситься уже произошедшие, официально принятые в сравнении с первой редакцией изменения.
Новые правовые нормы в текст нормативного акта в процессе инкорпорации не добавляются. Различают официальную инкорпорацию и неофициальную.
Официальная инкорпорация осуществляется уполномоченными на подобную деятельность лицами.
Примером официальной инкорпорации являются сборники «Собрание законодательства Российской Федерации», которое издается издательством «Юридическая литература» Администрации Президента РФ с мая 1994 года в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» (выходит один раз в неделю), «Бюллетень международных договоров» - издание, выходящее один раз в месяц, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (один раз в неделю) и др.
Предполагается, что в таких сборниках размещен официальный (аутентичный) текст нормативного акта, которым следует руководствоваться в практической деятельности, и на который нужно ссылаться при написании научных, дипломных или курсовых работ.
Неофициальная инкорпорация осуществляется неуполномоченными на такую деятельность лицами. Неофициальной инкорпорацией часто занимаются научные работники, практикующие юристы и т.п.
В соответствии со способом расположения нормативного материалы выделяют отраслевую (предметную), хронологическую и смешанную инкорпорацию.
3. Кодификация– это такая систематизация, при которой непосредственно в самом процессе систематизации во внутреннее содержание нормативного акта вносятся необходимые изменения – добавляются новые правовые нормы, меняется содержание действующих правовых предписаний, изымаются старые нормы. Главное отличие кодификации от иных форм систематизации заключается в том, что кодификация носит правотворческий характер, направлена на совершенствование действующего законодательства. Не случайно некоторые юристы определяют кодификацию как высшую форму систематизации, главная функция которой – «изменение содержания правового регулирования, придание ему комплексного системного характера».
В результате кодификации появляется единый комплексный документ, сводный, как правило, отраслевой акт (Уголовный кодекс, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти, Правила дорожного движения и проч.).
Иногда кодификация может осуществляться в масштабе всего национального законодательства в целом – в результате всеобщей кодификации создается Свод законов («Кодекс кодексов»). Очевидно, что кодификация может осуществляться только в официальном порядке уполномоченными на такую деятельность лицами.
4. Консолидация– это такая форма систематизации, при которой несколько нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, объединяются в один единый нормативный акт. При этом все прежние акты утрачивают свою юридическую силу.
В России такая форма систематизации применяется достаточно редко (например, Указ Президиума Верховного совета СССР от 1 октября 1980 года « О праздничных и памятных днях» объединил сорок восемь ранее действующих актов по этому вопросу). Консолидация может носить только официальный характер.
***
ТЕМА 13