Президентская республика как форма правления современного государства

В президентской республике избираемый населением президент является и главой государства и главой правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом. Выборный республиканский парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их ответственности (так называемый импичмент). Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы. Президентскую республику представляют собой, например, США, где впервые была установлена эта форма правления, а также Аргентина, Мексика, Финляндия и другие страны.

Сущность президентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства. Можно выделить следующие признаки президентской республики:

ü и официальным, и фактическим главой государства является прези­дент;

ü президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осу­ществлении власти в стране;

ü президент избирается народом либо коллегией выборщиков и, следо­вательно, независим от парламента;

ü президент назначает и смещает членов правительства (либо единолич­но, либо с согласия парламента);

ü президент возглавляет правительство; правительство ответственно перед президентом; президент является верховным главнокомандующим; президент имеет право вето на законы, принятые парламентом,

ü президент имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненор­мативные акты;

ü президент имеет право распускать парламент (в некоторых государствах);

ü президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

Примеры президентской республики — США, Россия.

25. Парламентская республика как форма правления" современного государства. Смешанные и нетипичные формы правления.

В парламентской республике президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим только представительские, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, визиты за рубеж, вручение наград и т.п.). Выборный парламент формирует и контролирует правительство и вправе выразить ему недоверие, что ведет к отставке правительства. Парламентская республика существует Австрии, Германии, Италии и ряде других государств.

Суть парламентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом.

Парламентская республика имеет следующие признаки

ü парламент является важнейшим из органов государственной власти;

ü правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах;

ü правительство ответственно перед парламентом;

ü фактическим руководителем государства является глава правительства - премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);

ü в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент - номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции.

Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Венгрия.

В некоторых странах имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, т.е. сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом и т.д.). К таким странам относится, например, Франция. Конституция Российской Федерации также устанавливает смешанную президентско-парламентскую форму правления в России.

26. Формы государственного устройства: понятие и виды.

форма государственного устройства (отвечает на вопрос, где сосредоточена власть). Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует разграничение власти между центром и местами. По форме государственного устройства различают унитарные государства простые по составу, имеют единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения), федеративные государства (сложные образования, имеющие в своем составе административно-территориальные или национальные образования — члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности или даже суверенитетом;, империи (сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством; конфедерации (союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач), содружества (организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности;, сообщества (в основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор;

Унитарное государство Унитаризм— государственное устройст­во, характеризующееся централизованным руковод­ством административно-территориальными едини­цами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований, например Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Греция и др. Признаки унитарного государства: один центр властных полномочий; единственная система законодательства; единая судебная система; единая система сборов налогов; имеет исключительно административно-территориальное деление (Франция, Италия); каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Виды:в зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные (в бюрократическом государстве во главе местных ор­ганов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчинены местные ор­ганы самоуправления; демократические формы допу­скают большую степень самостоятельности в выбор­ных органах государственной власти в решении их региональных вопросов) и децентрализованные (цен­тральные органы власти имеют ограниченные права вмешательства в решение местных проблем, и мест­ные органы, избираемые населением, обладают зна­чительным объемом автономии) Федеративное государство

Федерация — это разновидность формы государственного устройства, когда властные полномочия разделены между центром и другими частями государства (соединенное, союзное государство).

Признаки: территория Федерации состоит из территории ее субъектов; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; компетенция между субъектами Федерации и самой Федерацией разграничивается союзной конституцией; субъекты Федерации имеют свои конституционные, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов Федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны); две системы суда (федеральный и верховный); двухканальная система налогов. Виды Федерации: 1)территориальная (например, США, Мексика, ФРГ и др.): 2)национальная (например, Индия): 3)жесткие и мягкие (имеют право выхода, например Канада, СССР);

4)с точки зрения правового статуса субъекта: асимметричные (у одних субъектов прав больше, а обязанностей меньше) и симметричные (равны в правах).

КонфедерацияКонфедерация — это союз суверенных го­сударств, образовавшийсядля решения совместных политических, экономических или военных задач (на­пример, Северная Америка — конец XVIII в., Герма­ния — 2я половина XIX в., конфедерация Египта и Си­рии — середина XX в).

При конфедерации государства, объединяющиеся посредством такой формы, не теряют своего государ­ственного суверенитета. Признаки конфедерации:союз суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей; непрочное временное образование; отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий, входящих в ее состав государств); отсутствие единого гражданства; право свободного выхода субъектов из конфедерации; бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов; в предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов; армия состоит из военных контингентов государственных членов конфедерации.

Исторические факты подтверждают то обстоятель­ство, что конфедеративные образования имеют не­стойкий, переходный характер, они либо распадают­ся, либо преобразуются в федерацию.

Наши рекомендации