Вопрос 134 Начало войны, ведение и правовые последствия её объявления

Начало военных действий и его правовые последствия.В соответствии со ст. 1 Конвенции об открытии военных действий 1907 г. военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое должно иметь форму или мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Одновременно о состоянии войны должны быть оповещены нейтральные страны. Каких-то сроков между объявлением войны и началом военных действий международное право не устанавливает. С момента объявления состояния войны между враждующими государствами для них наступают следующие правовые последствия:

1) прекращаются дипломатические и, как правило, консульские отношения;

2) конфискуется собственность враждебного государства;

3) вводится специальный режим для граждан воюющего государства;

4) прекращают действовать международные договоры мирного времени;

5) вступают в силу нормы международного гуманитарного права.

Как только начинается вооруженный конфликт международного характера, применяется система держав-покровительниц. Ими могут стать не участвующие в конфликте государства, которые должны быть назначены и призваны воюющими. Державы-покровительницы обязаны охранять интересы воюющих сторон. Если стороны не назначат таких держав, то их роль будет выполнять МККК или другая беспристрастная организация (субститут).

Театр войны— пространство, в пределах которого воюющие могут вести боевые действия. Это сухопутная, морская и воздушная территория воюющих государств, а также международная территория, кроме нейтрализованной и демилитаризованной территории. Например, нельзя вести военные действия в зоне международных морских каналов, в архипелаге Шпицберген, на Луне и других небесных телах.

Участники вооруженных конфликтов лепятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). К комбатантам относится весь строевой состав:

1) вооруженных сил;

2) ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления. Чтобы отвечать статусу комбатантов, они должны:

1) иметь во главе лицо, несущее ответственность за подчиненных;

2) иметь определенный и ясно видимый издали отличительный знак;

3) открыто носить оружие;

4) соблюдать правила ведения войны.

К некомбатантам относятся: 1) медицинский персонал; 2) духовный персонал.

Правовое положение комбатантов и некомбатантов различное. На первых распространяется режим военного плена, а на вторых — не распространяется.

Военный разведчик, собирающий сведения о противнике в форме своей армии, в случае пленения может пользоваться правами военнопленного.

Военный шпион (лазутчик)— лицо, тайно собирающее сведения в районе действия армии противника с целью их передачи своей армии, в случае пленения не вправе рассчитывать на статус военнопленного.

Иными словами, его могут судить по законам военного времени.

Наемник — лицо, которое:

1) специально завербовано на месте или за границей для участия в насильственных военных действиях, направленных на: а) свержение правительства или подрыв конституционного строя государства; б) подрыв территориальной целостности государства;

2) принимает участие в таких действиях, получив личную выгоду или надеясь ее получить в виде значительного материального вознаграждения;

3) не является гражданином или постоянным жителем государства, против которого направлены его действия;

4) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого ведутся военные действия.

Наемник не пользуется статусом военнопленного. Он является преступником и должен нести уголовную ответственность за совершенные им преступления.

Наши рекомендации