Государственное регулирование налогообложения водных ресурсов
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Закон внес дополнение в ст. 333.8 гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ. Теперь плательщиками водного налога не являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.
В остальном порядок исчисления и уплаты водного налога, а также представления налоговых деклараций по нему остался прежним. Таким образом, с 2007 г. в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата. Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату — только по разным водным объектам.
Для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы.
Федеральные государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов разрабатываются и реализуются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С учетом предложений специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, общественных объединений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Территориальные государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансирование государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохраных мероприятий.
Государственный мониторинг водных объектов ведется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. С государственным органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственным органом управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).
Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Государственный учет поверхностных и подземных вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные государственного учета поверхностных и подземных вод характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Государственный учет подземных и поверхностных вод осуществляется в Российской Федерации по единой системе и базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.
Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в Российской Федерации по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.
Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.
Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра, осуществляются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственного водного кадастра определяется водным законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации. Государственная экспертиза пред проектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству.
Государственная экспертиза пред проектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Порядок проведения указанной государственной экспертизы регулируется законодательством Российской Федерации.
Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение:
— порядка использования и охраны водных объектов;
— лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
— стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;
— режима использования территорий водоохранных зон;
— иных требований водного законодательства Российской Федерации. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.
Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается:
— в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
— в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.
Водные объекты могут использоваться для следующих целей:
— питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
— здравоохранения;
— промышленности и энергетики;
— сельского хозяйства;
— лесного хозяйства;
— гидроэнергетики;
— рекреации;
— транспорта;
— строительства;
— пожарной безопасности;
— рыбного хозяйства;
— охотничьего хозяйства;
— лесосплава;
— добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
— для иных целей.
Необходимо отметить, что к моменту вступления Водного кодекса в силу (01.01.2007 г.) не все необходимые подзаконные нормативно-правовые акты были подготовлены, в частности, не была утверждена форма государственного водного реестра. В связи с этим в целях соблюдения прав водопользователей Приказом Росводресурсов от 27.12.2006 г. № 307 действующие по состоянию на 31.12.2006 г. лицензии на водопользование, срок действия которых истекал в 2007 г., продлевались до момента вступления в силу нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения государственного водного реестра.
Государственная регистрация договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование была начата с 17 августа 2007 г. С указанной даты водопользователи, действие лицензий которых прекратилось с 1 января по 17 августа 2007 г., для государственной регистрации в государственном водном реестре должны представлять документы на приобретение права пользования водными объектами в соответствии с порядком, установленным гл. 3 ВК РФ.
Обязательное условие договора — неналоговая плата за пользование водными объектами (ст. 20 ВК РФ).
Плата за пользование водными объектами взимается только на основании договора водопользования, при водопользовании в силу решения о предоставлении водного объекта обязанность вносить плату не установлена.
Организации, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ, не признаются плательщиками водного налога (п. 2 ст. 338.8 НК РФ).
Ставки платы за пользование водными объектами, порядок ее расчета и взимания устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (в зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты).
В соответствии с п. 4 Правил расчета и взимания платы, размер последней определяется самим водопользователем как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. При этом платежной базой для водопользователей, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов, является объем допустимого забора водных ресурсов за платежный период (квартал), включая объем забора для передачи абонентам. Объем допустимого забора воды фиксируется в договоре водопользования.
Ставки платы за пользование водными объектами дифференцированы в зависимости от речного бассейна, а внутри каждого бассейна — от субъекта РФ. Ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается независимо от речного бассейна в размере 70 руб. за 1000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
Если фактически воды было забрано меньше, чем установлено договором, плательщик вправе сделать перерасчет размера платы, но только если такое условие специально указано в договоре водопользования. Перерасчет производится по мере необходимости после окончания соответствующего платежного периода.
С точки зрения учета и налогообложения водопользования важно отметить, что, согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, обложению НДС не подлежит реализация на территории РФ услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые уплачиваются пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами). Плата за пользование водным объектом, в частности за забор водных ресурсов, поступает в бюджет, право пользования водным объектом передается уполномоченным на то органом, следовательно, платеж по договору водопользования освобождается от НДС.
Поскольку к договору водопользования применяются положения об аренде (п. 2 ст. 12 В К РФ), плату за пользование водными объектами следует отражать в учете и признавать при налогообложении в том же порядке, что и арендные платежи.
В бухгалтерском учете организации-водопользователя затраты в виде платы за пользование водным объектом признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются на конец соответствующего месяца записями по дебету счета 20 и кредиту счета учета расчетов с органом местного самоуправления.
В целях налогообложения прибыли плата за пользование водными объектами относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), и признается на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). В качестве документов, подтверждающих расходы, в первую очередь выступают договор водопользования, документы о фактическом объеме забранной воды в случае перерасчета платы, платежные поручения.