Сұрақ 1. Мемлекеттік басқару персоналының құрылымы, мазмұны мен сапалық деңгейі
ТАҚЫРЫП 9. Мемлекеттік басқарудағы адам әлеуеті
Дәріс жоспары (1 сағат)
1. Мемлекеттік басқару персоналының құрылымы, мазмұны мен сапалық деңгейі
2. Мемлекеттік қызмет әлеуметтік-құқықтық институт және қызмет аясы ретінде, оның түрлері
3. Мемлекеттік қызметкерлердің құқықтық мәртебесі мен жіктеу негіздері
Дебиеттер: нег: 1-21; қос 22-65
Сұрақ 1. Мемлекеттік басқару персоналының құрылымы, мазмұны мен сапалық деңгейі
Государство связано с обществом и поэтому практически все его граждане в той или иной мере сопричастны государственному управлению. Многие обращаются для решения своих проблем в государственные органы или в органы местного самоуправления. Почти все участвуют в выборах. Как и все в течение своей трудовой жизни в той или иной мере, по тем или иным аспектам выступают в роли управляемых объектов. В обществе готовится и из общества пополняется персонал государственного управления. И каков человеческий потенциал общества, таков во многом и персонал органов государственной власти и местного самоуправления. Зависимость всегда проявляется, хотя с естественным в ту или иную сторону отклонением.
Возможно, что именно наш человеческий потенциал во всей его сложности и противоречивости является первопричиной множества известных заблуждений и ошибок, прорывов и отставаний, революций и контрреволюций и в итоге исключительно тяжелого состояния страны. Для вразумительного ответа на поставленные самой историей вопросы нет глубоких исследований, аналитических материалов и объективных оценок. Сложилось положение, при котором легковесно критикуют прошлое и на пустом месте возлагают радужные взгляды на будущее. Причем делают это почти все: на всех уровнях и во всех социальных слоях.
В современной литературе вместо рассматриваемого понятия широко используется понятие «персонал». Изучение содержательной стороны данного понятия позволило выявить две его особенности:
а) сфера его применения ограничивается только рамкой организации;
б) при его описании не используется термин «квалификация».
На основе сравнительного анализа понятий «кадры» и «персонал» можно прийти к выводу о том, что: с содержательной точки зрения понятие «персонал» шире понятия «кадры»; с точки зрения сферы применения понятие «кадры» шире понятия «персонал».
А современная кадровая работа в государственных органах должна основываться на следующих специальных принципах:
профессионализация и морально-нравственная ориентация государственных служащих (отбор и продвижение государственных служащих по критерию профессионализма и морально-нравственных качеств личности: честности, ответственности, отзывчивости и т.п.), обеспечение механизма постоянного профессионального и личностного роста. Включение морально-нравственной ориентации как принципа отражает насущную необходимость формирования такой государственной службы, которая вызывала бы уважение и доверие со стороны граждан;
социальная защищенность государственных служащих (полное социальное обеспечение государственных служащих с привязкой к профессиональному росту);
оперативный контроль, в частности контроль за эффективностью и качеством деятельности государственных служащих.
На основе представленной системы служба управления персоналом (кадровая служба) государственных органов выполняет следующие функции применительно к подведомственным ей кадрам:
разрабатывает собственную стратегию в области работы с кадрами в государственном органе;
составляет планы кадровой работы;
определяет, развивает и использует кадровый потенциал;
определяет оптимальность кадрового состава;
осуществляет поиск, отбор, наем, увольнение кадров;
осуществляет переводы и ротацию;
выдвигает кандидатуры для кадрового резерва и ротации;
организует оперативную оценку деятельности, аттестацию, профессиональную ориентацию, трудовую адаптацию, мотивацию, подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников;
осуществляет управление конфликтами интересов;
обеспечивает соблюдение режима труда;
управляет деловой карьерой;
контролирует и оказывает воздействие на трудовое поведение кадров;
проводит меры по социальной защите кадров;
проводит оценку эффективности работы кадров;
осуществляет кадровое делопроизводство.
В числе особенностей приложения знания, энергии и труда людей, принадлежащих к персоналу государственного управления, можно выделить следующие:
а) ими выполняется труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития, в конкретной организации и регулировании общественной жизнедеятельности (публичных отношений), сознания, поведения и деятельности миллионов людей (упорядочение частных взаимосвязей);
б) их труд — интеллектуальный, психологически насыщенный, очень ответственный, состоящий в основном в осмыслении и продуцировании сложнейшей управленческой информации и воздействия на людей;
в) во всех их усилиях имплицитно (внутренне присуще) проявляется государственная власть, придающая им авторитет и должную гарантию;
г) научные знания, искусство и опыт таких людей не создают непосредственно потребительские ценности и не удовлетворяют индивидуально-личностные потребности, но формируют особый духовно-материальный «продукт», обеспечивающий рациональность, гармоничность и эффективность общественных отношений, явлений и процессов;
д) труд, выполняемый персоналом государственного управления, является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из его субъектов (исполнителей) жесткие требования в смысле подготовки, личностных дарований, поведения и общения с людьми.
Нельзя сказать, что российское общество осознало значение и роль персонала государственного управления в созидании своего будущего и начало активную и последовательную работу по его развитию. Многое ограничивается «рывками», кампаниями, тогда как нужна систематичность, планомерность и непрерывность. Мировой опыт свидетельствует, что персонал управления вообще (во всех видах управления) и персонал государственного управления в частности представляет собой самый ценный и воспроизводимый капитал общества и государства. Пора научиться его уважать и беречь.
Существуют различные внутренние классификации персонала государственного управления:
по административно-правовым критериям — представители власти, должностные лица, технические исполнители;
по функциональным критериям — руководители, специалисты, технические исполнители.
Представляется более обоснованным говорить о 2 составных частях персонала государственного управления: о должностных лицах и об обслуживающих работниках.
Первые (основной и определяющий состав) занимают должности в государственных органах и органах местного самоуправления и, исполняя их, реализуют определенный объем управленческой деятельности по осуществлению компетенции соответствующего органа государства. Как уже отмечалось (7 и 11), государственная должность есть юридическое установление определенных управленческих функций и властных полномочий, которые подлежат исполнению теми, кто ее занимает. Депутатство в представительных органах также является специфической формой подготовки и реализации государственно-управляющих воздействий, во многих случаях оно осуществляется на платных началах, что и позволяет включать депутатский корпус в состав персонала государственного управления, с учетом, разумеется, его специфики и прежде всего политического характера деятельности. Должностные лица подразделяются (обычно) на: руководителей государственных органов и органов местного самоуправления; исполнительский (иногда его называют оперативно-исполнительский, функциональный) состав; специально уполномоченных представителей власти.
В обслуживающий состав входят работники, выполняющие вспомогательные материально-технические и иные операции, действия по обеспечению исполнения государственных должностей. Они заняты обслуживанием информационных процессов и другой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Их работа в принципе не носит непосредственно управленческого характера; по своему содержанию она ближе к инженерно-технической, производственной, социально-обслуживающей работе. Она выполняется на рабочих местах в соответствующих органах, анализируется и оценивается по адекватным им нормам, нормативам и стимулам.
«Костяк» персонала государственного управления составляют лица, занимающие государственные должности и управляющие по поручению и от имени государства. Традиционно их обозначают понятием «кадры государственного управления». Именно они находятся в фокусе внимания и к ним в первую очередь предъявляются качества, по которым может и должен развиваться и оцениваться персонал государственного управления: первичные, исходные качества, которыми призван обладать человек, претендующий на государственную должность, и приобретаемые, формируемые в процессе исполнения государственных должностей, накопления опыта и продвижения по иерархии.
Первичные (исходные) качества видятся:
в общекультурном аспекте — общая подготовка; целевые и ценностные жизненные ориентации; опыт общения с людьми; определенные этические и эстетические навыки; культура речи;
в деловом (профессиональном) - компетентность в вопросах управления в соответствующей (по управляемым объектам) сфере общественной жизни; трудовая активность, выверенная практикой; опыт общественной и государственной деятельности; дисциплинированность, сформировавшееся чувство ответственности за результаты труда; умение повышать свою квалификацию;
личностном — моральная устойчивость, честность, самостоятельность, развитая воля, решительность, инициативность, коммуникабельность, надежность.
Принципиальное значение имеют приобретаемые качества, возникновение которых свидетельствует как о способности человека самосовершенствоваться, так и о позитивном деловом и социально-психологическом микроклимате в коллективах государственных органов и органов местного самоуправления. Это:
в числе общекультурных — знание истории страны и основных интеллектуальных ценностей современности; ораторское мастерство, навыки проведения массовых мероприятий; чувство лидерства и ответственности за него; способности масштабно мыслить;
деловых — организованность; умение направлять и контролировать деятельность других; настойчивость и последовательность в реализации поставленных задач; умение разбираться в достижениях социального и научно-технического прогресса и находить способы их использования на практике;
личностных — мужество; принципиальность; способность противостоять конъюнктуре и личной выгоде; умение убеждать; образцовое поведение в любых ситуациях.
Важно подчеркнуть также необходимость развития и развертывания качеств по мере продвижения (карьеры). А то порой печально наблюдать ситуации, при которых руководители отличаются более низкими интеллектуальными и профессиональными качествами, чем их подчиненные, и действуют часто по подсказкам и «заготовкам» последних.
Конечно, дать полный «набор» качеств, которыми стоило бы обладать каждому должностному лицу, весьма затруднительно. Многообразие сущности человека определяет многообразие его качеств, а еще больше — различные их комбинации. Но проблема существует, она очень актуальна и должна быть исследована наукой.