Причины разрыва царя с ИР и причины свертывания

1. расхождение Ивана IV с ИР по вопросам внешней политики. Адашев считал, что внешняя политика должна быть направлена на юг, Ваня считал, что на северо-запад. В 1560 г. Адашев таинственным образом умирает. ИР распадается.

2. причиной было то, что Ваню стала тяготить ситуация, при кот. от его имени страной управляла ИР.общее видение Вани не совпадало с видением ИР.

24. опричнина ивана грозного

Причины:

1) Первая точка зрения (Ключевский В.О).
Опричнина была обусловлена личными качествами царя, политического значения не имела.

2) Опричнина являлась продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех, кто противостоял его самовластию.
а) цель опричнины – сокрушение боярско-княжеского могущества (Соловьев).
б) О. целилась в остатки удельно – княжеской старины.

3 декабря 1564 г. Иван с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян выехал из Москвы. Он обосновался в Александровской слободе. Отсюда Грозный отправил в начале января 1565г. два послания, которые огласили на Красной площади. В первом он обрушивал гнев и опалу надуховенство, бояр и служилых людей, обвинял их в изменах. Во втором царь объявлял посадским людям, что «гневу на них и опалы никоторые нет». Послания вызвали в городе волнение, «людье» просит царя вернуться на престол.

Царь довольно быстро согласился на уговоры вернуться, но выдвинул свои условия. Он вернется, если «ему на своих изменников разрешено опала своя класти, иных казнити, двор учинить ему и обиход особенный»{неполная цитата}.

Опричнина означала личный удел царя, остальная часть гос-ва называлась земщиной. В опричнине была своя Боярская дума, особая казна, свои приказы, свое войско.

Как считает большинство исследователей, в опричнину были выделены следующие земли: уезды центра (Суздальский, Ростовский, возможно, Костромской, часть Переяславль - Залесского), уезды, пограничные с Великим княжеством Литовским, богатые черносошные земли в Поморье. В опричнину взяли тысячу служилых людей.

Считается, что в опричнину были взяты территории, в которых господствовало княжеско-боярское землевладение. Крупные землевладельцы выселялись на земли земщины. Опричные земли были заселены служилыми людьми или верными слугами царя. Опричнина сопровождалась выселением.

Церковь не поддерживала опричнину. Митрополит Ф. Колычев выступил с обличениями опричнины. Впоследствии заточен в монастырь, задушен.

С 50-х годов Иван хочет уничтожить последнего удельного князя на Руси – Владимира Старицкого {см. причины 2б}, который мог реально претендовать на царствование. В 1569г. Был отравлен.

Опричнина сопровождалась кровавымипреследованиями. Они затрагивали представителей разных слоев населения. В декабре 1569г. войско опричников двинулось на Новгород, который якобы хотел изменить царю. Оно двигалось как по чужой земле, убивая население, грабя города. Погром Новгорода длился 6 недель. Людей убивали, сбрасывая под волховский лед. Подозреваемых тысячами пытали и топили в Волхве. Город был разграблен.

Дальше пришел черед Пскова, но этому городу повезло: Грозный послушал юродивого, которого встретил по пути в Псков. Город спасла суеверность царя.

После возвращения из Новгорода начинаются казни самих опричников, тех, что стояли у ее истоков. На смену приходят наиболее отличившиеся в казнях, Малюта Скуратов и Василий Грязной. Они вошли в Боярскую думу в качестве думных дворян.

Между тем новгородский процесс перерос в «московское дело» (Р.Г. Скрынников). Летом 1570 г. на Красной площади в Москве изощренным казням было подвергнуто более ста человек. Среди них были крупные деятели земского правительства: государственный печатник Иван Висковатый, государственный казначей Никита Фуников, дьяки земских приказов.

Но уже в 1572 г. опричнина была отменена, причем царь запретил своим подданным даже упоминать само слово «опричнина». Но некоторые исследователи полагают, что деятельность опричнины продолжалась под именем «государева двора».

Стремясь к дальнейшему укреплению своей власти и подозревая кругом измену, Иван IV в 1575 г. попытался вернуться к опричным порядкам. Царь провозгласил великим князем всея Руси крещеного татарского хана Симеона Бекбулатовича, а сам принял скромный титул князя московского, у которого был свой удел. Продолжалось это, правда, всего год, после чего Симеон был сведен с великого княжения. Удел же Ивана стал называться двором, и вся территория страны и люди были разделены на земских и дворовых. Правда, это разделение было не таким жестким, как в годы опричнины.

В определенной мере, опричнина являлась продолжением преобразований, начатых при Иване 3. Суть их заключалась в формировании гос. системы, состоящей из самодержавной власти, опирающейся на земский строй.

№ 24. Опричнина Ивана Грозного. (версия номер 2)

Декабрь 1565г. – И.Г. обосновался в Александровской слободе.

Отправил два послания:

1) Дворянству – гневался на них за то что лезли в его политику.

2) Посадским людям (горожанам) Москвы – о том что на них он зла не держит.

Вскоре возвращается на престол но выдвигает требования:

1) «Опричнина» - личные владения царя. (в опричнину входили: центральные земли, земли, граничащие с Литовским княжеством, Поморье)

2) Остальная часть России стала «земщиной». (осталась приказная система управления)

В «Опричнине» была своя Боярская дума и своя армия.

«Опричнина» (как период в истории) началась террором и закончилась тоже террором.

Влияние на РПЦ:

1) 1569г. митрополит Афанасий уходит с поста.

2) Заменившего его Филиппа Колычева заточили в монастырь за неодобрение порядков опричнины.

3) Владимир Андреевич Старицкий был в 1569г. был отравлен вместе с семьей.

4) В 1569г. войско опричников двинулось на Новгород. (убивали и грабили, город разорили)

5) До Пскова Грозный не дошел.

Во главе «Опричнины» встал Малюта Скуратов и палач Василий Грязнов. Они вошли в Боярскую думу в качестве дворян.

Летом 1570 г. на красной площади было казнено более 100 человек.

Но в 1572 г. опричнина была отменена и И.Г. даже запретил своим подданным упоминать это слово.

В 1575 г. Иван 4 попытался вернуть опричные порядки, но продолжалось это всего год и не было так жестко как во время опричнины.

25.культура россии 16в(вопр10 самост)

Факторы культурного развития Руси в XVI:

· Оформление национальных государств

· Языковая и этническая консолидация

· Формирование единых общенациональных стилей в искусстве

Духовную жизнь общества по-прежнему определяло христианское мировоззрение.

Ø Активизировался процесс объединения местных культурных традиций и становление на основе их синтеза единой национальной культуры

Ø Формирование единого национального государства и начало его централизацииявились мощным стимулом для развития культуры.

Ø Большую роль в укреплении определяющих позиций православной церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., регламентировавший церковное искусство.

В качестве образца:

ü В живописи

· Иконография Андрея Рублева

ü В зодчестве

· Успенский собор Московского Кремля

ü В литературе

· Сочинения митрополита Макария и его кружка

Ø Начинают проявляться светские и демократические элементы

Ø Высокая степень патриотизма, преобладание героической тематики

Ø Культура нового государства носила явно выраженныймногонациональный характер

Наши рекомендации