Политические идеи античности
В высшей степени значим тот факт, что само слово «политика» происходит от греческого слова «полис», обозначающего особую форму античного города–государства.
Греческий полис для его граждан был тем священным местом сосредоточения социальной и политической деятельности, в границах которого только и была возможна жизнь сообща, в высшей степени исполненная значимости; он представлял собой модель совершенного общества, самодостаточного во всех областях (автаркия).
Греки отождествляли себя со своим полисом, где они находили все необходимое для развития и совершенствования своей личности, как в моральном, так и в политическом плане.
Для греческих мыслителей полис являл собой, прежде всего, определенным образом организованную общность людей. Ведь государство – это люди, а не стены и не корабли, как говорил Фукидид.
Все эти особенности социально–политической жизни древних греков привели к образованию особого типа политической философии, который многие исследователи называют античным или классическим типом политического мышления.
В основе классического типа политической философии можно выделить следующие аспекты.
Во–первых, натурализм. Бытие – и природное, и человеческое – представляет собой единое целое. В таком типе мышления природа является моделью для построения исторических и политических схем, провозглашается тождество времени и вечности: небесного свода и исторического процесса. Целостность мировоззрения проявляется во взаимосвязи таких понятий, как форма и материя, материальное и духовное, божественное и человеческое. У греков Логос (закон, смысл, слово, соразмерность) тесно связан с реальным миром, включающим в себя государственное, политическое устройство, и заставляет задуматься о вечных вопросах. В политическом плане это означает, что в качестве критерия справедливости принимается субстанциальный элемент природы, космический порядок, независимый от субъекта, а определение того, что есть «наилучший политический порядок» по отношению к естественному порядку, осуществляется без учета человеческих потребностей. Необходимость политического порядка, если он установлен в соответствии с обязательными требованиями разума, вписана в скрытый механизм плана природы.
Для Платона и Аристотеля искусство политики есть подражание природе. Из этих положений вытекает также и антиэгалитаристская концепция права: принцип справедливости – не равенство, но пропорциональность, т.е. установление иерархического порядка, имитирующего космический порядок.
Во–вторых, тесная взаимосвязь политических и этических воззрений. В классической парадигме политической философии политике всегда сопутствует этика, при этом этическая перспектива и забота о Благе преобладают над чисто политическими заботами. Отношение политики к общественной жизни аналогично отношению морали к частной жизни. И политика, и этика опираются на метафизический постулат о фундаментальном законе природы. Политическая и моральная добродетели взаимообусловлены. Отсюда и лучшим гражданином считается благой (с моральной точки зрения) человек. Проблема наилучшей формы правления была едва ли не основной в классической политической философии.
В–третьих, античному политическому мышлению присущ телеологизм: и человек, и природа созданы и живут ради определенной цели. Человек – существо, уже от природы предназначенное для социальной жизни (zoon poiiticon). Естественная и начальная форма этого общежития – семья; высшая форма – государство. Цель государства –живая и совершенная добродетель для всех граждан, и государство по сути своей есть осуществление Блага для человека, высшей моральной ценности эвдемонии как полного интеллектуального раскрытия и уподобления божественному состоянию.
Классический дух склонен к стабильности, он и есть сама стабильность. В жизни господствует порядок. Зачем пытаться выйти за рамки замкнутой системы, признаваемой всеми совершенной, зачем обращаться к опыту, все ставящему под сомнение? Классическая парадигма испытывает страх перед пространством, таящим в себе неожиданности, и пытается по мере возможности приостановить неумолимый ход времени. Еще Сенека провозгласил первым признаком уравновешенного ума умение вовремя остановиться и оставаться самим собой. Поэтому классическая политическая мысль всячески стремится избежать любых изменений, которые могли бы разрушить естественное равновесие, сложившееся в обществе.