Раздел 9. Вторая мировая 10. война. Донбасс в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.).

Тема 1. Причины второй мировой войны. Планы гитлеровского, командования относительно Украины и Донбасса в войне против СССР.

Тема 2. Мобилизация всех ресурсов страны. Оборонительные бои Красной Армии в 1941 году. Эвакуация на восток специалистов, материальных и культурных ценностей региона.

Тема 3. «Новый порядок» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе. Борьба советских партизан и подпольщиков Донбасса с захватчиками. Освобождение Донецкого бассейна от гитлеровцев.

Тема 4. Начало восстановления экономики региона. Роль советского государства. Помощь советских республик. Трудности восстановительного периода и результаты.

Раздел 10. От реформ к стагнации и краху советской системы: Донбасс в 1953-1991 годы.

Тема 1. Развитие индустрии. Ускорение научно-технического прогресса (вторая половина 1950-х –начало 1964 гг.). Реформаторские поиски. Опыт Донецкого совнархоза (1957-1964 гг.). Проявление застойных явлений (вторая половина. 1970-х – первая половина 1980 гг). Переход от плановой экономики к рыночной (1985-1991 г.).

Тема 2. Сельскохозяйственное производство. Нарастание материальных, кадровых, производственных и демографических проблем села в Донбассе.

Тема 3. Социальная сфера Донбасса: от процветания к кризису. Обострение жилищной проблемы. Демографические проблемы.

Тема 4. Общественно-политическая жизнь в Донбассе. «Оттепель» в духовной сфере. Шестидесятники и диссиденты. Рост общественно-политической активности в регионе в годы«перестройки». Возрождение многопартийности.

Раздел 11. Распад СССР. Донбасс в независимой Украине (1991- 2014 гг.). Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР.

Тема 1. Новый внутриполитический и внешнеполитиче­ский курс руководства Украины.

Тема 2. Общественно-политическая жизнь, в Украине. Формирование новых политических партий. Проблема государственного устройства Украины. Участие местной элиты Донбасса в становлении и развитии регионального сотрудничества с Россией. «Помаранчевая революция» 2004 г. и Донбасс.

Тема 3. Экономическая сфера. Крах советской системы хозяйствования. Попытка создания национальной (украинской) системы хозяйствования и ее результаты. Проблема сбора налогов и распределения государственного бюджета между регионами. Требования Донбасса.

Тема 4. Социальное расслоение. Резкое падение уровня жизни населения региона. Маргинализация общества. Разрушение государственной системы социальной защиты, здравоохранения и образования. Угроза депопуляции украинской нации. Обострение демографических проблем Донбасса.

Тема 5. Обострение межнациональных отношений. Насаждение украинского национализма как государственной политики. Русофобия и попытки дерусификации Донбасса. Нарастание общественного противостояния в Украине по линии восток - запад.

Тема 6. Государственный переворот в Украине 2014 года. Начало вооруженного противостояния украинских праворадикалов и их противников. Подъем стихийного протеста в Донбассе (март- апрель 2014г.) и перерастание его в гражданскую войну. Провозглашение ДНР и ЛНР. Строительство ДНР и ЛНР.

Семинарские занятия

№ п/п Название занятия Количество часов
Приазовье и Подонье в древности (до Vв.н.э.)
Донецкий регион в эпоху средневековья и преддверии нового времени (VI-XVIIвв.).
Донецкий регион в новое время (XVIII в.)
Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIХ в.- начало ХХ в.)
Донбасс в 1917-1921 гг.
Донбасс в 1921-1941 гг.
Донбасс в 1941-1950-е гг.
Донбасс в 1953-2014-е гг.
Государственный переворот в Украине 2014 г. Провозглашение и строительствоДНР и ЛНР.
  Всего

4.4. Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины

№ п/п Название темы Перечень вопросов Количество часов
  Тема 1. Восточная Европа в древности (с древнейших времен до VIII в.н.э.). 1. Охарактеризовать освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху. 2. Проанализировать экспансию восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы. 3. Охарактеризовать земли Донбасса в период Великого переселения народов (II-VIIвв.).  
    Тема 2. Восточная Европа в эпоху средневековья и наш край (IX - XVI вв.). 4. Охарактеризовать развитие Подонцовья и Приазовья (VI - начало ХIII вв.) и связь этих земель с Киевской Русью. 5. Проанализировать развитие Приазовья и Подонцовья в Ордынский период (XIII - первая половина XIV вв.). 6. Раскрыть роль козачества в борьбе с турецко-татарской агрессией. 7. Охарактеризовать процессы формирования централизованного Московского государства и усиление его юго-западных рубежей (XV - XVI вв.).  
  3.Донецкий край в преддверии нового времени (конец XVI - XVII вв.).. 8. Охарактеризовать заселение и хозяйственное освоение Подонцовья и Приазовья в XVII - первой половине XVIII в. 9. Проанализировать процессы административно-территориального разграничения региона во второй половине XVIII в. Формирование Новороссии.  
  4 Укрепление позиций юго-западных рубежей Московского государства и Донецкий регион (конец XVII -XVIII вв.) 10. Охарактеризовать социально-экономическое развитие Донбасса в XVIII в. Народные восстания. 11. Проанализировать развитие Донбасса в условиях кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIXcx.). 12. Охарактеризовать буржуазные реформы 60х - 70х годов XIXct.b Российской империи. 13. Показать формирование Донецкого бассейна как нового крупного промышленного центра Российской империи (вторая половина XIX начало ХХст.).  
  5 Российская империя и Донбасс в эпоху, капиталистической модернизации (XIX в.) 14. Охарактеризовать развитие Донбасса в период становления государственно- монополистического капитализма (начало XX ст.). 15. Охарактеризовать общественно-политическую и хозяйственную жизнь в Донбассе в годы буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. в Российской империи  
    6 Донбасс в условиях государственно-монополистического капитализма (начало XX в.). 16. Столыпинская аграрная реформа и ее реализация на Донбассе. 17. Раскрыть причины и характер Первой мировой войны. Показать развитие Донбасса в условиях Первой мировой войны.  
  7 Донбасс в годы второй российской, революции: и гражданской войны (1917-1920 гг.) 18. Проанализировать развитие революционных событий в России и их влияние на общественно-политическую ситуацию в Донбассе (первая половина 1917 года). 19. Охарактеризовать процессы нарастания системного кризиса в обществе и приход большевиков к власти. Установление Советской власти в Донбассе. 20. Проанализировать ход гражданской войны и установление советской власти на Донбассе. 21. Охарактеризовать создание и деятельность Донецко-Криворожской республики.  
  8 Донбасс на пути созидания (1921-1941 гг.) 22. Охарактеризовать развитие Донбасса в годы НЭПа. 23. Проанализировать особенности индустриализации Донбасса. 24. Проанализировать процесс коллективизации на Донбассе. Голод 1932-1933 гг.: причины и последствия. 25. Охарактеризовать процессы, происходившие в сфере культуры в Донбассе. Политические репрессии в регионе в конце 1920-х - 1930-е годы  
  9 Вторая мировая 10. война. Донбасс в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.). 26. Охарактеризовать нападение нацистской Германии и ее сателлитов на СССР. Оборона Донбасса. 27. Раскрыть суть оккупационного режима на Донбассе. Движение сопротивления в регионе. 28. Раскрыть процесс освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. 29. Проанализировать процесс восстановления Донбасса в послевоенные годы (1943-начало 1950-х годов).  
  10 От реформ к стагнации и краху советской системы: Донбасс в 1953-1991 годы. 30. Охарактеризовать изменения в общественно-политической ситуации в стране, начало процесса демократизации советского общества (1953- 1964 гг.). 31. Охарактеризовать социально-экономическое развитие Донбасса во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов. 32. Проанализировать процесс развития социальной сферы, культуры, образования и науки в 1953-1964гг. 33. Раскрыть общественно-политические процессы в стране (вторая половина 1960-х -первая половина 1980-х годов). 34. Охарактеризовать процесс нарастания кризисных явлений в экономике Донбасса (конец 1970-х - первая половина 1980-х годов). 35. Охарактеризовать состояние культуры Донбасса во второй половине 60-х -первой половине 80-х годов XX ст. 36. Охарактеризовать процесс реформирования экономической и политической системы в годы «перестройки» (1985-1991гг.). Нарастание социально- экономического кризиса в Донбассе. 37. Провозглашение независимости Украины. Проанализировать основные черты общественно-политической жизни Донбасса в период независимости Украины. 38. Охарактеризовать углубление кризиса в социально-экономической сфере Донбасса в независимой Украине.  
  11Распад СССР. Донбасс в независимой Украине (1991- 2014 гг.). Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР 39. Проанализировать национально-политическую и социально-экономическую дискриминацию русского населения Донбасса в 2000-2013гг. 40. Охарактеризовать государственный переворот в Украине 2014 г. Подъем стихийного протеста в Донбассе весной (март-апрель 2014 года). 41. Провозглашение Донецкой народной республики (ДНР) и Луганской народной республики (ЛНР). Указать даты провозглашения. 42. Охарактеризовать вооруженное противостояние между ополчением Донбасса и Вооруженными силами Украины, а также добровольческими формированиями олигархов Украины. 43. Раскрыть современное политическое и социально-экономическое состояние ДНР и ЛНР.Строительство ДНР и ЛНР.  

4.5. Рефераты, контрольные вопросы и задания

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА ПО ИСТОРИИ.

Реферат является учебным заданием, самостоятельно выполняемым студентом. В ходе подготовки и написания реферата студент должен изучить определенный вопрос курса политологии и ясно, последовательно, аргументировано изложить его. Недопустимым является механическое переписывание различного рода материалов.

Реферат выполняется в соответствии с планом, составленным студентом таким образом, чтобы он служил наиболее полному раскрытию темы. План должен включать: 1. Введение. 2. Основная часть. 3. Заключение (выводы). 4. Список использованной литературы.

Во введении необходимо раскрыть а) актуальность темы; б) цели и задачи исследования; в) методы, которые используются при раскрытии данных проблем; г) структура работы.

В основной части - главные вопросы изложения реферата (главы или раздела).

В заключении - выводы по всему реферату. В конце - список использованной литературы. По каждому разделу плана должны быть даны четкие ответы с обобщениями и выводами по каждому отдельному вопросу либо по главе (разделу).

Чтобы правильно составить рабочий план и успешно написать реферат, студент должен взять и отыскать необходимую тему. Тщательно изучив основные положения учебной темы, прочитав другую учебную литературу, можно при­ступать к поиску дополнительной литературы.

Реферат должен содержать цитаты из используемой литературы. Но следует избегать чрезмерного цитирования в тексте. Нужно помнить, что цитируются наиболее важные мысли и выводы исследователей, которые служат отправной точкой в цепочке логических рассуждений студента, или же, наоборот, завершают самостоятельные рассуждения. "Простая" цитата при всей ее верности не может служить весомым аргументом. Теоретические положения следует подкреплять и проверять фактами истории, помня о том, что факты не должны подгоняться под теорети­ческие схемы, а теоретические положения не являются догмами. Все приведенные в работе цитаты, факты, цифры должны быть снабжены ссылкой на источники информации. Как правило, они помещаются в скобках, где указывается номер источника и страницы. Инициалы и фамилия автора, название источника, место издания, издательство, год издания, номер тома и страницы указываются в списке литературы в конце реферата согласно порядковому номеру.

Реферат выполняется на бумаге формат А-4 (объем 12-15 страниц). Он должен быть аккуратно оформлен, написан грамотно, литературным языком, отпечатан или написан разборчивым почерком. На титульном листе следует указать: предмет, по которому выполнен реферат, факультет, группу, фамилию, имя, отчество. Все страницы реферата нужно пронумеровать и оставить поля (3 см) для замечаний.

Темы рефератов

1. Приазовье и Пoдoнцовье в древности (с древнейших времен до VIIIв.).

2. Древнерусское государство в период средневековья (IX- XVI вв.).

3. Донецкий регион в эпоху средневековья (VIII -XVI вв.).

4. Наш край в преддверии нового времени'(конец XVI - XVII вв.).

5. Эпоха казачества в истории Отечества (середина XVI - XVII вв.).

6. Донецкий регион в новое время (конец XVII – XVIII вв.).

7. Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIX в.).

8. Донбасс в условиях, государственно-м6нополстического капитализма (начало XX в.).

9. Донбасс в годы второй российской революции и гражданской войны (1917-1920 гг.).

10. Донбасс на пути созидания (1921-1941 гг.).

11. Вторая мировая война. Донбасс в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.).

12. От реформ к стагнации и краху советской системы: Донбасс в 1953-1991 годы.

13. Распад СССР. Донбасс в независимой Украине (1991- 2015 гг.).

14. Государственный переворот в Украине 2014г.

15. Вооруженная агрессия Киевской власти против населения Донбасса.

16. Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «История»:

Основные требования к контрольной работе.

1. Контрольная работа является учебным заданием, само­стоятельно выполняемым студентом. Работа должна содержать план, список используемой литературы и быть правильно оформленной. В ходе подготовки и написания контрольной работы студент должен изучить определенный вопрос курса истории и ясно, последовательно, аргументировано изложить его. Недопустимым является механическое переписывание различного рода материалов в тетрадь.

2. Работа выполняется в соответствии с планом, составленным студентом таким образом, чтобы он служил наиболее полному раскрытию темы. По каждому вопросу плана должны быть даны четкие ответы с обобщениями и выводами: либо по каждому отдельному вопросу, либо по работе в целом.

3. Чтобы правильно составить рабочий план и успешно написать контрольную работу, студент должен взять книгу, пособие и отыскать необходимую тему. Тщательно изучив основные положения учебной темы, прочитав другую учебную литературу, можно приступать к поиску дополнительной литературы.

4. Работа должна содержать цитаты из используемой литературы. Но следует избегать чрезмерного цитирования в тексте. Нужно помнить, что цитируются наиболее важные мысли и выводы исследователей, которые служат отправной точкой в цепочке логических рассуждений студента, или же, наоборот, завершают самостоятельные рассуждения. «Простая» цитата при всей ее верности не может служить весомым аргументом. Теоретические положения следует подкреплять и проверять фактами политической реально­сти, помня о том, что факты не должны подгоняться под теоретиче­ские схемы, а теоретические положения не являются догмами.

5. Все приведенные в работе цитаты, факты, цифры должны быть снабжены ссылкой на источники информации.

Контрольная работа выполняется на листах формата А-4 или в учебной тетради (объем 25-30 страницы). Она должна быть аккуратно оформлена, написана грамотно, литературным языком, разборчивым почерком. На титульном листе следует указать: предмет, по которому выполнена контрольная работа; факультет; группу; фамилию, имя, отчество. В контрольную работу необходимо вложить чистый тетрадный листок для рецензии по истории, который подписывается студентом следующим образом: «Рецензия на контрольную работу по политологии по теме: «Название темы» студента Ф.И.О, факультета, группы».

Тематика контрольных работ:

Наши рекомендации