Политическая система общества и политика

Изложение в данной главе практически всех аспектов содер­жания и функционирования политической системы общества дает основание для рассмотрения в первом подходе одного из наиболеё сложных феноменов общественной жизни — ПОЛИТИ­КИ: её содержания, предназначения, соотношения данного понятия с понятием политической системы общества.

Понятие «политика», вне сомнения, самая сложная катего­рия политологии. Основная трудность проистекает из безгранич­ности её содержания. В данный термин вкладывают многочис­ленные понятия. Например, внешняя политика, политика Р. Рейгана, экономическая политика, финансовая политика, бюджетная политика, политика в области свекловодства или виноделия, политика низких процентных ставок, антиалкоголь­ная политика и др. Такого рода примеры можно долго перечис­лять. Политика пронизывает всю жизнь общества. Её вездесущность сравнима с неимоверной энергией главного героя бессмертной комедии П. Бомарше: она и здесь и там.

Первые попытки дать определение политики относятся к очень далеким временам: труды о политике Платона и Аристо­теля появились около двух с половиной тысячелетий назад. С тех пор исследователи создали тысячи работ о политике. Од­нако мы имеём дело с нечастым случаем, когда результат дале­ко не прямо пропорционален затраченному времени. Совре­менный читатель может найти десятки различных определений политики, нередко противоречивых. Отметим сразу, что в учеб­нике рассматривается политика в тех формах, в которых она представлена в политической сфере общества. В этой связи одно из наиболеё удачных определений политики дано в «Полито­логическом словаре». Политика характеризуется как «социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти» (М.: Луч, 1994. Т. 1. С. 168). Здесь подчерк­нуты две важные характеристики данного понятия: первая — что это деятельность, вторая — что её корни находятся в по­литической системе общества. Данное определение политики необходимо дополнить еще двумя характеристиками. Во-пер­вых, политика как деятельность имеёт мощную опору на поли­тическую власть (со всеми вытекающими возможностями); во-вторых, зарождаясь в политической сфере общества, политика охватывает всю общественную жизнь, все её сферы.

Такое понимание политики лежит в основе решения задачи, поставленной в начале параграфа, — о соотношении понятий «политика» и «политическая система общества».

Политическая система общества, рассмотренная в её стати­ческом состоянии, представляется простой и ясной. Многочис­ленные трудности и сложности обнаруживаются, когда она ана­лизируется в динамике. Функция управления и руководства об­ществом многократно усложняется, наталкиваясь на многочис­ленные непредсказуемые ситуации. Реализацию этой функции дестабилизируют межнациональные конфликты, стихийные бед­ствия, разного рода антиправительственные выступления поли­тической оппозиции. Поэтому управление обществом — это не просто целенаправленная деятельность. Правильная постановка политической цели — это лишь часть задачи. Важно найти усло­вия её выполнения, увидеть общественные силы, которые будут в активе выполнения поставленной цели. Важно переориентиро­вать или нейтрализовать те силы, которые могут различными средствами воспрепятствовать проводимому политическому курсу. Вместе взятые, перечисленные средства являются малой долей той деятельности, которая обозначается понятием «политика». Таким образом, политика — это те конкретные формы, в кото­рых реализуется политическая власть.

Итак, каково же соотношение между понятиями «политиче­ская система общества» и «политика»? Политическая система общества — это одна из крупнейших сфер жизни общества. По­литика же — это деятельность, важная, необходимая, слож­нейшая. Её невозможно понять и осмыслить вне политической системы общества. В определенном смысле политика есть сред­ство и механизм функционирования политической системы. Политическая деятельность инициируется по существу всеми подсистемами политической сферы общества. Разумеётся, наи­болеё активна её институциональная часть. Поле этой деятель­ности далеко выходит за рамки собственно политической системы. Политическому воздействию подвержены экономическая, социальная, духовная и все другие сферы общественной жизни.

Главная цель политики заключается в том, чтобы в рамках тех или иных управляемых объектов (международная арена в целом, регион, отдельная страна, входящие в неё админист­ративные единицы и т.д.) обеспечить реализацию их интересов.

Некоторые специалисты говорят, что политика — это наука, другие утверждают, что это искусство. Правы те и другие.

Политика как наука. Данная характеристика особенно наглядно проявляется в достижении крупных целей и в реализации круп­ных политических акций. Например, при выработке политического курса страны на тот или иной период требуется разработка науч­ного обоснования, включающего достаточность материального обеспечения намечаемых экономических программ, учет степени готовности населения страны поддержать данный курс, учет от­ношения правительств ведущих стран мира к предполагаемому проведению нового политического курса. Кроме того, необходи­мо учитывать известные закономерности развития самой полити­ческой системы, её взаимосвязи и взаимообусловленности с другими сферами общественной жизни. Важно соотнести поли­тический курс с уровнем экономического развития страны и с утвердившимся в ней политическим режимом. Иллюстраций в под­тверждение того, что политика — это наука, можно привести много. В частности, политика реформ в современной России. Ус­пехи (они несомненно есть) и недостатки, ошибки (они также налицо) в существенной степени обусловлены уровнем научного обеспечения проводимого политического курса.

В современных развитых демократических странах граждане имеют возможность убедиться в степени научной обоснованности предлагаемой им политики. Кандидаты в президенты США, или в губернаторы штата, или, наконец, в мэры того или иного города в своих предвыборных программах непременно доказы­вают выполнимость тех обещаний, в частности политических, которые содержатся в их программах.

Но политика — это не только наука. Вероятностный харак­тер политических процессов, возможность появления непредви­денных обстоятельств, неполнота информации, неопределен­ность конечных результатов, невозможность проконтролиро­вать ряд слагаемых политических процессов — все это характе­ристики, с которыми связана политика как вид деятельности.

И именно они делают научное обоснованиеполитики недоста­точным для обеспечения высокой эффективности её реализа­ции. Компенсацией того, что не в силах сделать наука в поли­тике, является искусство.

Политика как искусство. Политика как деятельность необык­новенно сложная требует от тех, кто её проводит, тонкого манев­рирования, психологического расчета в конкретных политических решениях. Политика как искусство проявляется в деятельности, связанной с интуицией, позволяющей политику находить в слож­ных ситуациях политические компромиссы или принимать нео­жиданные (но единственно правильные) решения, буквально спасающие нации.

Таким образом, искусство в политике включает интеллек­туальные, рациональные и интуитивные начала, совокупность которых позволяет политику увлекать людей, внушать доверие.

В сочетании с понятием «политика» используются самые разнородные, далеко не выстраивающиеся в одну линию характеристики — от «высокая политика» до «политика — гряз­ное дело».

Несомненно, преобладает высокая политика, то есть полити­ческая деятельность, направленная на благо общества, на разви­тие демократии, на прогресс во всех областях общественной жиз­ни, достигаемые мудростью политиков, их способностью идти на компромиссы, их самоотверженным служением обществу. В дру­гом случае человеческая цивилизация просто не выжила бы.

К сожалению, как показывает функционирование полити­ческих систем общества, корни, из которых вырастают негатив­ные процессы в политике, есть. Это связано прежде всего с прак­тически постоянным феноменом в жизни политической систе­мы — борьбой за политическую власть, за высшие государ­ственные посты, в ходе которой нередки факты выхода за гра­ницы и рамки морали, нравственности, этики, долга, ответст­венности за свои дела.

Болеё того, история знает случаи крупномасштабной анти­народной политики: фашистская диктатура в Германии и Ита­лии, тоталитарный политический режим в бывшем СССР. Но та же история отпускает политике, если она становится грязным делом, небольшое (с исторических позиций) время. Фашист­ский рейх вознамеривался жить тысячу лет. Коммунисты не ви­дели временного конца коммунистического общества. Но история вернула народы на цивилизованный путь через исторически короткие сроки.

О политике говорят, что она безбрежна. Это правильно. Такие характеристики, как разнородность, разнокачественность, разноуровневость, разноцелевая направленность и т.п., справед­ливы в анализе данного вида деятельности.

С одной стороны, политика несет в жизнь порядок и спра­ведливость, способствует тому, что политическая власть обеспе­чивает благо для всего народа, ограждая его от негативного воз­действия частных интересов отдельных групп. Однако, с другой стороны, политика нередко ведет к тому, что те, кто владеёт властью, реализуют свои личные интересы в ущерб обществен­ным. Именно вследствие данных характеристик политики выда­ющийся французский политолог Морис Дюверже назвал её «дву­ликим Янусом» (в работе 1966 г. «Идеи политики. Применение власти в обществе»). А наш соотечественник А.А. Мурадян вы­нес эту мысль в название своей книги. (Мурадян А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994).

Каким бы сложным и противоречивым не было данное по­нятие для целей изучения курса политологии, важно усвоить, что политика — это деятельность, корни которой лежат в полити­ческой системе общества, и что связана она с борьбой за власть, с организацией и управлением всей жизнью общества.

В заключение параграфа и данной главы в целом необходимо отметить, что в определении предмета политологии нет един­ства. В качестве такового в западной и отечественной литературе рассматриваются политическая система общества, политика, мир политического, политическая власть. Этот перечень можно про­должить. Возможно, каждая из данных позиций имеёт право на существование. Во всяком случае, известная доля истины есть в каждом из перечисленных подходов.

Россия будем исходить из понимания политической системы общества как предмета политологии, и в данной главе дано до­вольно обстоятельное обоснование такого подхода. Как его пре­имущество перед другими подходами подчеркнем еще то, что рассмотрение политической системы общества в качестве пред­мета политологии позволяет:

- анализировать политическую жизнь с системных позиций и, следовательно, видеть главное, системообразующее от­ношение и связанные с ним элементы системы;

- сравнивать различные типы политических систем, что дает возможность изучать особенности их развития в разных странах, определять причины социальных кризисов и по­литических конфликтов, изучать опыт их урегулирования;

- изучать различия между политической и неполитически­ми сферами жизни общества, а также формы их взаимо­действия;

- болеё отчетливо понимать соотношение используемых в политологии понятий.

Лекция 2

Наши рекомендации