Тема 6. Идеологии национально-освободительного движения.

Эволюция современного национализма на Востоке.

Национализм. Общим явлением для политической мысли народов колониальных и зависимых стран было формирование идеологии организованного национально-освободительного движения представителями новых, преимущественно средних, городских слоев, которые добивались социально-экономического переустройства общества на современной основе, возможности самовыражения и самоуправления. Развитие национализма может рассматриваться как главное направление в общественной мысли народов Востока первой половины XX столетия.

Национализм на Востоке был результатом осмысления национальной ситуации и национальных интересов через призму европейских идей и теорий. Египетский националист Ораби-паша вспоминал: «Меня особенно сильно поразила книга о Бонапарте… Она подтолкнула меня к пониманию необходимости защитить родину от алчности иностранцев. Я понял, что моей стране нужно парламентское, конституционное правление».

Иллюстрация Файл 19.1.Наполеон Давид. Наполеон в рабочем кабинете.

Если народно-освободительные движения добуржуазного типа имели целью защиту традиционных форм жизни, то лидеры национально-освободительных движений были «одержимы желанием догнать Европу», хотели, чтобы «отсталый» Восток стал вровень с «передовой» Европой как достойный или равный партнер. Главным было превращение колониального или полуколониального государства в современное национальное. Их девизом были антиколониализм, антиимпериализм и строительство гражданского и политического общества национального типа по западноевропейской модели.

Всю первую половину XX в. Запад оставался для восточных народов источником освободительных и демократических идей, моделей экономического и социального прогресса. Но эти идеи и модели преобразовывались соответственно политической, экономической и социокультурной специфике, национальной психологии. Они составили теоретическую основу национально-освободительной борьбы, а после обретения политической независимости — национальных программ развития, направленных на достижение равноправия в планетарном сообществе взаимозависимых наций и утверждение национальных культурных ценностей в общечеловеческой цивилизационной шкале.

В 1914 г. Р. Мукерджи, автор книги «Фундаментальное единство Индии», писал: «Утверждение, что Индия есть якобы только географическое понятие, конгломерат этносов, традиций и языков, открыто провозглашается многими нынешними правителями от Цейлона до Афганистана. На деле же Индия — это воплощенное единство, Мать-Богиня единой духовной культуры, Индия и индуизм — это тело и дух». Он считал, что признание единства Индии как родины всех населяющих ее народов есть предварительное и обязательное условие национального развития и формирования индийской нации.



Иллюстрация Файл 19.2.Трезубец Поклонение священному трезубцу. Раджастхан.

Однако на деле в силу склонности к гиперболизации национальных особенностей национализм нередко перерастал в шовинизм и расизм. Такая трансформация была характерна преимущественно для воинствующего национализма независимых наций (Япония) или государственного национализма в многоэтнических государствах, как супернационализма, который, по существу, закреплял руководящее положение господствующего этноса.

В многоэтнических государствах шовинизм и расизм, по-видимому, естественный результат неизбежной борьбы между силами этнолингвистического и государственного национализма, когда утрачено единство интересов господствующего и зависимых этносов. Они паразитируют на противоречиях между этими силами.

Вторая мировая война способствовала резкому росту национального самосознания народов Востока. Можно утверждать без особого риска впасть в преувеличение, что после войны национализм как победоносная идеология и инструмент государственной интеграции стал господствующим на официальном уровне.

Формирование идеологии национально-освободительного движения повсюду начиналось с воскрешения памяти о былом величии народа, его «золотом веке», с воспитания чувства патриотизма и формирования национального самосознания. Символы и легенды – древние и вновь сотворенные – были призваны объединить народ в борьбе за независимость, сформировать у него чувство принадлежности к особой группе.



Иллюстрация Файл 19.3.Вишну Следы бога Вишну с нанесенными символами Мироздания – объект поклонения.

Исключительное место в национальной жизни занимала проблема национального языка и культуры. Они выдвигались в качестве основного фактора формирования нации. Язык и культура выступали как основная, несущая конструкция концепции турецкого национализма, предложенной в начале XX в. Зией Гёкалпом, который включал в границы турецкого мира всю область обитания тюркоязычных народов с турками во главе. Отталкиваясь от представления о турках как нации, обладающей оригинальной культурой, он утверждал, что патриотическая мораль обусловлена священным характером национальной принадлежности турок.

В странах с многоязычным населением в период становления национального движения и национальных государств проблема общенационального языка приобретала крайнюю остроту.

В 1920-х годах в качестве общенационального языка в Индонезии выдвигался малайский, который издавна служил средством общения, обслуживающим нужды межостровной торговли. Процесс консолидации филиппинской нации нашел, в частности, выражение в попытках утверждения общефилиппинского языка. Филиппинский националист К. Ректо (1896—1960) призывал принять тагальский язык в качестве официального на Филиппинах. Он говорил: «Более чем что-либо иное общий язык местного происхождения может обеспечить единство нашего народа, сохранить специфичность нашего национального самосознания».

Иллюстрация Файл 19.4.Хабиби Президент Индонезии Хабиби с женой Айнун в одном из кварталов Джакарты пытается успокоить этнических китайцев.

Национализм до сих пор остается идеологией прежде всего средних, преимущественно городских слоев, национальной буржуазии и государственной бюрократии. Чем ниже социальная страта, тем больше национализм в ней приобретает черты «туманной социально-психологической ориентации», некоторой политической абстракции.

При этом национализм становился всенародной идеологией лишь постольку, поскольку обретал черты популизма, соединяясь, в частности, с религией, традиционными философско-религиозными учениями как воплощенной традицией. Национализм созвучен присущему народному сознанию недоверию к «чужакам», «пришельцам», угрожающим прочности жизненных устоев, и отвечает постоянной готовности народа оказать сопротивление чужеземцам и инородцам в случае как подлинной, так и мнимой опасности, тем более что они зачастую иноверцы.

Массы связывали с успехами национализма не только облегчение жизненных тягот, обретение свободы и независимости, но и осуществление мечты о возрождении культурной идентичности, возвращении «доброго старого времени».

Так что народная борьба за освобождение, которая велась под руководством политических лидеров, неизбежно приобретала национальный характер, даже когда облекалась в религиозную форму, если ее конечной целью было национальное государство.

Наднациональные идеологии. Наднациональные идеологии — условное название таких течений в общественно-политической мысли, которые абсолютизируют подлинное или иллюзорное единство социальных или политических макрогрупп на общей территориальной, расовой, этнокультурной, религиозной основе, причем системообразующими элементами таких идеологий выступает, как правило, что-нибудь одно. Таковы, в частности, паназиатизм и панисламизм, пантюркизм и религиозный национализм.

Необходимость наднациональных идеологий возникла прежде всего в многоэтнических государствах, где обычный государственный национализм претендовал на роль выразителя интересов всего населения, а на деле выражал преимущественно интересы наиболее сильного этноса. Так, например, в Ираке арабско-иракский национализм вступал в противоречие с курдским, в Индии – индийский с ассамским и т.д. Это вызывает раздвоение национального самосознания. С одной стороны, человек чувствует себя узкой этнической группой, говорящей на своем языке, с другой – для внешнего мира он отождествляет себя с более широкой национальной общностью. Так индонезийские националисты заявляли еще в 1940 г.: «В своем кругу мы называем друг друга яванцами или малайцами и т.п. Но вовне мы все индонезийцы».

Иллюстрация Файл 19.5.Акция Очередная акция турецкой полиции в курдском селении.

Эта раздвоенность преодолевалась тенденцией к сплочению населения страны в процессе образования государства-нации, быстрее там, где между населяющими страну народами существовала этническая, языковая, конфессиональная и психологическая общность, совпадали их интересы.

Контрольные вопросы:

  1. Почему национализм стал главным направлением в общественной мысли народов Востока? В чем заключается его своеобразие?
  2. Какое место в национальной жизни стран Востока занимает проблема национального языка и культуры? Приведите примеры.
  3. В чем заключаются особенности восприятия идей национализма народными массами стран Востока?
  4. Каковы причины перерастания национализма в шовинизм и расизм?
  5. Что характерно для наднациональных идеологий? Какова была необходимость их возникновения в ряде государств Востока?

Наши рекомендации