Форма правления современного Российского государства.
Форма правления - способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов и взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
По Конституции 1993 г. в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика. С учетом ниже перечисленных признаков можно судить, что в России разновидность смешанной республики: президентская – с широким кругом полномочий Президента.
1)Избирается Президент на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2)Исполнительная власть включает в себя 2 института:
а) Президент избираемый на основе прямых всенародных выборов (как в президентской системе), контроль Президента за деятельностью Правительства. Президент наделен определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся
i) руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой,
ii) право председательствовать на заседаниях правительства,
iii) полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства,
iv) осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
б) Правительство – высший орган, осуществляющий исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство зависит от парламента (как в парламентской системе):
i) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
ii) Характер ответственности правительства перед парламентом:
(1) с Государственной Думой согласовывается назначение председателя правительства;
(2) эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству,
(3) председатель правительства вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии.
(4) Государственная Дума осуществляет контроль в ключевой сфере - бюджетной политике.
(5) председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
3)У Президента обширные полномочия по формированию правительства, направлению его деятельности, а также по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия правительства и других органов государственной власти:
а) правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
б) Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства,
в) принимает решения об отставке председателя и об освобождении от должности отдельных членов правительства,
г) утверждает структуру ФОИВ,
д) вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.
4)Налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. Можно говорить, что в России существует 4я ветвь власти – президентская.
Функции государства: понятие и классификация
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.