Сұрақ 1. Мемлекеттік басқару персоналының құрылымы, мазмұны мен сапалық деңгейі

ТАҚЫРЫП 9. Мемлекеттік басқарудағы адам әлеуеті

Дәріс жоспары (1 сағат)

1. Мемлекеттік басқару персоналының құрылымы, мазмұны мен сапалық деңгейі

2. Мемлекеттік қызмет әлеуметтік-құқықтық институт және қызмет аясы ретінде, оның түрлері

3. Мемлекеттік қызметкерлердің құқықтық мәртебесі мен жіктеу негіздері

Дебиеттер: нег: 1-21; қос 22-65

Сұрақ 1. Мемлекеттік басқару персоналының құрылымы, мазмұны мен сапалық деңгейі

Государство связано с обществом и поэтому практически все его граждане в той или иной мере сопричастны государственному управ­лению. Многие обращаются для решения своих проблем в государ­ственные органы или в органы местного самоуправления. Почти все участвуют в выборах. Как и все в течение своей трудовой жизни в той или иной мере, по тем или иным аспектам выступают в роли управляемых объектов. В обществе готовится и из общества попол­няется персонал государственного управления. И каков человече­ский потенциал общества, таков во многом и персонал органов го­сударственной власти и местного самоуправления. Зависимость всегда проявляется, хотя с естественным в ту или иную сторону отклонением.

Возможно, что именно наш человеческий потенциал во всей его сложности и противоречивости является первопричиной множест­ва известных заблуждений и ошибок, прорывов и отставаний, рево­люций и контрреволюций и в итоге исключительно тяжелого со­стояния страны. Для вразумительного ответа на поставленные са­мой историей вопросы нет глубоких исследований, аналитических материалов и объективных оценок. Сложилось положение, при ко­тором легковесно критикуют прошлое и на пустом месте возлагают радужные взгляды на будущее. Причем делают это почти все: на всех уровнях и во всех социальных слоях.

В современной литературе вместо рассматриваемого понятия широко используется понятие «персонал». Изучение содержательной стороны данного понятия позволило выявить две его особенности:

а) сфера его применения ограничивается только рамкой организации;

б) при его описании не используется термин «квалификация».

На основе сравнительного анализа понятий «кадры» и «персонал» можно прийти к выводу о том, что: с содержательной точки зрения понятие «персонал» шире понятия «кадры»; с точки зрения сферы применения понятие «кадры» шире понятия «персонал».

А современная кадровая работа в государственных органах должна основываться на следующих специальных принципах:

профессионализация и морально-нравственная ориентация государственных служащих (отбор и продвижение государственных служащих по критерию профессионализма и морально-нравственных качеств личности: честности, ответственности, отзывчивости и т.п.), обеспечение механизма постоянного профессионального и личностного роста. Включение морально-нравственной ориентации как принципа отражает насущную необходимость формирования такой государственной службы, которая вызывала бы уважение и доверие со стороны граждан;

социальная защищенность государственных служащих (полное социальное обеспечение государственных служащих с привязкой к профессиональному росту);

оперативный контроль, в частности контроль за эффективностью и качеством деятельности государственных служащих.

На основе представленной системы служба управления персоналом (кадровая служба) государственных органов выполняет следующие функции применительно к подведомственным ей кадрам:

разрабатывает собственную стратегию в области работы с кадрами в государственном органе;

составляет планы кадровой работы;

определяет, развивает и использует кадровый потенциал;

определяет оптимальность кадрового состава;

осуществляет поиск, отбор, наем, увольнение кадров;

осуществляет переводы и ротацию;

выдвигает кандидатуры для кадрового резерва и ротации;

организует оперативную оценку деятельности, аттестацию, профессиональную ориентацию, трудовую адаптацию, мотивацию, подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников;

осуществляет управление конфликтами интересов;

обеспечивает соблюдение режима труда;

управляет деловой карьерой;

контролирует и оказывает воздействие на трудовое поведение кадров;

проводит меры по социальной защите кадров;

проводит оценку эффективности работы кадров;

осуществляет кадровое делопроизводство.

В числе особенностей приложения знания, энергии и труда лю­дей, принадлежащих к персоналу государственного управления, можно выделить следующие:

а) ими выполняется труд, который выражается в обосновании це­лей и направлений общественного развития, в конкретной органи­зации и регулировании общественной жизнедеятельности (публич­ных отношений), сознания, поведения и деятельности миллионов людей (упорядочение частных взаимосвязей);

б) их труд — интеллектуальный, психологически насыщенный, очень ответственный, состоящий в основном в осмыслении и проду­цировании сложнейшей управленческой информации и воздей­ствия на людей;

в) во всех их усилиях имплицитно (внутренне присуще) проявля­ется государственная власть, придающая им авторитет и долж­ную гарантию;

г) научные знания, искусство и опыт таких людей не создают не­посредственно потребительские ценности и не удовлетворяют индивидуально-личностные потребности, но формируют особый духов­но-материальный «продукт», обеспечивающий рациональность, гармоничность и эффективность общественных отношений, явле­ний и процессов;

д) труд, выполняемый персоналом государственного управления, является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из его субъектов (исполнителей) жесткие требования в смысле подго­товки, личностных дарований, поведения и общения с людьми.

Нельзя сказать, что российское общество осознало значение и роль персонала государственного управления в созидании своего будущего и начало активную и последовательную работу по его раз­витию. Многое ограничивается «рывками», кампаниями, тогда как нужна систематичность, планомерность и непрерывность. Ми­ровой опыт свидетельствует, что персонал управления вообще (во всех видах управления) и персонал государственного управления в частности представляет собой самый ценный и воспроизводимый капитал общества и государства. Пора научиться его уважать и беречь.

Существуют различные внутренние классификации персонала государственного управления:

по административно-правовым кри­териям — представители власти, должностные лица, технические исполнители;

по функциональным критериям — руководители, специалисты, технические исполнители.

Представляется более обоснованным говорить о 2 составных частях персонала государ­ственного управления: о должностных лицах и об обслуживаю­щих работниках.

Первые (основной и определяющий состав) зани­мают должности в государственных органах и органах местного са­моуправления и, исполняя их, реализуют определенный объем управленческой деятельности по осуществлению компетенции со­ответствующего органа государства. Как уже отмечалось (7 и 11), государственная должность есть юридическое установление опре­деленных управленческих функций и властных полномочий, кото­рые подлежат исполнению теми, кто ее занимает. Депутатство в представительных органах также является специфической фор­мой подготовки и реализации государственно-управляющих воз­действий, во многих случаях оно осуществляется на платных нача­лах, что и позволяет включать депутатский корпус в состав персонала государственного управления, с учетом, разумеется, его спе­цифики и прежде всего политического характера деятельности. Должностные лица подразделяются (обычно) на: руководителей го­сударственных органов и органов местного самоуправления; испол­нительский (иногда его называют оперативно-исполнительский, функциональный) состав; специально уполномоченных представи­телей власти.

В обслуживающий состав входят работники, выполняющие вспо­могательные материально-технические и иные операции, действия по обеспечению исполнения государственных должностей. Они заня­ты обслуживанием информационных процессов и другой деятельно­сти государственных органов и органов местного самоуправления. Их работа в принципе не носит непосредственно управленческого харак­тера; по своему содержанию она ближе к инженерно-технической, производственной, социально-обслуживающей работе. Она выполня­ется на рабочих местах в соответствующих органах, анализируется и оценивается по адекватным им нормам, нормативам и стимулам.

«Костяк» персонала государственного управления составляют лица, занимающие государственные должности и управляющие по поручению и от имени государства. Традиционно их обознача­ют понятием «кадры государственного управления». Именно они находятся в фокусе внимания и к ним в первую очередь предъявля­ются качества, по которым может и должен развиваться и оцени­ваться персонал государственного управления: первичные, исход­ные качества, которыми призван обладать человек, претендующий на государственную должность, и приобретаемые, формируемые в процессе исполнения государственных должностей, накопления опыта и продвижения по иерархии.

Первичные (исходные) качества видятся:

в общекультурном ас­пекте — общая подготовка; целевые и ценностные жизненные ориентации; опыт общения с людьми; определенные этические и эсте­тические навыки; культура речи;

в деловом (профессиональном) - компетентность в вопросах управления в соответствующей (по управляемым объектам) сфере общественной жизни; трудовая актив­ность, выверенная практикой; опыт общественной и государствен­ной деятельности; дисциплинированность, сформировавшееся чувство ответственности за результаты труда; умение повышать свою квалификацию;

личностном — моральная устойчивость, честность, самостоятельность, развитая воля, решительность, ини­циативность, коммуникабельность, надежность.

Принципиальное значение имеют приобретаемые качества, воз­никновение которых свидетельствует как о способности человека самосовершенствоваться, так и о позитивном деловом и социально-психологическом микроклимате в коллективах государственных органов и органов местного самоуправления. Это:

в числе общекультурных — знание истории страны и основных интеллектуаль­ных ценностей современности; ораторское мастерство, навыки про­ведения массовых мероприятий; чувство лидерства и ответствен­ности за него; способности масштабно мыслить;

деловых — организованность; умение направлять и контролировать деятель­ность других; настойчивость и последовательность в реализации поставленных задач; умение разбираться в достижениях социаль­ного и научно-технического прогресса и находить способы их ис­пользования на практике;

личностных — мужество; принципи­альность; способность противостоять конъюнктуре и личной выго­де; умение убеждать; образцовое поведение в любых ситуациях.

Важно подчеркнуть также необходимость развития и разверты­вания качеств по мере продвижения (карьеры). А то порой печаль­но наблюдать ситуации, при которых руководители отличаются бо­лее низкими интеллектуальными и профессиональными качества­ми, чем их подчиненные, и действуют часто по подсказкам и «заготовкам» последних.

Конечно, дать полный «набор» качеств, которыми стоило бы об­ладать каждому должностному лицу, весьма затруднительно. Много­образие сущности человека определяет многообразие его качеств, а еще больше — различные их комбинации. Но проблема существу­ет, она очень актуальна и должна быть исследована наукой.

Наши рекомендации