Тонкая моторика: оперирование предметами, 2-3 года

Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля и укрепление мышц рук

Задание: закрепить 6 прищепок на краю коробки

Материал: 6 легких прищепок, обувная коробка

Прежде чем начать упражнение, проверьте прищепки, чтобы убедиться, что они легко разжимаются. Покажите Эрику, как нажимать на концы прищепок, чтобы закрыть или открыть их. Со словами: "Смотри, Эрик!" - закрепите одну прищепку на краю коробки. Дайте ему также прищепку в руку и помогите нажать на концы. Поднесите затем его руку к краю и помогите закрепить прищепку. Похвалите его и дайте следующую прищепку. Постепенно уменьшайте давление своих пальцев, пока он не будет выполнять большую часть работы сам. Если он сможет сам закрыть одну прищепку, то дайте ему 6 и пусть он их закрепит. Затем пусть он снимет все прищепки и положит их в коробку. Хвалите его каждый раз, когда он заканчивает действие.

Упражнение 112. Ощупывать предметы

Тонкая моторика: оперирование материалом, 3-4 года

Координация глаз, рук: контроль, 3-4 года

Восприятие: осязательное, 3-4 года

Учебная цель; лучший контроль за руками и пальцами

Задание: медленно и чувствительно ощупать пальцем контур предметов

Материал: повседневные предметы (например, мяч, стол и книга)

Возьмите указательный палец Клавдии и проведите им медленно и легко по ряду предметов (например, по книге, столу, мячу). Разговаривайте с ней тихо и успокаивающе, в то время как Вы водите ее пальцем. Все больше и больше задерживайте ее руку, чтобы увидеть, продолжит ли она самостоятельно ощупывать. Похвалите ее, в то время как она медленно водит пальцем. Когда она начинает делать рукой поспешные движения, приостановите ее, по возможности, словами, в крайнем случае также вмешательством. Когда она привыкнет к касательным ощущениям, возьмите другие предметы, чтобы предложить ей много касательных ощущений. Пусть она, например, ощупает мягкую матерчатую игрушку, затем шероховатый камень и, наконец, гладкую ложку.

Упражнение 113. Сложить бумажную игрушку

Тонкая моторика: оперирование материалом, 3-4 года

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 3-4 года (на выбор)

Учебная цель: улучшение тонкомоторного управления и согласованности обеих рук; различение цвета

Задание: сложить бумагу в маленькую пружинообразную игрушку

Материал: 2 разного цвета полоскибумаги (каждая около 15см длиной и 2 см шириной)

Склейте концы обеих полосок бумаги так, чтобы получился настоящий угол. Покажите Степану, как Вы накладываете одну полоску на другую. Если он знает названия цветов, то назовите ему полоску, которую он положит сверху (например, "Положи красную!"). Покажите полоску, которая должна быть следующей. Если он колеблется, то изобразите ему это в виде пантомимы. В крайнем случае направьте его руки. Задание закончено, если полоски бумаги полностью сложены.

Упражнение 114. Резать ножницами

Тонкая моторика: координация обеих рук, 3-4 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 4-5 лет

Учебная цель: улучшение тонкомоторного контроля; резать ножницами

Задание: отрезать кусочки от полоски бумаги

Материал: ножницы, бумага

Прежде чем Вы начнете упражнение, отрежьте от листа бумаги несколько полосок шириной 2,5 см, от которых Рома сможет соответственно без труда отрезать несколько кусочков. Положите три полоски бумаги и ножницы на стол. Возьмите ножницы в руку и обратите на это внимание Ромы. Затем возьмите полоску бумаги и отрежьте от нее кусочек. Возьмите руку Ромы и помогите ему правильно взять ножницы. Своей рукой укрепите его хватку и контролируйте его движения. Возьмите его другую руку и помогите ему удержать полоску бумаги. Двигайте его пальцами так, чтобы ножницы пару раз открылись и закрылись. При закрытии соответственно говорите: "Режь!". Затем помогите ему отрезать кусок от полоски бумаги. Когда Вы почувствуете, что его рука начинает самостоятельно выполнять движения, уменьшайте свою помощь. Не беспокойтесь, если он делает неполныесрезы. Пусть он сделает на каждой полоске бумаги только один срез, а затем давайте ему новую полоску. Таким образом он усвоит, из скольких частей состоит задание и будет таким нетерпеливым.

Упражнение 115. Болты и гайки

Тонкая моторика: координация обеих рук, 4-5 лет

Наши рекомендации