Тема 9: Вторая мировая война. Донбасс в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.).

50. Планы гитлеровского командования в войне против СCCP. Место Донбасса в планах оккупантов.

51. Мобилизация всех ресурсов .нашего края для отпора гитлеровским захватчикам. Оборона Донбасса.

52. «Новый порядок» немецко-фашистских оккупантов в Донбассе.

53. Освободительное движение в Донбассе в годы Великой Отечественной войны.

54. Освобождение Донбасса от гитлеровских-оккупантов и восстановление мирной жизни.

Тема 10: От реформ к стагнации и краху советской системы: Донбасс в 1953-1991 годы.

55. Хрущевская «Оттепель»: содержание и итоги этого политического курса. Диссиденты.

56. Донбасс в годы «застоя»: новые тенденции в социально-экономическом и общественно-политическом развитии региона.

57. Донбасс в годы «перестройки».

Тема 11. Распад СССР. Донбасс в независимой Украине (1991-2014 гг.). Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР.

58. Развал Советского Союза, Провозглашение Украины Независимым и суверенным государством.

59. Донбасс в независимой Украине. Причины противостояния региона и центрального руководства республики.

60. Социально-экономические и политические результаты существования
независимой Украины.

61. Провозглашение Донецкой и Луганской Народных Республик. Социально-экономическое и военно-политическое положение ДНР и ЛНР.

Образовательные технологии

Применение активных и интерактивных образовательных технологий

№ п/п   Тема занятия   Форма занятия Наименование используемых активных и интерактивных образовательных технологий Кол-во часов
Активные и интерактивные формы проведения занятий, разбор практических задач Лекция, семинарское занятие Интерактивная форма проведения проблемной лекции, основанная на вопросах студентов
Анализ конкретных ситуаций
Лекция - дискуссия
Лекция пресс-конференция
встречи с представителями компаний, государственных и общественных организаций
посещение музеев, экскурсии

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций

Темы рефератов

1. Приазовье и Пoдoнцовье в древности (с древнейших времен доVIIIв.).

2. Древнерусское государство в период средневековья (IX- XVI вв.).

3. Донецкий регион в эпоху средневековья (VIII -XVI вв.).

4. Наш край в преддверии нового времени'(конец XVI - XVII вв.).

5. Эпоха казачества в истории Отечества (середина XVI - XVII вв.).

6. Донецкий регион в новое время (конец XVII – XVIII вв.).

7. Донбасс в эпоху капиталистической модернизации (XIX в.).

8. Донбасс в условиях, государственно-монополистического капитализма (начало XX в.).

9. Донбасс в годы второй российской революции и гражданской войны (1917-1920 гг.).

10. Донбасс на пути созидания (1921-1941 гг.).

11. Вторая мировая война. Донбасс в годы Великой Отечественной войны и восстановления мирной жизни (1941-1952 гг.).

12. От реформ к стагнации и краху советской системы: Донбасс в 1953-1991 годы.

13. Распад СССР. Донбасс в независимой Украине (1991- 2015 гг.).

14. Государственный переворот в Украине 2014г.

15. Вооруженная агрессия Киевской власти против населения Донбасса.

16. Провозглашение и строительство ДНР и ЛНР.

Вопросы для контрольных работ по Истории

Вариант 1

1. Создание и деятельность Донецко-Криворожской республики..

Вариант 2

1. Нападение нацистской Германии и ее сателлитов на СССР. Оккупация Донбасса. Движение сопротивления в регионе.

Вариант 3

1. Охарактеризовать развитие Подонцовья и Приазовья в ордынский период (XIII - первая половина XIV вв.). Распад Золотой Орды и переход донецких земель под контроль Крымского ханства.

Вариант 4

1. Составить исторический портрет Сергея Сергеевича Прокофьева.

Вариант 5

1. Охарактеризовать процесс освобождения Донбасса от немецко фашистских захватчиков.

Вариант 6

1. Охарактеризовать процесс создания и заселения земель Новороссии (вторая половина XVIIIb. - начало XIX в.).

Вариант 7

1. Охарактеризовать углубление кризиса в социально-экономической сфере Донбасса в независимой Украине.

Вариант 8

1. Раскрыть основные черты кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIX в.) и его влияние на хозяйственное развитие края.

Вариант 9

1. Составить исторический портрет Стаханова Алексея Григорьевича

Вариант 10

1. Буржуазные реформы 1860-х — начала 1870-х годов в Российской империи и их влияние на развитие общественной жизни в Донбассе.

Вариант 11

1. Проанализировать процесс переселения украинского населения в российско-украинское пограничье - на Слобожанщиыу и в Подонцовье в XVII ст. Основание монастыря «Святые горы».

Вариант 12

1. Проанализировать развитие Донбасс в эпоху государственно-монополистического капитализма (начало ХХст.)

Вариант 13

1. Составить исторический портрет Мазая Макара Никитовича

Вариант 14

1. Проанализировать влияние Первой мировой войны на состояние хозяйственной и общественно-политической жизни Донецкого региона.

Вариант 15

1. Провозглашение независимости Украины. Проанализировать основные черты общественно-политической жизни Донбасса в период независимости Украины 1991-2014 гг..

Вариант 16

1.Составить исторический портрет Ивана Григорьевича Иловайского

Вариант 17

1. Охарактеризовать политические и социально-экономические процессы в Донбассе в период «Хрущевской оттепели» (1953-1964гг.).

Вариант 18

1. Охарактеризовать революционные события 1917-1920гг. в Донбассе. Отношения региона с Украинской Центральной радой. Деятельность Донецко-Криворожской республики.

Вариант 19

1.Охарактеризовать процесс создания и заселения земель Новороссии.

Вариант 20

1.Составить исторический портрет П.Кривоноса

Вариант 21

1.Охарактеризовать, развитие Донбасса в годы НЭПа.

Вариант 22

1.Проанализировать процесс индустриализации и коллективизации на Донбассе. Трагедия села 1932-1933 годов.

Вариант 23

1.Охарактеризовать положение в Донбассе в 1941-1942гг. Оккупационный режим и
движение сопротивления на Донбассе

Вариант 24

1.Охарактеризовать процесс освобождения Донбасса в 1943 г.. Людские и материальные потери от войны.

Вариант 25

1.Раскрыть процесс восстановления Донбасса после освобождения от фашистов.

Вариант 26

1.Охарактеризовать проявление застойных явлений в промышленном, производстве
Донбасса (вторая половина 1970-х-первая половина 1980х годов).:

Вариант 27

1.Раскрыть социально-экономическое развитие Донбасса в 1991-2014гг

Вариант 28

1.Развитие культуры Донбасса в 1991-2014гг. Межнациональные отношения. Дерусификация региона

Вариант 29

1.Охарактеризовать государственный переворот. Украине 2014 года. Подъем
стихийного протеста в Донбассе. Требования населения Донбасса.

Вариант 30

1.Провозглашение Донецкой народной республики и Луганской народной республики. Охарактеризовать минский переговорный процесс и реализацию его, соглашений

Вариант 31

1.Раскрыть современное состояние ДНР и ЛНР. Охарактеризовать процесс в них государственного строительства.

Вариант 32

1.Раскрыть причины и результаты освободительной войны украинского народа под
предводительством Б.Хмельницкого. Вхождение Украины в состав Московии.

6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине

1. История как наука: особенности, методология, источники.

2. Понятие «Отечество». Объект и предмет курса «История».

3. Охарактеризовать освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.

4. Проанализировать экспансию восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы.

5. Охарактеризовать земли Донбасса в период Великого переселения народов (II-VIIbb.).

6. Охарактеризовать развитие Подонцовья и Приазовья (VI — начало ХП1 вв.) и связь этих земель с Киевской Русью.

7. Проанализировать развитие Приазовья и Подонцовья в Ордынский период (XIII — первая половина XIV вв.).

8. Раскрыть роль казачества в борьбе с турецко-татарской агрессией.

9. Охарактеризовать процессы формирования централизованного Московского государства и усиление его юго-западных рубежей (XV - XVI вв.).

10. Охарактеризовать заселение и хозяйственное освоение Подонцовья и Приазовья в XVII - первой половине XVIII в.

11. Проанализировать процессы административно-территориального разграничения региона во второй половине XVIII в. Формирование Новороссии.

12. Охарактеризовать социально-экономическое развитие Донбасса в XVIII в.Народные восстания.

13. Проанализировать развитие Донбасса в условиях кризиса феодально-крепостнической системы (первая половина XIXcx.),

14. .Охарактеризовать буржуазные реформы 60х - 70х годов XIXct.b Российской империи.

15. Показать формирование Донецкого бассейна как нового крупного промышленного центра Российской империи (вторая половина XIX начало ХХст.).

16. Охарактеризовать развитие Донбасса в период становления государственно- монополистического капитализма (начало XX ст.).

17. Охарактеризовать общественно-политическую и хозяйственную жизнь в Донбассе в годы буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. в Российской империи.

18. Столыпинская аграрная реформа и ее реализация на Донбассе.

19. Раскрыть причины и характер Первой мировой войны. Показать развитие Донбасса в условиях Первой мировой войны.

20. Проанализировать развитие революционных событий в России и их влияние на общественно-политическую ситуацию в Донбассе (первая половина 1917 года).

21. Охарактеризовать процессы нарастания системного кризиса в обществе и приход большевиков к власти. Установление Советской власти в Донбассе.

22. Проанализировать ход гражданской войны и установление советской власти на Донбассе.

23. Охарактеризовать создание и деятельность Донецко-Криворожской республики.

24. Охарактеризовать развитие Донбасса в годы НЭПа.

25. Проанализировать особенности индустриализации Донбасса.

26. Проанализировать процесс коллективизации на Донбассе. Голод 1932-1933 гг.: причины и последствия.

27. Охарактеризовать процессы, происходившие в сфере культуры в Донбассе. Политические репрессии в регионе в конце 1920-х - 1930-е годы.

28. Охарактеризовать нападение нацистской Германии и ее сателлитов на СССР. Оборона Донбасса.

29. Раскрыть суть оккупационного режима на Донбассе. Движение сопротивления в регионе.

30. Раскрыть процесс освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

31. Проанализировать процесс восстановления Донбасса в послевоенные годы (1943-начало 1950-х годов).

32. Охарактеризовать изменения в общественно-политической ситуации в стране, начало процесса демократизации советского общества (1953- 1964 гг.).

33. Охарактеризовать социально-экономическое развитие Донбасса во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов.

34. Проанализировать процесс развития социальной сферы, культуры, образования и науки в 1953-1964гг.

35. Раскрыть общественно-политические процессы в стране (вторая половина 1960-х -первая половина 1980-х годов).

36. Охарактеризовать процесс нарастания кризисных явлений в экономике Донбасса (конец 1970-х - первая половина 1980-х годов).

37. Охарактеризовать состояние культуры Донбасса во второй половине 60-х -первой половине 80-х годов XX ст.

38. Охарактеризовать процесс реформирования экономической и политической системы в годы «перестройки» (1985-1991гг.). Нарастание социально- экономического кризиса в Донбассе.

39. Провозглашение независимости Украины. Проанализировать основные черты общественно-политической жизни Донбасса в период независимости Украины.

40. Охарактеризовать углубление кризиса в социально-экономической сфере Донбасса в независимой Украине.

41. Проанализировать национально-политическую и социально-экономическую дискриминацию русского населения Донбасса в 2000-2013гг.

42. Охарактеризовать государственный переворот в Украине 2014 г. Подъем стихийного протеста в Донбассе весной (март-апрель 2014 года).

43. Провозглашение Донецкой народной республики (ДНР) и Луганской народной республики (ЛНР). Указать даты провозглашения.

44. Охарактеризовать вооруженное противостояние между ополчением Донбасса и Вооруженными силами Украины, а также добровольческими формированиями олигархов Украины.

45. Раскрыть современное политическое и социально-экономическое состояние ДНР и ЛНР.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Пирко В. А. Заселение Донбасса в XVI–XVIII вв. - Донецк: : Восточный издательский дом, 2003. — 180 с.

2. Лях Д. История родного края. Ч.1 - Донецк: Кардинал, 1999. - 327 с.

3. Лях Д. История родного края. Ч. 2 - Донецк: Кардинал, 1999. - 343 с.

4. Степкин В.П. Полная история Донецка. - Донецк: Апекс, 2008. - 560 с.

5. Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. Введение в историю Донецкого края. – Донецк, 2015. – 208 с.

6. Филатов Ю.И. Роль Донбасса в истории России-СССР-РФ (ХХ-ХХІ вв.). Материалы международной конференции. 26-27 мая 2016 г. – Саратов, 2016 г. –С.146-158.

Дополнительная литература

1. Баклагина Р.А. Деятельность акционерных обществ в Донбассе во второй половине XIX - начале XX вв., созданных с участием иностранного капитала. - Донецк, 1992,- Вып. 1. - С. 36- 39.

2. Болбат Т.В. Динамика изменений национального состава населения Донецкой области в 1920 - 1980-е гг. Тезисы сообщений 4 регион, науч. практ. конф. - Донецк, 1995. - С. 196 - 198.

3. Бочаров В.В. Хозяйственные итоги столыпинской аграрной реформы в Екатеринославской губернии . -Донецк, 1997. - Кн. 5. - С. 60 - 68.

4. Васильева Л.А. Джон Юз и Юзовка. Социально-экономический портрет до 1917 года. Тезисы сообщений IV научно- практической конференции. - Донецк, Донбас, 1995.-С. 177- 184.

5. Восстановление Донбасса (1946-1950): Документы и материалы. - Донецк, Донбас, 1986- 573с.

6. Гармаш Л.Н. К вопросу о религиозных конфессиях на территории Донецкой области. Летопись Донбасса. - Донецк: Донбас, 1994. -Вып. 2. -С. 101 -104.

Методические указания и рекомендации :

1. История.//Методические указания к самостоятельной работе студентов. Часть 1.- Донецк. 2015 г.- 93 С.

2. История.//Методические указания к самостоятельной работе студентов. Часть 2.- Донецк. 2015 г.- 121С.

7.2. Электронные образовательные ресурсы

1. URL: http://donpatriot.ru/istoria_donbassa.html

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

­ аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук;

­ комплект электронных презентаций;

Наши рекомендации