Сұрақ 1. Мемлекеттік басқарудың құқықтық реттелуі, оның нысандары мен құрылымы

ТАҚЫРЫП 7. Мемлекеттік басқаруды құқықтық реттеу

Дәріс жоспары (1 сағат)

1. Мемлекеттік басқарудың құқықтық реттелуі, оның нысандары мен құрылымы

2. Мемлекеттік басқарудағы жауапкершілік және заңдылық

3. Мемлекеттік басқарудың конституциялық негіздері

Дебиеттер: нег: 1-21; қос 22-65

Сұрақ 1. Мемлекеттік басқарудың құқықтық реттелуі, оның нысандары мен құрылымы

Правовое регулирование (ПР) государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

Предмет ПР:

1. Отношения между государством (его органами) и обществом, благодаря которым формируется государственно-управляющее воздействие.

2. Отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных органов вообще и в сфере управления в частности.

3. Волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы - либо по причине профессионального несения государственной службы, либо обращающихся в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в гос. аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы.

Способы правового регулирования:

 позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия;

 запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

 дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия.

Формы ПР (должны быть согласованы как по своему характеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности систему ПР государственного управления:

1. Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

2. Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок ведения тех или иных дел.

3. Указы и распоряжения Президента.

Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты компетентных органов:

 общие федеральные (постановление Правительства);

 общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций) субъектов федерации);

 ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.);

 местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы городов и районов, уставы местного самоуправления);

 локальные (внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные инструкции).

Структура ПР должна быть такой, чтобы каждому из элементов ГУ была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:

 законодательное регулирование;

 нормативное определение ряда элементов государственного управления посредством органов районного и городского государственного управления и местного самоуправления;

 внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и специальной компетенции;

 самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где можно непосредственно выразить волю населения;

 правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее по линии контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в государственном управлении.

Сұрақ 2. Мемлекеттік басқарудағы жауапкершілік және заңдылық

Законность в государственном управлении является неукоснительным соблюдением всех законов и законодательных документов, которые были изданы государственными органами. В разное время законность трактовалась как режим, как принцип или как метод управленческой деятельности государства. Общепринятая трактовка понятия «законность» – это совокупность приемов, способов и средств, которые используются в управленческой деятельности с целью исполнения законов всеми известными закону методами. В понятие законности входят структуры, которые обеспечивают реализацию законов, права и обязанности населения. Как режим законность отождествляется с тем политическим строем, который принят в государстве. Как принцип законность понимается в качестве необходимости соблюдать законы и подзаконные акты, которые регулируют взаимоотношения государственной власти и граждан или организаций. Также законность можно рассматривать с двух сторон: как юридическую сторону режима в качестве системы правил и как фактическую сторону в качестве осуществляемых правовых норм. Такой подход считается материальным подходом, так как происходит выражение таких материальных сторон законности, как институты власти, применяющие системы норм, определенные гарантии и ответственность власти. Ответственность в государственном управлении понимается как обязанность, которая должна исполняться должностным лицом как под принуждением, так и без принуждения, по собственной воле. Главное отличие обязанности заключается в том, что обязанность может быть выполнена, а может быть не выполнена. Наступление ответственности приводит в действие принцип принуждения к обязательному выполнению обязанностей без права выбора. Чаще всего ответственность обозначает конкретную компетенцию определенных должностных лиц, четкие обязанности. Основным вопросом в изучении ответственности в государственном управлении является законное основание возникновения ответственности. Ответственность в государственном управлении может наступать во всех ее видах в зависимости от степени нарушения ответственности и объемах причиненного вреда. Любая ответственность должностного лица выражается в выполнении своих должностных обязанностей под влиянием общественного (в данном случае государственного) влияния. Ответственность часто рассматривается в двух аспектах: как позитивная ответственность и как ретроспективная ответственность. Позитивная ответственность подразумевает свободу выбора действий и принятия решений. Должностное лицо, принимая управленческое решение, обязано основываться на законах и подзаконных актах.

Законность можно рассматривать как:

*режим, т.е. установленный государственный порядок, в соответствии с которым все правоотношения и действия госорганов, ОМСУ, общественных институтов и граждан осуществляется в рамках закона.

*метод, т.е. совокупность способов, средств с помощью которых управленческая деятельность направляется на исполнение законов

*принцип жизнедеятельности для всех - следование закону, правилам.

Проблема законности проявляется на двух уровнях - на уровне нормотворческой деятельности гос-административных органов и на уровне правоприменения, реализации правовых актов.

Уровень законности в государстве зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административной власти. Обеспечение законности в обществе зависит от состояния государственной дисциплины - точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка деятельности госорганов, предприятий, учреждений, организаций по выполнению возложенных на них обязанностей и реализации функций государственного управления. Виды: плановая, финансовая, договорная, технологическая, служебная (добросовестное исполнение своих обязанностей), трудовая.

Наши рекомендации