Тема 5. Государственное регулирование и государственное управление использованием природных ресурсов

1.Государственное регулирование и государственное управление в сфере ресурсопользования, их субъекты.

2. Специально уполномоченные органы в области управления использованием и охраной природных ресурсов.

3. Разграничение полномочий в области государственного управления использованием природных ресурсов между Российской Федерацией, субъектами РФ, органами местного самоуправления.

4.Принципы государственного управления использованием природных ресурсов.

5. Государственный мониторинг природных ресурсов.

6. Государственный учет природных ресурсов, государственные балансы и кадастры природных ресурсов.

7. Государственный контроль за использованием природных ресурсов.

8.Государственное лицензирование использования природных ресурсов.

Задачи:

1. Департамент лесного хозяйства Т. области обратился в Арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "Тю. район" в лице администрации Тю. района муниципальному казенному предприятию МКП Тю. района Тюмресурсы о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования МКП на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300096:133, площадью 6 695 212 кв. м, с местоположением: Тю. область, Тю. район, окр. д. Овражное, уч. N 4; о признании отсутствующим права собственности муниципального образования "Тю. район" на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300096:133, площадью 6 695 212 кв. м, с местоположением: об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300096:133, площадью 6 695 212 кв. м, с местоположением: окр. д. Овражное, уч. N 4. Исковые требования со ссылкой на статьи 304, 305 ГК РФ мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300096:133 является лесным, поэтому в силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ, пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", части 1 статьи 8 ЛК РФ должен находиться в федеральной собственности, независимо от государственной регистрации права Российской Федерации на участок.

Предложите свое мотивированное решение.

2. Е. муниципальное унитарное предприятия водопроводно-канализационного хозяйства обратилось с заявлением в ВС РФ о признании частично недействующими подпунктов 30 и 34 пункта 2 Изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 339, дополняющей Методику пунктами 83 и 84, а также пунктом 8 приложения 4, ссылаясь на их противоречие пункту 9 части 1 статьи 4, статье 34, части 6 статьи 42 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Стандартам раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6. Заявитель полагает, что установленные названными положениями требования о размещении информации о значениях допустимых концентраций нормируемых веществ на сайте в сети Интернет, а также предоставление такой информации по письменному запросу абонента нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и возлагают на хозяйствующего субъекта дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законом.

Представьте свое мотивированное решение.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Водный кодекс РФ.

Лесной кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ. Ч.1. (в ред. от 2015г).

Налоговый кодекс ч.1,ч.2

Федеральный закон РФ «О недрах» // СЗ РФ. 1995. (в ред. от 2015г) №10. Ст.823.

Федеральный закон РФ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. . (в ред. от 2015г)№17.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 14.10.2014, с изм. от 25.06.2015) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»

Постановление Правительства РФ от 07.03.2000 N 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»//СЗ РФ. 2000.

Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 N 350 (ред. от 19.09.2015) «О федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах».

Приказ Минприроды РФ от 22.12.2011 N 963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» //Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.03.2012 N 23473.

Письмо Минприроды России от 25.07.2013 N 15-50/3475-ОГ «По вопросу ранее действовавшего принципа гласности и учета мнения местного населения при предоставлении в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром» //Консультант +

Рекомендуемая литература

Еремин С.Г Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: Учебное пособие. М.,Юстицинформ. 2014

Борисов А.А., Цуранова А.И. Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход // Журнал российского права. 2014. № 6

Максимов А.М. Ответственность за нарушение правил охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания в результате незаконного осуществления хозяйственной и иной деятельности // Российский следователь. 2014,. № 10.

Комментарий к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) /под ред. О.Л. Дубовик //Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015.

Сиваков Д.О Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности: Монография .ИЗиСП, Юриспруденция. 2012.

Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование: Монография /под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина) М., Юстицинформ. 2014.

Тема 6: Горное право.

Вопросы

1. Виды и сроки пользования недрами территории России и континентального шельфа РФ.

2. Основания возникновения права пользования недрами и порядок лицензирования недропользования.

3. Пользование недрами на условиях раздела продукции.

4. Платежи за право пользования недрами.

5. Правовое регулирование добычи драгоценных металлов и драгоценных камней.

Задача 1. Акционерное общество «Меркурий» арендовало у администрации Томского района земельный участок площадью 10 гектаров для строительства производственных помещений. Получив разрешение районного комитета по архитектуре, АО приступило к строительству зданий. Через несколько лет после завершения строительства было обнаружено, что под этим земельным участком находится месторождение золота с запасами около 1000 кг. Его разработка планируется Томской горной компанией, которая требует у АО «Меркурий» предоставления права пользования пятью гектарами данного земельного участка для производства горных работ. Спорная часть земельного участка застроена производственными и подсобными помещениями АО «Меркурий».

Разрешите возникший спор.

Задача 2. Зарубежная компания «General Resources Ltd» обратилась в Министерство природных ресурсов России с просьбой заключить с ней соглашения о разделе продукции для:

1) разработки месторождения алмазов на территории Республики Саха (Якутия) и месторождения изумрудов в Свердловской области;

2) разведки и добычи нефти на континентальном шельфе острова Сахалин;

3) добычи урановой руды на территории Томской области.

Разъясните заявителю условия и порядок выдачи разрешений в отношении запрашиваемых видов деятельности.

Задача 3. Гражданин Сергеев, проживающий в пос. Чажемто Томской области, при бурении скважины на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, обнаружил подземные запасы минеральной воды. Для их добычи и организации производства по розливу минеральной воды он обратился в администрацию района с просьбой зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью. В качестве уставного капитала он внес принадлежащий ему на праве собственности земельный участок и расположенное под ним месторождение минеральных вод. Администрация района зарегистрировала общество с ограниченной ответственностью, выдала заявителю свидетельство о государственной регистрации предприятия и лицензию на право добычи и разлива минеральной воды.

а) Оцените правомерность действий Сергеева и администрации района.

б) Как следует поступить Сергееву для того, чтобы добывать минеральную воду на законных основаниях?

Задача 4.В ходе поисковых работ, проводившихся недропользователем на геологическом отводе на землях традиционного проживания коренных малочисленных народов за счет собственных средств, им было открыто богатое нефтегазоконденсатное месторождение. Над месторождением рос кедровый лес.

а) Какие действия, и в какой последовательности необходимо предпринять нефтегазодобывающей компании – недропользователю для того, чтобы приступить к разработке месторождения?

б) Как изменится порядок предоставления права пользования недрами, если месторождение было открыто за счет государственных средств?

Нормативные акты

Федеральный закон РФ «О недрах» // СЗ РФ. 1995. №10. Ст.823, с изм., СЗ РФ. 1999.№7. Ст.879 // Парламентская газета. 2000. №5.

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1996. №1. Ст.18, с изм. от 07.01.99, СЗ РФ. 1999. №2. Ст.246; СЗ РФ. 2001. №26. Ст.2579.

Федеральный закон РФ «О континентальном шельфе РФ» // СЗ РФ. 1995. №49. Ст.4694, с изм., СЗ РФ. 1999. №7. Ст.879.

Федеральный закон РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1463.

Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №33. Ст.1917.

Постановление Госгортехнадзора России от 30 ноября 1995 г. №60 «Об утверждении «По­ложения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996. №5.

Постановление Правительства РФ «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользова­нием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда» // СЗ РФ. 1997. №39. Ст.4538.

Рекомендуемая литература

Основная

Боярко Г.Ю. Калинин И.Б. Правовое регулирование доступа к участку недр. Минераль­ные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. № 1.

Калинин И.Б. Правовое регулирование ресурсопользования. – Томск: Изд-во «НТЛ», 2001.

Калинин И.Б. Природоресурсное право. Основные положения. – Томск, Изд-во Томского гос. ун-та, 2000.

Королев А.Н. Источники правового регулирования соглашений о разделе продукции // Право и экономика. 2001. №11.

Сосна С.А.. Комментарий к Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции». М.: Изд-во «Юристъ», 1997.

Теплов О.М. Правовые основы предоставления прав пользования недрами // Государство и право. 1995. №12.

Теплов О.М. Развитие федерального законодательства о недрах // Журнал российского права. 2003. №3.

Дополнительная

Краснов Н.И., Храмов Д.Г. и др. Горное законодательство России: вчера, сегодня, завтра // Государство и право. 2001. №10.

Краюшкина Е.Г. Законодательное обеспечение интересов России на континентальном шельфе // Журнал российского права. 2003. №2.

Певзнер М.Е. Современные правовые проблемы недропользования // Государство и право. 2001. №4.

Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продук­ции // Хозяйство и право. 1998. №№ 3,4.

Золотова О.А Правовой режим земель охранных зон природных объектов и комплексов //Журнал российского права. 2013. № 5.

Тема 7. Водное право.

Вопросы

1. Отношения, регулируемые водным правом.

2. Объекты водных отношений.

3. Виды водопользования и водные сервитуты.

4. Порядок возникновения и перехода права пользования водным объектом.

5. Плата за пользование водными объектами.

Задача 1.Инспектор Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Томской области установил, что строящаяся автозаправочная станция, принадлежащая ЗАО «Лекс», расположена на расстоянии 70 м. от реки Большая Киргизка в г. Северск. На основании этого он вынес постановление о наложении штрафа на руководителя ЗАО «Лекс» за нарушение водоохранного законодательства. В постановлении о наложении административного взыскания было указано, что строительство АЗС ведется в водоохранной зоне реки Б. Киргизка.

ЗАО «Лекс» обратилось с заявлением в арбитражный суд Томской области об оспаривании постановления Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Томской области о привлечении к административной ответственности. В обоснование своих требований заявитель указал, что в 1987 г. Постановлением облисполкома Томской области водоохранная зона по реке Б. Киргизка была установлена до границ ЗАТО «Северск». В пределах г. Северска водоохранная зона не определена. Ответчик против заявленных требований возражал, указывая на то, что размеры водоохранных зон установлены Постановлением Правительства РФ.

Решите дело.

Задача 2. Областная общественная организация охотников и рыболовов г. Иваново обратилась в районный суд с иском к гражданину Симонову с требованием обеспечить беспрепятственный доступ к озеру «Белое» рыболовов – членов своего общества.

Решением администрации Ивановского сельского района Симонову был предоставлен земельный участок площадью 0,5 га для жилищного строительства. Земельный участок, примыкающий к озеру, Симонов обнес высокой изгородью. Истцу озеро было предоставлено для организации спортивного и любительского рыболовства. После возведения изгороди рыбаки – члены общества были лишены возможности вести лов рыбы с части берега, огороженного Симоновым, а также причаливать там свои лодки.

Симонов иск не признал, ссылаясь на то, что участок земли находится в его собственности, и он вправе распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе, и ограничивать доступ на него посторонних лиц. Предоставить в пользование рыбакам спорную часть берега ответчик был согласен только в случае установления на него сервитута за плату. Истец на иске настаивал, утверждая, что срок действия лицензии на организацию спортивного и любительского рыболовства истечет только через 7 лет, и в договоре на пользование водным объектом дополнительные платежи не предусмотрены.

Какие доказательства следует привести обществу охотников и рыболовов в обоснование своих доводов?

Задача 3. На территории дачного участка площадью 0,5 гектара, принадлежавшего гражданину Егорову на праве собственности, находилось небольшое озеро. В пользование Егорову оно не передавалось. Приехавшая на летний отдых с несовершеннолетними детьми гражданка Свирякина, собственница смежного участка, попросила Егорова, чтобы он разрешил ей набирать в озере воды, а детям – купаться в нем. В ближайшей округе других водоемов и источников воды нет. Егоров отказал ей на том основании, что в озере он разводит карпов, и дети смогут помешать их нормальному росту.

а) Разъясните Свирякиной, как и на каком основании можно разрешить возникший спор.

б) Что изменится, если водоем был бы искусственный?

Задача 4.Организация осуществляет добычу углеводородного сырья (нефти). При добыче нефти осуществляется забор попутной пластовой воды (в смеси с нефтью), то есть целенаправленную добычу воды организация не осуществляет. При определении объекта налогообложения по водному налогу в законодательстве используется термин "забор воды". Основания отсутствия объекта налогообложения в п. 2 ст. 333.9 НК РФ сформулированы исчерпывающим образом. Является ли забор попутной воды в смеси с нефтью объектом налогообложения по водному налогу, принимая во внимание норму пп. 14 п. 2 ст. 333.9 НК РФ, а также то, что организация закачивает воду обратно в пласт?

Дайте рекомендацию нефтедобывающей организации. Разьясните УФНС по Томской области, как следует понимать понятие «забор воды» в рамках ВК РФ.

Задача 5.Открытое акционерное общество "Калачевский хлебозавод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора) от 03.10.2006 N 80-н о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда первой инстанции от 21.11.2006 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.

Нормативные акты

1. Водный кодекс РФ.

2. Федеральный закон РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежа­щей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3833.

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» // СЗ РФ. 1996. №49. Ст.5567.

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления в пользова­ние водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распоря­дительной лицензии» // СЗ РФ. 1997. №14. Ст.1636.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государ­ственного контроля за использованием и охраной водных объектов» // СЗ РФ. 1997. №25. Ст.2938.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении «Положения об особых условиях поль­зования береговой полосой внутренних водных путей РФ» // СЗ РФ. 2003. №7. Ст. 645.

Рекомендуемая литература

Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации.

Колбасов О.С. Теоретические основы права пользования водами в СССР. М.: Изд-во «Наука», 1972.

Павлов П. Водное законодательство: настоящее и будущее// Российская юстиция. 1996. №6.

Петров А.Ю. Правовой режим водных объектов // Право и экономика. 2000. №9.

Тема 8. Лесное право.

Вопросы

1. Лесные отношения и объекты лесных отношений.

2. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли.

3. Право лесопользования и его виды.

4. Договоры пользования участками лесного фонда.

5. Государственное управление лесопользованием.

Задача 1. ОАО «Сургутнефтегаз» обратилось в арбитражный суд Ханты-Мансийского Автономного округа с заявлением к федеральному госучреждению «Ханты-Мансийский лесхоз» с иском о признании незаконным бездействия по выдаче лесорубочных билетов Управлению поисково-разведочных работ ОАО «Сургутнефтегаз» по лицензионным участкам: Рогожинский-3, Южно-Лямский и Южно-Галяновский; об обязывании лесхоза выдать лесорубочные билеты. Заявленные требования основаны на ссылке на ст. 66 ЛК РФ и мотивированы тем, что бездействием лесхоза по выдаче лесорубочных билетов нарушается право Общества производить на определённых лицензионных участках; затрагиваются коммерческие интересы, так как задержка выдачи лесорубочного билета срывает календарный план работ. Решением суда исковое заявление удовлетворено. Ответчик «лесхоз» обжаловал решение суда в связи с тем, что оно вынесено в нарушении норм АПК РФ; в нарушении норм материального права: лесобилет и его выдача не являются административными актами.

Оцените обоснованность решения суда на основе анализа лесного законодательства.

Задача 2. Чебаркульский опытный лесхоз обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к предприятию «Санаторий «Кисегач» о взыскании лесных податей в размере 170 000 рублей. Решением суда иск удовлетворен.

Администрация г. Чебаркуль Челябинской области постановлением от 13.10.93 г. закрепила за Фондом имущества совета федерации профсоюзов Челябинской области 67 га земель особо ценных, рекреационного назначения, занятых санаторием. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Чебаркуль выдал государственный акт о предоставлении названных земель фонду в бессрочное (постоянное) пользование для санатория. Из лесов, переданных в пользование санаторию, 47 га относятся к 1 и 2 зонам округов санитарной охраны курортов.

Оцените обоснованность решения суда. Предложите свое решение дела.

Задача 3. Администрация Ивановской области заключила договор аренды участка леса на окраине города на срок 50 лет с правом последующего выкупа, с предприятием «ИвановоМебель». На основании этого договора лесхозом Ивановского сельского лесничества был выдан лесной билет на заготовку живицы.

Прокурор Ивановской области предъявил в арбитражный суд иск к Администрации области о признании указанного договора недействительным.

Перечислите основания иска, которые может указать прокурор.

Задача 4. Акционерное общество «Тюменьнефтегаз» заключило договор безвозмездного пользования лесным участком, на которых произрастал «Сибирский» кедр, в целях прокладки и эксплуатации нефтепровода. Сразу после подписания договора Акционерное общество приступило к прорубке просеки и вывозке древесины.

Лесничий Каратуновского лесхоза вынес Обществу предписание о приостановлении работ до устранения допущенных им нарушений лесного законодательства, так как поступила жалоба на действия АО от коренных малочисленных народов (эвенков и эвенов).

Оцените правомерность действий сторон и укажите допущенные ими нарушения лесного законодательства.

Задача 5.Общество с ограниченной ответственностью "Плодородие" обратилось в Арбитражный суд области с заявлением (с учетом уточнения) к Департаменту С. области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания о признании незаконным выраженного в письме от 16.07.2014 N 01-10-1307 решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного в Гагаринском лесничестве, квартал 22, выделы 6, 9 ТОО "Величково" Мишинского участкового лесничества, общей площадью 10,8 га, для разработки месторождения полезных ископаемых (добыча торфа на Рябцевском месторождении), сроком до 31.03.2024 и с требованием восстановить нарушенное право путем возложения на Департамент обязанности заключить договор аренды поименованного выше лесного участка сроком до 31.03.2024. Суд в иске отказал. Проанализируйте действующее законодательство и предложите свое решение.

Задача 6.Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" об обязании в течение 60 календарных дней составить проект освоения лесов на лесной участок площадью 2,0 га, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Истринское участковое лесничество, кв. 89 выд. 20, номер учетной записи в государственном лесном реестре 752-2011-04, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности и получить положительное заключение государственной экспертизы на указанный проект. Найдите проект освоения лесов в Томской области проанализируйте его и решите дело по существу.

Нормативные акты

Лесной кодекс РФ.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о предоставлении участ­ков лесного фонда в безвозмездное пользование» // СЗ РФ. 1998. №8. Ст.964.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №23. Ст.2553; 2002. №39. Ст.3801.

Постановление Правительства РФ «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользова­нием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда» // СЗ РФ. 1997. №39. Ст.4538.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении «Положения об аренде участков лес­ного фонда» // СЗ РФ. 1998. №14. Ст.1585.

Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках платы за древесину, отпускае­мую на корню» // СЗ РФ. 1998. №10. Ст.958.

Рекомендуемая литература

Основная

Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Издательская группа Норма-Инфра·М, 1997.

Пугач Е.Н. Договор аренды участков лесного фонда // Вестник Московского универси­тета. Серия «Право». 2000. №2.

Романов В. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законо­дательства // Российская юстиция. 1998. №4.

Дополнительная

Зиновьева О.А. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: 2001.

Наши рекомендации