Начало Второй мировой войны. Проблемы причин, целей и характера войны.

. ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕР ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Вторую мировую войну подготовили и развязали государства агрессивного блока во главе с гитлеровской Германией. Возникновение этого глобального конфликта уходило своими корнями в версальскую систему международных отношений, основанную на диктате стран, победивших в первой мировой войне и поставивших в унизительное положение Германию. Тем самым были созданы условия для развития идеи реванша и возрождения очага милитаризма в центре Европы.

Германский империализм восстановил и расширил на новой материально-технической основе свою военно-экономическую базу, причем содействие в этом ему оказали крупные промышленные концерны и банки западных стран. В Германии и союзных с ней государствах — Италии и Японии господствовали террористические диктатуры, насаждались расизм и шовинизм.

Завоевательная программа гитлеровского «рейха», взявшего курс на порабощение и истребление «неполноценных» народов, предусматривала ликвидацию Польши, разгром Франции, вытеснение с континента Англии, овладение ресурсами Европы, а затем «поход на Восток», уничтожение Советского Союза и утверждение на его территории «нового жизненного пространства». После установления контроля над экономическими богатствами России Германия рассчитывала начать следующий тур захватов, чтобы распространить власть немецких монополий на обширные районы Азии, Африки и Америки. Конечной целью было установление мирового господства «третьего рейха». Со стороны гитлеровской Германии и её союзников война была империалистической, захватнической, несправедливой от начала до конца.

Буржуазно-демократические режимы Англии и Франции, выступавшие за сохранение традиционных ценностей западного общества, не осознавали общечеловеческую угрозу нацизма. Их неспособность и нежелание подчинить эгоистически понимаемые национальные интересы общей задаче разгрома фашизма, стремление решить свои проблемы за счет других государств и народов привели к войне в условиях, наиболее выгодных для агрессоров.

Руководящие верхи западных держав вступили в войну исходя из стремления к ослаблению конкурентов, сохранению и укреплению собственных позиций в мире. Они не собирались уничтожать фашизм и милитаризм, делая ставку на столкновение Германии и Японии с Советским Союзом и их взаимное истощение. Испытывая недоверие к Советскому Союзу, английские и французские лидеры не проводили существенных различий между политикой нацистских правителей Германии и курсом авторитарного сталинского руководства СССР. Стратегия и действия западных держав накануне и в начале войны нанесли огромный ущерб народам этих стран, привели к поражению Франции, оккупации почти всей Европы, созданию угрозы независимости Великобритании.

Расширение агрессии угрожало самостоятельности многих государств. Для народов стран, ставших жертвами захватчиков, борьба против оккупантов с самого начала приобрела освободительный, антифашистский характер.

Уверенная в том, что Англия и Франция не окажут реальной помощи Польше, Германия напала на нее 1 сентября 1939 г. Польский народ оказал вооруженный отпор агрессорам, несмотря на их значительное превосходство в силах. Польша стала первым государством в Европе, народ которого поднялся на защиту своего национального существования, повел справедливую, оборонительную войну. Гитлеровцы не смогли полностью окружить польскую армию. Большой группировке польских войск удалось уйти на восток, но они были взяты в клещи нацистам и после упорных боев 23-25 сентября капитулировали. Некоторые части продолжали сопротивляться до 5 октября. В Варшаве, Силезии и других районах на защиту независимости активно выступило гражданское население. Однако с 12 сентября общее руководство военными действиями практически прекратилось. 17-18 сентября польское правительство и военное командование перешли на территорию Румынии.

Польша оказалась неподготовленной в военно-политическом отношении к защите национальной независимости. Причина заключалась в отсталости страны и пагубности курса ее правительства, не желавшего «портить отношения» с Германией и возлагавшего надежды на англо-французскую помощь. Польское руководство отвергло все предложения об участии вместе с Советским Союзом в коллективном отпоре агрессору. Эта самоубийственная политика привела страну к национальной трагедии.

Объявив 3 сентября войну Германии, Англия и Франция видели в ней досадное недоразумение, которое вскоре должно было разрешиться. «Тишину на Западном фронте, — писал У. Черчилль, — нарушал лишь случайный пушечный выстрел или разведывательный патруль». Западные державы, несмотря на гарантии, данные Польше, и соглашения, подписанные с ней (Англия такое соглашение подписала за неделю до начала войны), в действительности не собирались оказывать жертве агрессии активную военную помощь. В трагические для Польши дни войска союзников бездействовали. Уже 12 сентября главы правительств Англии и Франции пришли к выводу, что помощь по спасению Польши бесполезна, и приняли тайное решение активных боевых действий против Германии не открывать.

Когда началась война в Европе, США объявили о своем нейтралитете. В политических и деловых кругах преобладало мнение о том, что война выведет экономику страны из кризиса, а военные заказы воюющих государств принесут огромные прибыли промышленникам и банкирам.

В условиях быстро изменявшейся обстановки и нараставшей опасности выхода германской армии на советско-польскую границу, используя возможности, предоставленные «секретным дополнительным протоколом», советское правительство ввело 17 сентября свои войска в Западную Украину и Западную Белоруссию, отошедшие к Польше по Рижскому мирному договору 1921 г. Официально это обосновывалось тем, что Польша стала удобным полем для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу СССР, а действие договоров, заключенных между СССР и Польшей, прекратилось. Советская сторона заявила о своем долге взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Утверждение Москвы, будто Польское государство фактически перестало существовать, противоречило нормам международного права, ибо временная оккупация не могла перечеркнуть факт существования государства как субъекта международного права.

Реакция польского общества на вступление Красной Армии в восточные районы Польши была болезненной и даже враждебной. Украинское и белорусское население горячо приветствовало части Красной Армии. Советские войска были остановлены примерно на «линии Керзона», определенной еще в 1919 г. в качестве восточной границы Польши. По Договору о дружбе и границе, подписанному СССР и Германией 28 сентября 1939 г., граница «обоюдных государственных интересов» была установлена по рекам Сан и Западный Буг. Польские земли оставались под оккупацией Германии, украинские и белорусские отходили к СССР. Признание линии этнического раздела границей между двумя государствами означало грубое нарушение норм международного права (серьезной политической ошибкой Сталина было обещание развивать дружбу с нацистской Германией.! Аморальное по существу, оно фактически обеляло фашизм, деформировало сознание людей и попирало принципы советской внешней политики.)!

Подписание советско-германских договоров имело тяжелые последствия для антивоенного движения, привело к дезориентации левых сил. Исполком Коминтерна, ослабленный репрессиями, не смог противостоять диктату Сталина. По его требованию руководство Коминтерна отказалось считать фашизм главным источником агрессии и сняло лозунг Народного фронта. Начавшаяся война была названа империалистической и несправедливой с обеих сторон, причем акцент делался на борьбу с англо-французским империализмом. У Коминтерна не было четкой позиции по вопросу о борьбе за национальное освобождение народов, подвергшихся нацистской агрессии.

В планах Англии и Франции существенное место занимала война между Финляндией и СССР, начавшаяся в конце ноября 1939 г. Западные державы стремились превратить локальный вооруженный конфликт в исходный пункт объединенного военного похода против СССР. Оказывая широкую военную помощь Финляндии, Англия и Франция разработали план высадки 100-тысячного экспедиционного корпуса для захвата Мурманска и оккупации территории к югу от него. Вынашивался также проект нападения на СССР в районе Закавказья и нанесения авиационных ударов по нефтепромыслам Баку.

В течение семи месяцев никаких боевых действий на Западном фронте не велось. Британские и французские вооружения и материальные ресурсы превосходили военно-экономический потенциал Германии, которая в то время не была готова к длительной войне. Но Лондон и Париж по-прежнему давали понять Гитлеру, что ему предоставлена свобода действий на Востоке. В странах Западной Европы сохранялась атмосфера благодушия, порожденная «странной» войной, которая по существу была продолжением прежней мюнхенской политики. Тем временем Германия усиленно готовилась к наступлению на Западном фронте.

Наши рекомендации