Начало войны и его правовые последствия. театр войны

Начало войны- это момент либо фактического открытия военных действий, либо формального объявления войны (состояния войны), даже если за этим фактически не последовали боевые действия. "Военные действия... не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны" (ст. 1 III Гаагской конвенции 1907 г.).

Несмотря на это, объявление войны даже согласно III Гаагской конвенции не делает агрессивную войну законной, которая является тягчайшим международным преступлением. Объявление национально-освободительных войн или гражданских войн не является обязательным; они, как правило, начинаются с восстания против политического режима в стране, против колонизатора или оккупанта.

Институт объявления войны не потерял своего значения и в современную эпоху. Он может и должен использоваться, когда государство (группа государств) вступает в войну на стороне жертвы агрессии, при выполнении своих международных обязательств или в случае, когда военные операции против агрессора начинаются по решению Совета Безопасности ООН (например, согласно резолюции 678 Совета Безопасности ООН Ираку представлялось время - "пауза мира" - для вывода своих войск из Кувейта до 15 января 1991 г.).

Начало войны имеет серьезные правовые последствия как для воюющих, так и для всех других государств. С началом войны для всех воюющих сторон наступают следующие правовые последствия:

прекращаются дипломатические и консульские отношения (дипломатическому и консульскому персоналу обеспечиваются защита и возможность беспрепятственно покинуть территорию противника), прекращаются и запрещаются экономические, торговые, финансовые и другие отношения и сделки с юридическими и физическими лицами противника; утрачивают силу все двусторонние договоры между воюющими, многосторонние договоры (например, по вопросам транспорта, связи, транзита и др.) приостанавливают свое действие;

торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от принадлежности (государству, частным компаниям или лицам); к гражданам неприятельского государства может быть применен специальный режим (ограничение в перемещении, принудительное поселение в отведенных властями местах и др.); воюющие стороны обязаны учитывать законные интересы нейтральных и других невоюющих государств.

Театр войны- это сухопутная, водная и воздушная территория воюющих сторон, а также космическое пространство, воды Мирового океана за пределами территориального моря прибрежных государств и воздушное пространство над ними, в пределах которых воюющие фактически ведут или могут вести боевые действия.

Действующие нормы международного права устанавливают точно определенные изъятия из театра войны, в том числе в пределах территории воюющих государств. Не могут считаться театром войны, а следовательно, и объектами нападения и уничтожения:

санитарные зоны и местности, имеющие отличительные эмблемы (знаки) для ограждения от действий войны раненых, больных, медицинский персонал для ухода за ними, военнопленных, культурные ценности, районы расположения АЭС, дамб и плотин;

зоны Суэцкого и Панамского каналов, архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Антарктика, Луна и другие небесные тела;

сухопутная, водная и воздушная территория нейтральных и других невоюющих государств.

Вместе с тем если одна из воюющих сторон введет свои вооруженные силы в районы, исключенные из театра войны, или создаст там свои военные базы для ведения войны, то другая воюющая сторона будет вправе считать такие районы театром войны.

Международное право не предусматривает возможности установления каких-либо границ или специальных зон для ведения войны на море. Однако международная практика государств свидетельствует о том, что многие государства под предлогом обеспечения безопасности морской и воздушной навигации для нейтральных и других невоюющих государств устанавливают в море специальные зоны ведения боевых действий (оборонительные, операционные, патрулирования, осмотра, блокадные и др.), оповещают другие государства об установлении таких зон и вводят в них существенные ограничения для международного судоходства и воздушной навигации вплоть до полного их запрещения. США, например, объявляли 100-мильную зону боевых действий вокруг Вьетнама, Англия - "зону войны" шириной в 200 миль вокруг Фолклендских островов (1982 г.), Египет и Сирия - районы военных действий в Средиземном и Красном морях (1973 г.).

УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ

Участниками войны является не все население воюющих государств, а только вполне определенная его часть - законные участники войны, действиям которых придается государственный характер. В зависимости от причастности к боевым действиям, характера выполняемых обязанностей и объема предоставляемой международно-правовой защиты все законные участники войны делятся на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

К сражающимся (комбатантам) относятся:

личный состав регулярных вооруженных сил воюющих государств (армии, авиации, флота). Каждое государство своим внутренним законодательством определяет количественный и качественный состав вооруженных сил, их организацию и командование, порядок формирования и комплектования, виды вооружений и оружия и другие компоненты;

личный состав ополчений и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющих государств; граждане нейтральных и других невоюющих государств, добровольно вступившие в вооруженные силы воюющего государства;

личный состав других ополчений, добровольческих отрядов, организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если территория оккупирована, а также партизаны (партизанские отряды), если эти ополчения, отряды, движения сопротивления и партизаны отвечают следующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Дополнительный протокол I 1977 г. конкретизирует некоторые из этих условий в отношении партизан. Так, в п. 3 ст. 44 Протокола I говорится, что партизаны обязаны открыто носить оружие: во время каждого военного столкновения; в то время, когда они находятся на виду противника; в ходе разверывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором они должны принять участие;

члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации воюющих государств;

население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны;

участники национально-освободительных движений, массовых восстаний, участники внутригосударственных вооруженных конфликтов (гражданских войн, военных мятежей массового характера);

личный состав Вооруженных Сил ООН и групп государств, сформированных по мандату Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 42 Устава ООН.

Комбатанты наделены правом силой оружия вести боевые действия и наносить ущерб и поражение противнику, на них распространяются все гуманные правила ведения войны и защиты в плену.

К комбатантам относятся также военные корабли и военные летательные аппараты, независимо от вооружения и типа двигательной установки (ядерной или обычной).

К несражающимся (некомбатантам)относятся: лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, например, гражданские лица, входящие в экипаж военных кораблей и летательных аппаратов, военные корреспонденты и репортеры, военные юристы, поставщики (интенданты), личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, медицинский и санитарный персонал, духовенство всех религий, госпитальные и санитарные суда, транспорты, летательные аппараты.

Некомбатанты не имеют права вести боевые действия, к ним не должно применяться оружие. Свое оружие они используют только для самообороны и защиты вверенного им имущества. Если они непосредственно участвуют в боевых действиях, то автоматически становятся комбатантами.

Разведчик- законный комбатант - лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющего государства, одетое в военную форму и проникшее в район действия неприятельской армии для сбора сведений о противнике. Захваченный противником при сборе сведений он становится военнопленным (ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г.).

Лазутчик (шпион)- лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Захваченный противником при сборе сведений лазутчик не становится военнопленным, а может быть привлечен к уголовной ответственности как шпион (там же, ст. XXIX), но и в этом случае "лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда" (ст. XXX). Главное отличие военного разведчика от лазутчика (шпиона) - военная форма разведчика, свидетельствующая о его принадлежности к вооруженным силам своего государства.

Военные разведчики, парашютисты воздушно-десантных войск, личный состав "командос" продолжают оставаться законными комбатантами, независимо от того, ведут ли они боевые действия против противника непосредственно на фронте или в тылу противника (на его собственной или на оккупированной им территории), куда они могут быть сброшены (высажены) с катеров, летательных аппаратов или подводных лодок.

Военные советники и инструкторы- это гражданские лица или военнослужащие, находящиеся при политическом руководстве или военном командовании воюющего государства в целях предоставления политических советов руководству или обучения личного состава вооруженных сил иностранного государства обращению с поставляемой техникой, оружием. Их правовое положение международным правом не определено, оно определяется в двусторонних международных договорах между заинтересованными государствами. Военные советники и инструкторы не входят в состав вооруженных сил воюющих государств, и по своему правовому положению они приближаются к некомбатантам.

Парламентер- это "лицо (как правило, офицер), уполномоченное одной из воюющих сторон вступить в переговоры с другой и являющееся с белым флагом" (ст. XXXII Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г.). Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее белый флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности. Парламентер уполномочивается вести переговоры о прекращении огня, о подборе раненых, трупов, о выводе женщин и детей из осажденной крепости, о сдаче крепости, о прекращении сопротивления и т.п. Парламентер теряет право на неприкосновенность, "если будет вполне определенно доказано, что он воспользовался своим привилегированным положением для подговора к измене или для ее совершения" (там же, ст. XXXIV).

Вооружение торговых судов международным правом не определено. Международная практика государств во время первой и второй мировых войн показала, что все государства вооружали свои торговые суда для отражения нападения подводных лодок. Вашингтонский договор об ограничении морских вооружений 1922 г. и Лондонский морской договор 1930 г. (СССР/Россия не являются участниками этих договоров) разрешили делать на торговых судах специальные подкрепления палуб для установки на случай войны артиллерии калибром до 155 мм и оборудовать помещения для хранения боезапаса. Однако сейчас можно говорить о международном обычае вооружать торговые суда только во время войны в целях самообороны.

Наемник- это лицо, которое:

специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил;

завербовано для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности (ст. 47 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.).

Наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленного, он привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.

Наши рекомендации