Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление, являясь составной частью системы местного самоуправления, тесно взаимодействует с органами местного самоуправления. Так, согласно Положению о территориальном общественном самоуправлении в г. Тюмени, утвержденному решением Тюменской городской Думы 27 июня 1996 г., органы городского самоуправления:

содействуют инициативным группам граждан в проведении собраний (сходов), конференций и принимают в них участие;

оказывают организационную и методическую помощь при создании органов территориального общественного самоуправления и их ассоциаций;

устанавливают перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления;

предоставляют на договорной основе органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности, материальные и финансовые средства;

содействуют разрешению споров между органами территориального общественного самоуправления;

используют иные формы взаимодействия с органами общественного территориального самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, созданным в целях общественного территориального самоуправления, в виде:

а) предоставления налоговых льгот и преимуществ;

б) целевого финансирования региональных и местных программ сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

в) заключения с общинами малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг;

г) целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования;

д) бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования;

е) предоставления на конкурсной основе социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов.

Законодательными актами ряда субъектов РФ предусмотрена возможность передачи органам территориального общественного самоуправления отдельных полномочий органов местного самоуправления. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе орган местного самоуправления, с учетом возможностей территориального общественного самоуправления и местных условий, может своими решениями, с согласия данного территориального общественного самоуправления, передать ему часть своих прав по управлению отдельными объектами муниципальной собственности, находящимися на данной территории, а также другие вопросы своей компетенции (за исключением вопросов, связанных с принятием нормативных актов) с одновременной передачей соответствующих материально-финансовых ресурсов. Закон устанавливает, что передача имущества, прав и финансовых ресурсов органам территориального общественного самоуправления осуществляется на договорной основе.

Ряд муниципальных образований, основываясь на законодательстве РФ и субъектов Федерации, своими нормативными актами регламентируют порядок передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления органам территориального общественного самоуправления. Так, решением Тюменской городской Думы от 25 ноября 2005 г. утвержден порядок передачи отдельных полномочий органам территориального общественного самоуправления. Передача отдельных полномочий осуществляется на основе соглашения, заключаемого между главой города и органом территориального общественного самоуправления. В соглашении в обязательном порядке определяются:

исчерпывающий перечень передаваемых полномочий;

сроки осуществления переданных полномочий;

объем выделяемых финансовых средств, необходимых для исполнения передаваемых полномочий;

объем и сроки передачи материальных средств, необходимых для исполнения передаваемых полномочий;

обязанности органа территориального общественного самоуправления по исполнению переданных полномочий;

порядок осуществления контроля органами городского самоуправления за исполнением переданных полномочий, использованием материальных и финансовых ресурсов по целевому назначению;

ответственность за неисполнение обязательств по соглашению;

условия расторжения соглашения, а также возврата переданных полномочий.

Предусмотрены также формы контроля органов местного самоуправления за реализацией переданных органам территориального общественного самоуправления отдельных полномочий; периодичность отчетов органов территориального общественного самоуправления о выполнении полученных полномочий; процедура разрешения споров и разногласий; ответственность органов территориального общественного самоуправления и их руководителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий.

В Федеральном законе №131-ФЗ вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления не включены ни в перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, ни в перечень прав указанных муниципальных образований на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Исходя из этого можно считать, что правовое регулирование общественного территориального самоуправления возможно законами субъекта РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность территориального общественного самоуправления?

2. Какова роль территориального общественного самоуправления в системе форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления?

3. Можно ли рассматривать органы территориального общественного самоуправления как разновидность органов местного самоуправления?

4. Может ли территориальное общественное самоуправление осуществляться в границах всего населенного пункта?

5. С какого момента территориальное общественное самоуправление считается учрежденным?

Наши рекомендации