Взаимоотношения местного самоуправления и государства
Взаимоотношения местного самоуправления и государства строятся на следующем.
1) Государство признает существование местного самоуправления, его самостоятельность и вместе с тем законодательно регулирует организацию местного самоуправления. То есть самостоятельность местного самоуправления имеет место в рамках, установленных государством. Право местного самоуправления регулировать свою деятельность в собственных уставах и иных актах государством гарантируется, но сами такие акты не могут выходить за границы дозволенного.
2) Государство может не только разграничивать сферы ведения свои и местного самоуправления, но и привлекать местное самоуправление к реализации государственных функций. В этом случае органы местного самоуправления выступают уже от имени государства и участвуют в осуществлении государственной власти. Это взаимоотношение отражено в ч. 2 ст. 132 Конституции, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
3) Государство призвано оказывать поддержку местному самоуправлению, которая выражается в следующем. Поддержка повседневной деятельности местного самоуправления, предоставление дотаций, субвенций и иных форм помощи, защита интересов местного самоуправления, в том числе при попытках ограничить его права и др.
4) Государство имеет право контроля за соблюдением в деятельности местного самоуправления норм законодательства. То есть местное самоуправление обязано соблюдать законы государства, есть органы государственной власти, которые за этим осуществляют надзор и контроль.
5) У государства нет права на административную отмену актов местного самоуправления. Спор о законности акта местного самоуправления разрешается в судебном порядке.
Так же ст. 133 Конституции РФ закреплены гарантии местного самоуправления, к которым относятся право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Контрольные вопросы
1. Что такое местное самоуправление?
2. Назовите основные принципы местного самоуправления.
3. Может ли иностранный гражданин участвовать в выборах в органы местного самоуправления?
4. Назовите вопросы местного значения.
5. Назовите конституционные гарантии местного самоуправления.
Темы рефератов
1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.
2. Конституционные основы полномочий органов местного самоуправления.
3. Местный референдум и муниципальные выборы как формы народного волеизъявления.
4. Особенности организации местного самоуправления в городе Пензе.
Литература
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г. № 40. Ст. 3812.
2. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в редакции от 4 июня 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. № 49. Ст. 5497.
3. Закон Пензенской области «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» от 22 декабря 2006 г. № 1176-ЗПО (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области от 31 декабря 2006 г. № 37(67) (часть 1).
4. Закон Пензенской области от 22 мая 2006 г. № 1048-ЗПО «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу» (в редакции от 26 ноября 2014 г.) // «Пензенские губернские ведомости» № 16 от 6 июня 2006 г.
5. Закон Пензенской области от 30 июня 2011 г. № 2102-ЗПО «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по единому избирательному округу» (в редакции от 16 октября 2014 г.) // «Пензенские губернские ведомости» № 55 от 4 июля 2011 г.
6. Устав города Пензы (в редакции от 29 августа 2014 г.) // «Пензенские губернские ведомости» № 20 от 15 сентября 2005 г.
7. Бялкина, Т. М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления / Т.М. Бялкина // Журнал российского права. – 2006 г. - № 10.
8. Васильев, В. И. Организационно-правовые проблемы местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского права. – 2008 г. - № 11.
9. Васильев, В. И. О функциональном назначении местного самоуправления / В. И. Васильев // Журнал российского права. – 2007 г. - № 7.
10. Выдрин, И. В. Муниципальное право России: учеб. для вузов / И. В. Выдрин. – М.: ЮРЛИТ, 2008. – 230 с.
11. Гулидов, П. В. Местное самоуправление как одна из форм государственного устройства России / П. В. Гулидов // Российская юстиция. – 2007 г. - № 8.
12. Двигун, М. А. Нормоконтроль и признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления как способ защиты гражданских прав / М. А. Двигун // Российская юстиция. – 2007 г. - № 8.
13. Давыдова, Н. Ю. Усложнение структуры и системы института конституционно-правового принуждения в сфере местного самоуправления / Н. Ю. Давыдова // Адвокат. – 2009 г. - № 11.
14. Дитятковский, М. Ю. О предметах ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления / М. Ю. Дитятковский // Журнал российского права. – 2007 г. - № 11.
15. Егорова, Н. Е. Муниципальная реформа в Российской Федерации и структура органов местного самоуправления / Н. Е. Егорова // Журнал российского права. – 2007 г. - № 12.
16. Князев, С. Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права / С. Д. Князев // Журнал российского права. – 2008 г. - № 6.
17. Курманов, М. М., Мижарева, Н. Проблемы исполнения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами государственной власти субъектов Российской Федерации / М. М. Курманов, Н. Мижарева // Законодательство и экономика. – 2005 г. - № 2.
18. Карчевская, С. А. Реформа местного самоуправления: проблемы и пути решения / С. А. Карчевская // Финансы. – 2009 г. - № 1.
19. Красковская, О. Г. Процессуальный статус государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений / О. Г. Красковская // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. – 2006 г. - № 2.
20. Мирошниченко, Е. В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития / Е. В. Мирошниченко // Законодательство. – 2005 г. - № 4.
21. Медведев, С. М. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в механизме обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан / С. М. Медведев // Адвокат. – 2009 г. - № 8.
22. Нанба, С. Б. Правовое регулирование наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / С. Б. Нанба // Журнал российского права. – 2009 г. - № 11.
23. Петрова, Т. К. Население как субъект местного самоуправления / Т. К. Петрова // Законодательство. – 2007 г. - № 4.
24. Тимофеева, К. Б. Некоторые проблемы привлечения к ответственности депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления / К. Б. Тимофеева // Адвокат. – 2008 г. - № 11.
25. Хабриева, Т. Я. Современная конституция и местное самоуправление / Т. Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2005 г. - № 4.
26. Шамсутдинова, Э. М. Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации / Э. М. Шамсутдинова // Правосудие в Поволжье. – 2009 г. - № 3-4.
27. Яценко, В. Н. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления / В. Н. Яценко // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. – 2005 г. - № 5.