Понятие и классификация государственных служащих в РФ.
Государственный служащий - гражданин РФ, ис-
полняющий в порядке, установленном федеральными
законами, обязанности по государственной должности
государственной службы за денежное вознагражде-
ние, выплачиваемое за счет средств федерального
бюджета соответствующего субъекта Федерации.
В зависимости от квалификационных разрядов
систему должностей можно разделить на следующие
группы:
- высшие ГД ГС - 5-я;
- главные - 4-я;
- ведущие - 3-я;
- старшие - 2-я;
-младшие-1-я.
В зависимости от вида государственной власти, в
органах которой замещают должности государствен-
ные служащие, можно различить работающих:
- в представительных органах;
- в судебных органах;
- в ОИВ;
- в иных органах.
В зависимости от функционального назначения го-
сударственные служащие делятся на три категории:
- служащие, осуществляющие в качестве специали-
стов фактическую деятельность по выполнению
задач, обусловленных целями и предметом дея-
тельности предприятия, учреждения, организации;
- служащие, деятельность которых подчинена осу-
ществлению управления предприятием, учрежде-
нием, организацией;
- служащие, совмещающие выполнение данных
функций.
В зависимости от характера и объема полномочий:
- представители административной власти - долж-
ностные лица, имеющие право предъявлять юри-
дически-властные требования (давать предписа-
ния, указания) и применять меры административ-
ного воздействия к органам и лицам, не находя-
щимся в их подчинении (напр., санитарные врачи);
- оперативный состав (функциональные работники) -
государственные служащие, выполняющие работу,
непосредственно определяемую задачами данного
органа, в качестве специалистов государственных
органов, наделенных полномочиями в сфере осу-
ществления государственно-властных функций, но
не имеющие права совершать служебные юриди-
чески-властные акты в качестве средства управле-
ния людьми (напр., юрисконсульт);
- вспомогательный состав - служащие, служебная
деятельность которых не предполагает совершение
действий, влекущих юридические последствия,
влияющих на содержание решений данного органа.
Их обязанности и права определяются задачами
обеспечения служебной деятельности должностных
лиц, оперативного состава путем создания условий,
необходимых для выполнения ими служебных
функций (напр., технические секретари);
- граждане, не состоящие на государственной служ-
бе, но уполномоченные совершать действия, вле-
кущие юридические последствия (напр., нотариус).
18. Основные общие правила и обязанности государственных служащих в РФ.
Особенности Административно-правового статуса государственных служащих:
- права и обязанности обусловливаются пределами
компетенции органов, в которых они состоят на го-
сударственной службе;
- их деятельность подчинена осуществлению задач
соответствующего органа;
- права одновременно являются обязанностями:
они должны использоваться в интересах службы;
- предписания государственных служащих подле-
жат исполнению теми, кому они адресованы;
- государственные служащие имеют право на продви-
жение по службе (порядок устанавливается норма-
тивно-правовыми актами (НПА));
- предусматриваются ограничение общеграждан-
ских прав и повышенная ответственность за со-
вершение правонарушений в целях эффективно-
сти служебной деятельности.
Содержание правового положения государственных
служащих характеризуется общегражданскими (госу-
дарственные служащие пользуются всеми правами и
свободами и несут обязанности наравне со всеми граж-
данами) и служебными правами и обязанностями.
Служебные права и обязанности делятся на общие для
всех государственных служащих и специальные, связан-
ные с конкретными должностями. Общие делятся на обя-
занности и права, относящиеся к существу служебной дея-
тельности (обеспечивать соблюдение и защиту прав и за-
конных интересов граждан) и права и обязанности, сопут-
ствующие статусу государственных служащих (обязаны не
совершать действий, подрывающих их авторитет).__