Политические концепции: османизм, пантюркизм, панарабизм

Османизм. Одной из первых форм наднациональной идеологии был османизм — официальная идеология Османской империи до балканских войн 1911 — 1912гг. Согласно доктрине османизма, все народы империи, независимо от расы, веры и языка, являются османами и обладают равными правами. Османизм был призван сплотить, подданных султана, составлявших конгломерат этносов и конфессий, которые все чаще и все настойчивее добивались освобождения от политического деспотизма, произвола турецких пашей, стремились к подлинному уравнению в правах мусульманского и христианского населения. Впрочем, провозглашенное османистами равноправие на деле в условиях тирании турецких султанов означало равенство в бесправии и утверждение господства турецкого этноса.

Пантюркизм. Пантюркизм обязан своим появлением в начале XX в. в первую очередь активности тюркских народов России, главным образом крымских татар и азербайджанцев, отражающей пробуждение их национального самосознания. В какой-то степени он пришел на смену османизму после гибели Османской империи.

Так, например, татарский литератор Исмаил Гаспринский (1851—1914) подчеркивал, что выживание мусульман в христианской России зависит от их сплоченности, и призывал к единству тюркоязычное население, обладающее общностью культуры, языка и духовных ценностей. Особенно большое влияние на современников имел Юсеф Акчура (1876—1935). Он считал, что османизм не может быть действенной политической идеологией в Османской империи. Такой идеологией должен стать тюркизм (или пантюркизм), что позволило бы объединить всех тюрок. Он заявлял, что тюркский мир «включает в себя Османскую империю, часть Ирана, Северный Кавказ, Закавказье, Крым, Казань, Башкирию, Туркестан, Казахстан и ряд областей Сибири».

После неудач Турции в ливийской и балканских войнах в 1911 —1912 гг. османизм как идейное течение начинает уступать место идеологии туркизма — турецкого национализма, сочетавшегося нередко с пантюркизмом и обосновывавшего притязания Турции на господство над тюркоязычными народами и с политикой отуречивания населения Османской империи.

Видный турецкий националист Зия Гёкалп (1875-1924) заявлял: «Страна турок не Турция, не Туркестан. Их страна — это обширная вечная земля Туран» — территории, населенные тюркоязычными народами. Первый президент Турецкой республики Кемаль Ататюрк (1881-1938) поучал: «В сообществе народов есть великая турецкая нация численностью свыше 100 млн.». В программе Народно-республиканской партии Турции, проводящей в жизнь идеи Ататюрка, сказано, что турецкая нация существует извечно. В качестве первоначальной территории, заселенной турками, названы земли от берегов Северного Ледовитого океана к югу, включая Японию, Корею, Китай, Иран, Среднюю Азию и пр. Первым национальным государством турок считается государство хеттов.



Иллюстрация Файл 20.1.Кемаль Ататюрк Кемаль Ататюрк – «отец тюрок». Первый президент Турции.

Популярность пантюркизм не утратил и по сей день. Более того, он заметно активизировался после распада СССР как прежняя концепция духовного «политического объединения тюрок в условиях появления новых суверенных тюркских государств (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан). Возродилась даже идея о «Великом Туране» — мировой державе под эгидой турок.

Турция стремится упрочить свои позиции в Европейском союзе, взяв на себя «прикрытие» тюркоязычной зоны мира в экономическом, политическом и военном отношении как член этого сообщества. Развал СССР и появление на его территории ряда независимых тюркоязычных государств, отчаянно нуждающихся в политической поддержке и инвестициях, открывает широкие перспективы для усиления турецкого влияния, особенно потому, что едва ли не все они берут за образец турецкую модель развития. Так что, кажется, для пропаганды тюркизма открываются новые горизонты.

В турецком обществе появляются лица, испытывающие ностальгию по временам величия Османской империи, среди них возрождаются пантюркистские иллюзии. Они возрождают, в частности, идеи одного из столпов пантюркизма Риза Нури, который считал, что все тюркские народы должны быть объединены в конфедерацию под эгидой анатолийских турок. Его единомышленник Нихаль Атсиз писал в 1950 г.: «Турок — это тот, кто верит, что тюркская нация превыше всего, почитает ее национальную историю и готов жертвовать жизнью за идеи тюркизма».

С конца 1950-х годов в Турции действует крайняя националистическая партия антиамериканской и антисионистской направленности, которая сейчас называется «Партия националистического действия». Она выступает за объединение тюркских народов под девизом «Да хранит Аллах тюрка!», за мощную в военном отношении, экономически независимую «Великую стомиллионную Турцию», государство, которое со временем установит свое господство в мире. Партия исходит из представления о нации как органической целостности, в которой интересы личности, социальных групп, классов совпадают с национальными интересами. Современное общество в Турции должно быть иерархичным, неэгалитарным* подобно традиционному турецкому обществу, так как Бог создал людей разными и каждый человек в социуме занимает свою нишу.

Иллюстрация Файл 20.2.Мечеть Интерьер мечети Рустам-паши.

В 1986-1990 гг. в Турции существовала «Партия Матери-родины», кредо которой — могучая Турция как мать тюркских народов, проживающих за рубежом, а конечная цель — «Соединенные Штаты Тюрков». В 1980-х годах возрастает активность «Очага интеллектуалов», который ставит своей задачей поддерживать контакты с турецкой диаспорой, чтобы она не утратила свою самобытность, выступает против дискриминации турков в Западной Европе.

«Очаг интеллектуалов» и аналогичные организации в последнее время организуют курсы тюркских диалектов, вынашивают идею разработки для них единого алфавита, чтобы облегчить культурные связи между тюркскими народами

Не без влияния «Очага интеллектуалов» с 1993г. в школьных учебниках помещается карта Турции с обозначением территорий, населенных тюркоязычными народами.

В 1993 г. в турецком городе Анталия состоялся Конгресс дружбы и братства тюркских государств и общин, выступающих за укрепление политических и культурных связей между тюркскими народами. Конгрессу было предложено выработать единый для всех алфавит из 34 букв. Идеологию «Очага» отражали публикации в популярной тогда газете «Тюркие». Основные темы публикаций сводятся к следующему:

— констатация национальной тюркской идентичности на базе общих языка, религии и культуры;

— национальное достоинство тюрков с подчеркиванием значения Турции в семье тюркских народов как старшего брата, души тюркского мира и т.п.; предпочтительность турецкой модели развития; стремление показать, что будущее принадлежит тюркам.

На фоне всплеска экстерриториального национализма в республиках бывшего СССР наблюдается спорадическое проявление тюркского национализма. В частности, в Узбекистане появилась идея создания языка по типу эсперанто для тюркоязычных народов, с 1992г. выходит журнал «Турон тарихи» («История Турана — страны тюрков»). Партия Алаш (Казахстан) не признает существование отдельных тюркских этносов — все они тюрки и только! Партия пропагандировала идеи тюркизма и мусульманской солидарности, выдвинув лозунг: «Ислам-тюркизм-демократия», украшавший первую полосу партийной газеты «Аль-Хакк» («Истина»). Пантюркистские настроения особенно отчетливо проявляются в постсоветском Азербайджане, прежде всего в программе Народно-демократической партии Азербайджана, выступающей за светское государство пантюркистской ориентации. В октябре 1992г. из нее вышла международная народно-демократическая партия «Туран», которая ставит целью пропаганду тюркского взгляда на мир, философии и истории тюркских народов.

В 1990-х годах, в период правления президента Абульфаза Эльчибея, считавшего азербайджанцев турками, в Азербайджане активизировались «Серые волки» — аналог боевой организации турецкой Партии националистического действия.

Впрочем, для пантюркизма, ориентированного на политическое объединение тюркских народов в эпоху, когда они на обширных территориях бывшего СССР только-только обрели национальную независимость, перспективы, по-видимому, нет. Хотя турки могут рассчитывать на укрепление своего геополитического влияния, опираясь, в частности, на языковую, этническую, культурную близость.

Наши рекомендации