Начало войны и его правовые последствия.

Начало войны — это момент либо фактического открытия военных действий, либо формального объявления войны (состояния войны), даже если за этим не следует фактического начала боевых действий. Началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Гаагская конвенция III об открытии военных действий 1907 г: устанав­ливает, что военные действия между государствами не должны начи­наться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое может иметь форму либо мотивированного объявления вой­ны, либо ультиматума с условным объявлением войны.

Мотивированное объявление войны может быть взято назад, если государство, которому объявлена война, ликвидирует обстоятельства, послужившие причиной объявления войны. Ультиматум (категорич­ное объявление войны) не допускает никаких возражений против требований одного государства к другому под угрозой начала против него боевых действий (1999 г. — ультиматум США, предъявленный Сербии).

Сам факт объявления войны, не являющейся актом самообороны, не превращает войну противоправную в войну законную и в соответ­ствии с Определением агрессии 1974 г. представляет собой акт агрес­сии. Само объявление войны — это преступление против мира, угроза применения силы. Однако начало войны без ее предварительного и недвусмысленного предупреждения является отягчающим обстоя­тельством другого преступления против мира — ведения агрессивной войны. На Нюрнбергском процессе был специально отмечен факт на­падения Германии на СССР без объявления войны, т.е. нарушение нормы Гаагской конвенции III.

Институт объявления войны не потерял своего значения и в современном мире, — он должен использоваться при реализации права на индивидуальную или коллективную самооборону, при начале операции по поддержанию мира по мандату ООН (1990 г. — Ираку в соответствии с резолюцией Совета Безопасности была предоставлена «пауза мира» для вывода войск с территории Кувейта).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается фактическим началом боевых действий, является началом юридического состояния войны вплоть до его официального прекращения (с другой стороны, фактическое начало военных действий между государствам» может и не привести к началу состояния войны — советско-китай­ский конфликт в 1969 г.).

Наступление состояния войны независимо от фактического начала военных действий влечет за собой международно-правовые последствия:

1. Прекращаются все мирные отношения между участниками кон­фликта. Дипломатический и консульский персонал вправе беспрепят­ственно покинуть территорию государства пребывания. В соответст­вии с Венскими конвенциями о дипломатических и консульских сно­шениях (1961 и 1963 гг.) государство пребывания обязано оказать содействие для выезда таких лиц и при необходимости предоставить им средства передвижения.

2. Между воюющими сторонами прекращают действовать все дву­сторонние договоры, рассчитанные на мирное время. Вступают в силу договоры, специально заключенные на случай войны, — прежде все­го, Гаагские 1907 г. и Женевские 1949 г. конвенции (которые запреще­но денонсировать во время войны).

3. Запрещаются торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельского государства, личные и коммерческие отно­шения между гражданами воюющих государств.

4. К гражданам неприятельского государства, пребывающим на территории военного противника, применяются различные ограниче­ния (специальный негативный режим), включая интернирование или принудительное проживание в определенном районе на период вой­ны. Интернированные лица сохраняют свою гражданскую право и дееспособность и вправе осуществлять их в той мере, в какой это со­вместимо с интернированием.

5. Имущество, принадлежащее вражескому государству (за исклю­чением имущества дипломатических и консульских представи­тельств), подлежит конфискации. Имущество частных лиц в принци­пе считается неприкосновенным.

6. Торговым судам воюющих сторон, находящимся к началу войны в неприятельских водах и портах, дается определенный срок («индульт»), в течение которого они должны покинуть территорию вражеского государства. По истечении этого срока суда могут быть реквизи­рованы или задержаны до конца войны независимо от их принадлежности (государству или частным лицам).

С началом состояния войны вступает в действие система «держава покровительниц» (установлена Дополнительным протоколом I). Держава-покровительница — это не участвующее в конфликте государство (несколько государств), признанное воюющими сторонами назначенное для охраны интересов обеих воюющих сторон. Если такой Державы нет, — ее функции обязаны выполнять Международный Комитет Красного Креста или другие международные организации субституты»). Представлять интересы воюющих государств может любое нейтральное государство (во время Второй мировой войны интересы СССР в Германии представляла Швеция; она же представляла германские интересы в СССР). Через Державу-покровительницу, субститут или нейтральное государство поддерживается связь между воюющими сторонами.



Наши рекомендации