Политическая система общества, ее структура. Право и политика

Политическая система общества- это сис­тема взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (орга­низаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собствен­ности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Компонентами политической системы являются (структура):

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политические отношения, складывающиеся между структур­ными элементами системы;

3) политические нормы и традиции, регулирующие политичес­кую жизнь страны;

4) политическое сознание, отражающее идеологические и пси­хологические стороны политической власти и политической системы;

5) политическая практика, состоящая из

а) политической деятельности (охватывает действия конк­ретных людей как представителей или членов политических объединений) и

б) совокупного политического опыта.

Основные подходы к изучению политической системы об­щества.

1) Генетический подход - важное значение имеет объективная обусловленность политичес­ких явлений экономическими и социальными факторами.

а) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления.

б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результатом и сред­ством общественного развития. Люди создают поли­тические идеи, вырабатывают политические нормы, устанав­ливают между собой связи, т. е. творят политику.

в) Критерий социального интереса рас­крывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с определенными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций.

2) Институционный подход - позволяет обозначить устойчи­вые характеристики политических явлений.

а) Организа­ционный критерий (отражает суть этого подхода) – отдельные инди­виды сами по себе не могут выступать в виде элементов поли­тической системы, они представляют собой «материал», из которого формируются элементы системы и политическая система в целом. Можно сказать, что организационный критерий характеризует общественные формы движения человеческой основы полити­ческой системы. Человеческая основа - индивид - выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.

3) Системный подход - политические явления представляются в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне - с обществом, иными политически­ми системами, с окружающим миром.

а) Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность эле­ментов, институциональная совместимость, наличие разнооб­разных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения.

б) Главным критерием является целостностьполитической системы, так как ее развитие есть процесс достижения целостности.

4) Субстанциональный (сущностный) подход помогает выя­вить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процес­сы, институты). В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а механизм ее осуществле­ния - политическая система.

а) Сущностный критерий (= власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.

i) Политическая власть - система волевых отношений классового общества, которые обусловле­ны интересами социальных слоев и классов, выраженными в деятельности политических организаций. Уровни функционирования и реализации.

(1) это власть конкретных политических объедине­ний (политических партий, общественно-политических органи­заций и движений). Она реализуется через их организационные руководящие структуры.

(2) коалиционный уровень влас­ти, отражающий интересы различных социальных общ­ностей. В подобном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа «круглых столов», советов парла­ментских фракций.

(3) общепо­литический уровень власти. Концентрируются результаты политического консенсуса, достигнутого в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил. Если такие ре­зультаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то политическая власть совпадает с государственной властью и осуществляется государством. В иных случаях она реализуется через политические органы (конференции национального согласия, народные, оте­чественные фронты и т. п.).

5) Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить следующие критерии:

а) социально-экономические (виды и форма собственно­сти на орудия и средства производства, характер труда, основ­ные принципы хозяйствования),

б) социально-структурные (нали­чие или отсутствие определенных классов, слоев),

в) социально-культурные (уровень образованности населения, реальность все­стороннего развития личности),

г) политические (реальность са­моуправления народа, классовая принадлежность политической власти),

д) правовые (диапазон закрепленных в законе демократи­ческих прав и свобод граждан, наличие гарантий их осуществ­ления, легитимность политической власти, состояние законно­сти и правопорядка).

Классификация политических систем:

· в зависимости от политического режима

o демократи­ческие

o недемократические политические системы.

· с позиций мар­ксистской теории:

o политичес­кие системы рабовладельческого,

o феодального,

o буржуазного

o социалистического общества.

· в зависимости от географических и территори­альных факторов

o европейские,

o азиатские,

o североамериканские

o иные региональные системы.

· в зависимости от нацио­нальных, религиозных, языковых черт

o арабские,

o индуистские,

o му­сульманские

o других политические системы.

· внутри политичес­кой системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее струк­турные элементы:

o государство,

o политические партии,

o обще­ственно-политические объединения.

Закономерности развития политической системы обще­ства– это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, ха­рактеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия:

1) внутрен­ние противоречия объективного плана. Разрешение такого рода противоречий оз­начает обретение качественно новой, более высокой формы движения. Например, по мере сво­его развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс полити­ческих и правовых институтов и режимов регулирования, обес­печивающих свободу и развитие личности. Это получает отра­жение в конституциях и других правовых актах. Идет постоян­ная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюро­кратического аппарата государства. Движение осуществляется в сторону возрастания степени участия народных масс в управле­нии государственными делами.

2) противоречия субъективного плана, вызванные несовпа­дением идейно-политических, психологических и правовых ус­тановок отдельных личностей, организаций с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разреша­ются или путем уничтожения, искоренения негативных прояв­лений, или путем достижения консенсуса между заинтересован­ными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизнедеятельности общества — реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внутреннего и внешнего порядка. Это про­цесс, обусловливающий кристаллизацию закономерностей раз­вития политической системы.

3) общеисторичес­кие закономерности, действующие в рамках политической ис­тории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социально-классовой материи вообще. Основные критерии политических закономерностей:

а) институционность,

б) глубина и универсальность их исторического действия,

в) классовая сущность.

4) межформационные закономерности присущи двум или нескольким общественно-экономическим формациям. Напри­мер, политическим системам всех типов присущи социально-классовые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные револю­ции, перевороты мирным и немирным путем. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное сосуществование различных типов политических систем.

5) закономерности в пределах одной общественно-экономи­ческой формации отражают сущностные, устойчивые вязи по­литических систем одного типа.

а) для политических систем бур­жуазных стран характерны режимы плюралистической демок­ратии, разделение властей, двух- или многопартийные системы.

б) для политических систем социалистических стран в качестве закономерностей выступают установление диктатуры пролетариата и руководящей роли пролетарской партии, бюрократизация и сращивание партийного и государственного аппарата, декларация демократии и самоуправления и др.

6) в политической системе конкретного общества можно выделить

а) общесистемные, характеризующие систему в целом,

б) внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами.

Право и политика

Право- это система общеобязательных фор­мально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Политика- это искусство управления обществом, которое харак­теризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой.

Политика возникает как явле­ние вместе с расслоением общества на большие социальные группы, обладающие своими особыми интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе, где даже индивид не от­делял свои интересы от интересов родовой общины.

Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, унич­тожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому воз­никает потребность в особой форме организации общественной власти (го­сударство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство - «главный политик», центральный субъект политической жизни и политичес­кой организации любого общества: если все другие субъекты политики (поли­тические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, коорди­нировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участ­ников политики.

Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершен­ный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъек­тов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государствен­ной власти, за приближение к ней.

Политика может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Поэтому правильны высказывания Ленина, что «политика есть участие в делах госу­дарства», «политика есть кон­центрированное выражение экономики». Действительно, поведение субъек­тов политики определяют прежде всего экономические интересы, а потом уже все остальные.

Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой права (например, в силу «революционной» или иной «политической целесообразности»);

2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;

3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.

Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.

Взаимосвязь права и политики.

Процесс принятия закона (законодательный процесс) является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются социальными группами, классами, народами (нациями), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер. Если принципы справедливости и свободы верно отражаются в политике и затем получают законодательное закрепление, можно сказать, что политика соответствует праву. Если политика искажает принципы справедливости и свободы, то соответствующей праву она не становится и существует в форме произвольного законодательства.

Зависимость права от политики:

· любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства);

· политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.

Зависимость политики от права, которое является средством выражения политики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики. Право:

1. конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы (разделение властей, политический плюрализм, статус партий, избирательное право и др.), политические права и свободы граждан;

2. делает легитимными политические решения и органы государственной власти, что обеспечивает им поддержку населения (в том числе не допускает противодействие власти в случае принятия непопулярных решений), определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур;

3. гарантирует (охраняет и защищает) политические права и свободы граждан, обеспечивает механизм их реализации.

Наши рекомендации