Что такое грубая и тонкая моторика?
На протяжении 1-го года жизни ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и формировании психических процессов и качеств уже на 3-4-м мес. начинают развиваться хватательные движения и удары. Вместе с формированием хватательных движений возникают и развиваются простейшие манипуляции с предметами: бросание, трясение, кидание (метание).
Это все грубая моторика - но именно такие движения, как хватание, кидание и удар - это и есть арсенал любого вида рукопашного боя. Мало того, и обезьяны умеют бить палкой и кидать кокосы вполне точно, а уж такое движение, как удар используют в бою и охоте почти все млекопитающие.
Именно рукопашный бой отражает наиболее полно то, как себя ведет и чувствует человек в стрессовой ситуации угрозы жизни. И это очень хорошая подсказка тем, кто занимается подготовкой стрелков к реальному бою. Однако на деле в стрелковой подготовке упор делается на отработку тонкой моторики, которая в бою на ближней дистанции работает плохо.
Тонкая моторика - это более сложные манипуляции с предметами. Например, письмо, рисование, игра на музыкальном инструменте, продевание нитки в иголку или удержание ровной мушки в прицеле и плавный нажим на спусковой крючок.
Выход -- бесконечные тренировки, чтобы тонкую моторику превратить в инстинктивное движение. Но факт и очень печальный в том, что даже наработанный тысячами повторений двигательный навык может не сработать в том эмоциональном фоне, который возникает в ближнем бою. Это факт, подтвержденный нами экспериментально, и имеющий простые объяснения:
Во-первых, на тренировке внимание стрелка было направлено на правильность исполнения движения. А в бою оно будет приковано к противнику. И эмоциональный фон этого внимания будет на столько силен, что контроль собственных действий, будет находиться вне сознания человека.
Во-вторых, эмоциональный фон на стрелковой тренировке практически никогда даже не приближается к эмоциям, испытываемым в реальном бою.
В стрессовой ситуации стрелок будет именно, что не выхватывать, а хвататься за пистолет и рвать его из кобуры, и не досылать патрон, а дергать за затвор (то есть, использовать грубую моторику).
На тренингах реальных нападений мы увидели очень печальную картину: в условиях имитирующих ближний бой многие стрелки вообще -- забывали о том, что у них есть оружие, пытались выдернуть вместо оружия телефон, дергали себя за пряжку на поясе - то есть были неспособны воспользоваться оружием. Фактом является то, что способность быстро поражать цели на большом расстоянии ни в коем случае не является достаточным условием того, что в ближнем бою стрелок также успешно будет поражать цели на меньшей дистанции.
Это связано с тем, что в психическом смысле ближний бой гораздо труднее, чем бой, где противники находятся на большом удалении друг от друга. Эмоциональная память.
Это еще один феномен психики. Иными словами, то действие которое требует тысяч повторений в спокойной обстановке для возникновения двигательного навыка, может стать навыком с первого раза, если будет отрабатываться в состоянии сильного стресса. В этом отношении, соревнования, эмоциональная игра, жесткий тренинг дадут больше, чем несколько обычных тренировок. Создание на тренировке эмоционального фона приближенного по своему напряжению к реальному бою - необходимо, если требуется, чтобы стрелок был готов к огневому контакту.
Теперь о том, какое место ближний бой занимает в статистике огневых контактов. Л.М. Вайнштейн приводит такие данные: 60.8% случаев применения оружия -- на дистанции менее 10-ти метров. Статистика Великобритании: 86.2% применение оружия на дистанции менее 5-ми метров. Статистика США: 56.6% применение оружия на дистанциях 3-5 метров.
В. А. Торопов в своей книге «Огневая подготовка» приводит данные о том, что в США до 90% всех огневых контактов происходит -- на дистанции до 7-ми метров.
Как видим, статистика разных стран несколько различается, но позволяет сделать вывод о том, что бой на предельно малых дистанциях с использованием огнестрельного оружия - это не меньше половины всех огневых контактов. А, следовательно, к подготовке правильного поведения в ближнем бою -- следует обучать.
Обобщив все вышеизложенное, можно предположить, что ближним можно назвать бой, когда противники находятся на расстоянии не более 7-ми метров друг от друга. Ближний бой по силе эмоционального проживания гораздо полнее, чем бой на большей дистанции и готовность к ближнему бою - показатель общей высокой подготовки стрелка.
В ближнем бою психофизиологические возможности человека проявляются наиболее полно. Эти возможности позволяют человеку стрелять, используя грубую моторику, т.е. неприцельно. Ближний бой - случается в половине случаев применения оружия. Навыкам поведения в ближнем бою следует обучать. Обучение должно проходить в форме, предусматривающей высокое эмоциональное вовлечение стрелка.