Форма правления современного Российского государства.

Форма правления - способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов и взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

По Конституции 1993 г. в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика. С учетом ниже перечисленных признаков можно судить, что в России разновидность смешанной республики: президентская – с широким кругом полномочий Президента.

1)Избирается Президент на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2)Исполнительная власть включает в себя 2 института:

а) Президент избираемый на основе прямых всенародных выборов (как в президентской системе), контроль Президента за деятельностью Правительства. Президент наделен определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся

i) руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой,

ii) право председательствовать на заседаниях правительства,

iii) полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства,

iv) осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.

б) Правительство – высший орган, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство зависит от парламента (как в парламентской системе):

i) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

ii) Характер ответственности правительства перед парламентом:

(1) с Государственной Думой согласовывается назначение председателя правительства;

(2) эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству,

(3) председатель правительства вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии.

(4) Государственная Дума осуществляет контроль в ключевой сфере - бюджетной политике.

(5) председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

3)У Президента обширные полномочия по формированию правительства, направлению его деятельности, а также по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия правительства и других органов государственной власти:

а) правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

б) Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства,

в) принимает решения об отставке председателя и об освобождении от должности отдельных членов правительства,

г) утверждает структуру ФОИВ,

д) вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.

4)Налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес послед­ней, что в какой-то мере нарушает необходимое равно­весие и устойчивость государственной власти в целом. Можно говорить, что в России существует 4я ветвь власти – президентская.

Функции государства: понятие и классификация

Функции государства – это основные направ­ления его деятельности, выражающие сущность, социальное на­значение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Наши рекомендации