Рекомендации к оформлению контрольной работы
В течение учебного года студенты заочного отделения выполняют одну контрольную работу из списка вариантов контрольных работ, приводимого в конце настоящего раздела.
Контрольная работа включает в себя четыре вопроса из различных разделов курса «Правоведение»: первый вопрос - по теории государства и права,
а также конституционному праву Российской Федерации, второй вопрос - по гражданскому и семейному праву Российской Федерации; третий вопрос - по трудовому праву Российской Федерации, четвертый вопрос - по административному и уголовному праву и правоохранительным органам РФ.
Контрольная работа выполняется на основе настоящих методических указаний и должна соответствовать следующим требованиям.
Объем работы установлен в количестве 15-20 страниц машинописного текста формата А4. Текст должен быть написан грамотно, без помарок, с соблюдением установленных ГОСТом требований к оформлению.
В начале работы указывается номер варианта. Раскрытие вопросов, включенных в вариант контрольной работы необходимо начинать с название вопроса. Изложение каждого вопроса контрольной работы заканчивается
краткими выводами. Все страницы контрольной работы нумеруются студентом внизу листа по центру. В конце контрольной работы должен быть приведен список использованной при ее написании литературы, нормативно-правовых актов, ссылок на сайты Internet. Список необходимо начинать с нормативно-правовой базы располагая ее по юридической силе в убывающем порядке (Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, приказы и распоряжения федеральных министерств и ведомств, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов государственного управления субъектов РФ, нормативно-правовые акты муниципальных органов местного самоуправления). После нормативно-правовой базы в алфавитном порядке (по первой букве фамилии автора книги или статьи) располагаются остальные литературные источники и адреса сайтов Internet.
Контрольная работа должна быть правильно оформлена:
- на обложке контрольной работы надо указать название дисциплины, наименование ВУЗа, факультета и формы обучения («заочное отделение фармацевтического факультета Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии»), фамилию и инициалы студента, его шифр, а также обратный адрес (почтовый и, по возможности, электронный);
- на страницах надо оставить поля (2-3 см) для замечаний рецензента; при выполнении контрольной работы в машинописном варианте: верхнее и нижнее поле - 2,5 см, правое и верхнее - 2 см;
- при выполнении контрольной работы в машинописном варианте принимать шрифт Time New Roman, кегль 15 с межстрочным интервалом 1,2 – 1,5;
- приводимые в тексте фактические и цифровые данные, цитаты, пересказ собственными словами важных положений, оценок надо сопровождать постраничными ссылками на их источник - использованную литературу и нормативно-правовые акты (например, [5, с. 62], где первая цифра – это номер источника в списке литературы, а вторая – номер страницы данного источника).
Контрольная работа должна быть представлена на проверку
за 2 недели до начала учебно-экзаменационной сессии. При проверке работы учитываются понимание существа вопросов контрольной работы, знание фактического материала, его соответствие действующей нормативно-правовой базе, полнота и достаточность раскрытия вопросов, умение логично и ясно изложить материал.
После проверки работа возвращается студенту с рецензией и отметкой «зачтено» или «незачтено». Зачет ставится при правильном оформлении и выполнении всех вопросов контрольной работы. Получение зачета за контрольную работу означает допуск студента к сдаче зачета по курсу: «Правоведение». В случае «незачета» контрольной работы необходимо в соответствии с замечаниями преподавателя, изложенными в рецензии, исправить указанные недостатки, переделать работу целиком или частично.
Варианты контрольных работ по курсу «Правоведение»
Варианты контрольных работ выбираются студентами самостоятельно по последней цифре номера своей зачетной книжки (например, «0» – варианты 10; «3» – вариант 3 и т. д.).
Вариант 1.
1. Теории происхождения государства и права.
2. Организационно-правовые формы юридических лиц: особенности их правового положения.
3. Система правового регулирования трудовых отношений в фармацевтической сфере РФ.
4. Административные правонарушения в сфере фармацевтической деятельности и ответственность за их совершение.
Вариант 2.
1. Форма современного российского государства.
2. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности
(на примере, фармацевтической деятельности).
3. Анализ действующих коллективных договоров и коллективных соглашений в химико-фармацевтической промышленности.
4. Преступления в сфере фармацевтической деятельности и ответственность за их совершение.
Вариант 3.
1. Правовое государство и гражданское общество.
2. Порядок государственной регистрации юридических лиц.
3. Особенности заключения трудового договора с фармацевтическими работниками.
4. Методика расследования преступлений в сфере оборота наркотиков.
Вариант 4.
1. Право в системе социальных норм.
2. Гражданско-правовые способы защиты права собственности.
3. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха
фармацевтических работников.
4. Прокурорский надзор в Российской Федерации: понятие, сущность, система органов и основные направления деятельности прокуратуры.
Вариант 5.
1. Система российского права.
2. Правовое регулирование информации, составляющей служебную и коммерческую тайну.
3. Трудовые гарантии и компенсации фармацевтическим работникам.
4. Правоохранительная система в Российской Федерации: понятие, основные направления, система правоохранительных органов.
Вариант 6.
1. Правосознание и правовая культура в профессиональной
деятельности фармацевта.
2. Порядок заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров в сфере фармацевтической деятельности.
3. Система защиты трудовых прав работников в РФ.
4. Фальсификация лекарственных средств и методы борьбы с нею.
Вариант 7.
1. Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и лекарственное обеспечение в системе основных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
2. Правовое регулирование искусственных методов репродукции человека.
3. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.
4. Множественность преступлений в уголовном праве.
Вариант 8.
1. Федеративное устройство Российской Федерации.
2. Судебная практика по делам о взыскании алиментов.
3. Материальная ответственность работников.
4. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания.
Вариант 9.
1. Система органов государственной власти, общественного контроля и местного самоуправления в Российской Федерации.
2. Порядок установления происхождения детей.
3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
4. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Вариант 10.
1. Государственный совет Российской Федерации: правовой статус, цели, задачи, порядок формирования.
2. Брачный договор.
3. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
4. Особенности лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Список литературы
1 Абрамова А.А. Контракт в трудовом праве / Абрамова А.А., Дмитриева И.К. // Вестник МГУ. - 1992. - № 4. С.80 – 90.
2 Акопова Е.М., Еремина С.Н. Договор о труде/ Ростов-н/Д. - 1995.- 178с.
3 Васильев А.М. Правовые категории. - М.: Право. - 1976.- 265с.
4 Власов В.И. Основы правоведения для студентов неюридических специальностей вузов/ Власов В.И. , Низовцев В.В., Шевченко В.А. Ростов-н/Д. - 1997. – 576с.
5 Зайкин А.Д. Трудовой договор (контракт): Учебное пособие / М.: Юрист. - 1995 г.- 122с.
6 Клименко С.В..Основы государства и права: Учебное пособие/ Клименко С.В., Чичерин А.Л. - .М.: Юрист, - 2000. –388с.
7 Комарова С.А. Основы государства и права: Учебное пособие./ М.: - 1996. – 298с.
8 Кутафин О.Е. Правоведение/ Кутафин О.Е. – М.: Юрист, - 2001. – 396с.
9 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие./ М.: - 1999. –234с.
10 Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. - М.: БЕК, -1995.- 632с.
11 Протасов В.Н. Правоотношение как система. - М.: Юрист, - 1991. – 134с.
12 Право, управление, финансы в России: Сборник основных законодательных актов РФ./Под редакцией В.И. Варющенко, В.И. Тарасова, С.В. Гусева, М.А. Ушакова; Управление образования Новосибирской области.- Новосибирск.: - 1998. – 254с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
В обеспечении качества обучения и воспитания студентов, подготовки в конечном итоге нужного специалиста многое зависит от того, как организован образовательный процесс, как он оснащен материально-технически, информационно-технологически, учебно-методически; каков сам вуз, его имидж, опыт и традиции; каков потенциал профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, какова морально-психологическая и деловая атмосфера в нем, какие педагогические устои здесь выработаны. Среди отмеченных условий и предпосылок, необходимых для качественной подготовки специалиста высшей квалификации, решающее значение принадлежит научно-педагогическому составу вуза в целом и каждому преподавателю в отдельности, т.е. тем, кому дано не только учить, но и оценивать, аттестовывать студента по всем параметрам учебы и практики, тем самым оценивать и самого себя.
Грамотное и продуманное учебно-методическое обеспечение процесса преподавания является важным компонентом успешного изучения любой учебной дисциплины на юридическом факультете, и, безусловно, сказанное в полной мере относится и к правоведению.
Основное назначение правоведения заключается, во-первых, в формировании у студентов способности к теоретическому анализу государственно-правовых явлений, во-вторых, в умении формулировать точные определения и понятия, в-третьих, в привитии навыков использования государственно-правовых конструкций и теоретических моделей для более точной интерпретации и обобщений фактов из многогранного мира государства и права.
Сегодня правоведение предстает комплексной наукой и учебной дисциплиной, включающей в себя научные предметы, знания и методы других общественных, исторических и юридических наук. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения преподавателю правоведения очень важно использовать возможности межпредметных связей правоведения с другими дисциплинами. В частности, в ходе изучения и анализа особенностей государственно-правовой деятельности стимулируется применение студентами таких парных философских и общенаучных категорий, как «сущность – явление», «закономерность и случайность», «порядок и хаос», «развитие и саморазвитие (самоорганизация)», «форма и содержание», «общее – особенное – единичное» и др., определяются основные направления отраслевой реализации положений правоведения.
Сами по себе и государство, и право, возникли как следствие саморазвития и самоорганизации общества, они являются объектом повышенного интереса с практической точки зрения, их связь между собой очевидна и ни у кого на сегодняшний день не вызывает сомнения. А социальная значимость правоведения во многом определяется ее связью с социальной практикой. Теория всегда является предпосылкой возникновения практики, а практика – всегда обогащает теорию. В этой связи и юридическая практика как некий социально-правовой опыт обуславливает цели и основные направления исследования государства и права как теоретической науки. Сказанное дает основание утверждать, что преподавателю, читающему курс правоведения, необходимо включать в процесс занятий материал из практической юридической деятельности, ориентировать студентов на теоретическое осмысление вопросов государственно-юридической практики. Лозунгом дня должен являться своеобразный прагматизм, понимаемый как приложение теоретико-правовых знаний к проблемам реальной юридической практики.
Одной из функций правоведения является выработка основных терминов и понятий, которые используют не только все отрасли юридической науки, а также ими оперирует правотворческая и правоприменительная практика. Следовательно, при преподавании данной учебной дисциплины важнейшей задачей является формирование у студентов понятийного и категориального аппарата юриспруденции.
Эта особенность предмета правоведение должна быть непременно учтена преподавателем, читающим данный курс. Поэтому одной из форм контроля самостоятельной работы студентов может быть проведение диктантов (контрольных работ, устных опросов) по знанию терминов. Такие диктанты по терминам целесообразно рассматривать в качестве своеобразных допусков к зачету и экзамену по дисциплине. Естественно, что студенты должны быть предупреждены о проведении такой формы контроля в начале учебного года.
Кроме того, при преподавании правоведения, достаточно важно обратить внимание на такой методический принцип – как диалогизм сообщения материала студентам по соответствующим темам. Этот принцип обуславливает обязательность уважения к точке зрения, позиции любого участника занятий по курсу. Вместе с тем целесообразно препятствовать превращению занятий в митинги, в ходе которых в устной форме выражаются политические страсти, предпочтения, активные намерения.
Правильно понятый академизм образовательного процесса полезен в работе над темами, злободневность которых способна разжечь неуправляемые страсти. Ведь в области политики и права взвешенное спокойствие при анализе непростых и чаще всего недостаточно ясных даже специалистам явлений – неплохое качество, входящее в состав краеугольных свойств гражданственности. Поэтому при обсуждении тех или иных проблем (особенно спорного, дискуссионного характера) на занятиях по теории государства и права позиции, излагаемые преподавателем, должны носить рекомендательный характер и допускать иные толкования, быть максимально корректными.
Более того, там, где речь идет о политических идеях, суждениях непосредственно связанных с убеждениями преподавателя и студентов, какие-либо оценки недопустимы; в этих случаях достаточно тактично выслушать те или иные точки зрения, обсуждать же следует то, что является предметом правоведения как научной дисциплины. Здесь столкновение различных точек зрения может приблизить учащихся к постижению истины.