Основные тенденции развития общественной мысли на Востоке в постколониальный период

Модернизация восточного общества во второй половине XX века. Восток второй половины XX века постепенно превратился из зависимого объекта колониальной и неоколониальной политики Запада в самостоятельную силу на международной арене. Тем не менее, западные державы стремились и в новых условиях сохранить и даже расширить свои позиции в странах Востока, привязать их к себе экономическими, политическими, финансовыми и прочими узами, опутав сетью соглашений о техническом, военном, культурном и прочем сотрудничестве. Если же это не помогало или не получалось, то западные державы, особенно США, не колеблясь, прибегали к насилию, вооруженной интервенции, экономической блокаде и прочим средствам давления в духе традиционного колониализма.

Вторая половина столетия была особенно отмечена резким убыстрением социального и идеологического развития восточных обществ (мощным катализатором такого ускоренного развития стала вторая мировая война). Происходило не только зарождение новых социальных слоев, классов, прослоек и категорий, но и изменение качества самого общества. Печать модернизации и даже «вестернизации» все более отчетливо определяла социальный, политический и идеологический облик Востока, тем не менее оставшийся пестрым и многообразным.

Иллюстрация Файл 18.1.Сингапур.1. Сингапур. Жилой квартал в испанском стиле.
Иллюстрация Файл 18.2.Сингапур.2. Сингапур. Тротуары убирают с помощью пылесосов и моют с мылом.

Оставаясь многоукладным, пестрым и многообразным в социальном отношении восточное общество качественно менялось. В его составе увеличивалась доля современных, модернизированных структур: пролетариат, национальная буржуазия, новые группы средних слоев городского общества, в которые вошли новая бюрократия, офицерство, а главное интеллигенция, включая ее компонент – студенчество. Соответственно уменьшалась доля структур традиционных, архаичных. Модернизация любого восточного социума (сельской общины, региона или землячества, города или отдельного его квартала, этноконфессии или входящего в нее религиозного братства) шла либо через «капитализацию», т. е. развитие частного предпринимательства и рынка, либо через насаждение государством «сверху» более современных методов хозяйствования, политической и производственной культуры, новейшей технологии и организации труда (управляемая модернизация). Обычно сочетались оба канала модернизации. Но первый преобладал там, где инициатива принадлежала иностранному капиталу (почти во всех колониях или бывших колониях) или где успел заявить о себе национальный капитал (например в Индии, Турции, Египте до 1952 г. или после 1970 г.). Второй канал имел преимущество в странах с военными или революционными режимами, в частности, в Бирме, Индонезии, Сирии, Египте с 1952 до 1970 годов. Но и во втором случае огосударствление экономики всегда было неполным и объективно преследовало цель защищать слабую национальную экономику от внешних конкурентов, дав крышу и помощь местному предпринимательству, находящемуся в трудной стадии становления. На фоне именно таких социальных процессов, испытывая их непосредственное и формирующее влияние, происходило дальнейшее, постколониальное развитие общественной мысли и политических идеологий на Востоке.



Иллюстрация Файл 18.3.Амман Иордания. Амман. Среди старых домов новые здания – настоящие небоскребы

Нарастание кризиса интеллектуальной элиты в постколониальный период. От модернизации экономической, политической и социальной зависела последующая идеологическая модернизация. В новом общественном спектре главным генератором идей и новых политических идеологий выступила интеллигенция. В нее входили группы, различающиеся по имущественному положению (интеллигенция буржуазная или мелкобуржуазная), по политическим пристрастиям (умеренная или радикальная), но именно для нее (особенно для ее мыслящей элиты) идеи стали главным объектом деятельности. Образовавшийся в постколониальный период относительно многочисленный слой интеллигенции по своей структуре, по характеру своей деятельности призван был более или менее адекватно отражать умонастроения всех классов и социальных групп и формировать их отношение к миру.

Творческая интеллигенция современной формации готовила демократический и социальный переворот, закладывала теоретическую основу национально-освободительного движения. Еще в первой половине XX в. писатели и публицисты стали властителями дум молодежи, несли факел свободы и прогресса. При всех расхождениях во взглядах, они были едины в стремлении защищать национальные интересы и идеалы.

Правда, со временем духовный и интеллектуальный подъем в период завоевания и утверждения независимости сменился падением социальной активности. Афро-азиатская интеллигенция не успевает, а возможно и не стремится успеть за переменами. Интеллектуальную элиту и массы разделяет стена. Для масс важной оказывается не общественная полезность знаний, не идейная убежденность интеллигента, не глубина и значимость его взглядов, а принадлежность к слою образованных людей, которая открывает путь к власти, привилегиям, личному благополучию.

Иллюстрация Файл 18.4.Исламский Университет Исламский Университет Имама Мухаммеда ибн Сауда.

Сингапурский социолог Х. С. Алатас в связи с этим писал в 1970-х годах: «Во многих развивающихся странах отсутствуют условия для формирования интеллектуальной элиты; нет общественного признания, нет спроса на интеллектуала. Средства массовой информации находятся в руках правительства или тех, кто не может по достоинству оценить интеллектуальный труд. В университетах отсутствует атмосфера, которая способствовала бы активной умственной деятельности. Писатели и издатели не помогают выращивать элиту».

Трудно просчитать все причины кризисного состояния значительной части творческой интеллигенции на Востоке. Во всяком случае, одна из причин состоит в смене задач национально-освободительной революции, к чему интеллектуалы не были готовы. После обретения политической независимости центр тяжести национальных усилий переместился на экономическое развитие и социальные отношения. Общественных деятелей, которые возглавляли освободительную борьбу, сменили политики и бюрократы. Интеллектуальная элита была оттеснена от центров принятия решений и надолго смирилась со своей участью. Казалось, ее роль выразителя национального недовольства была исчерпана.

Однако события очень скоро показали, что прямой связи между независимостью и благосостоянием народа нет. И опять интеллигенция обратилась к идее национального возрождения в сообществе равноправных народов, стала мечтать об экономическом росте и социальной стабильности, уповая на цивилизаторскую миссию Запада. Но в ответ столкнулась с неоколониалистской угрозой, с опасностью утраты самобытности в процессе «вестернизации», с неспособностью национальной власти разрешить многочисленные проблемы общества.

Несоответствие между мечтой и действительностью создавало предпосылки для появления новой интеллигентской оппозиции. Но оппозиция не сложилась, критическая мысль не стала действенным инструментом преобразований. Изменился и социальный статус мыслящей элиты, произошла ее «пролетаризация». Еще в первой половине XX в. она была в основном независима в экономическом отношении, поскольку ее представители были выходцами из состоятельной купеческой, аристократической, военной или бюрократической среды. Теперь же интеллигенция живет главным образом на жалованье, заработную плату, гонорары в условиях хронического дефицита занятости в большинстве стран Востока. Интеллигенция быстро превращается преимущественно в служилую, нередко политически ангажированную силу. Это лишает ее свободы выбора, ограничивает ее возможности добиваться заветной цели – эмансипации личности, свободы общества.

Иллюстрация Файл 18.5.Астрономы Арабский мир подарил человечеству первых астрономов. Представители современных ученых-астрономов.

Одна часть творческой интеллигенции эмигрирует, другая замыкается на собственных переживаниях, третья предпочитает писать на сюжеты из отечественной истории о давно минувших днях и т. д. Мыслящая элита ощущает собственную отстраненность, неустойчивость, которая вызвана несоответствием между традиционным укладом жизни и чувством этнической принадлежности, с одной стороны, и приверженностью западной культуре – с другой. В то же время она начинает осознавать зыбкость положения между своей и чужой культурой, невозможность полностью принять ту или иную. Она наполовину принадлежит Востоку, наполовину – евро-американскому миру, не будучи до конца своей ни здесь, ни там.

Запад как главный источник ценностей для интеллектуалов и модернизаторов оказался и самым безжалостным разрушителем традиционного мира, в котором они выросли, которому принадлежат и в котором черпают силу национального самоутверждения. Они находятся между желанием овладеть арсеналом западной культуры и бунтом против восточной косности, слепой приверженности своим «корням» и протестом против засилья Запада и западного образа жизни.

В то же время кризис интеллектуальной элиты не следует абсолютизировать. Пусть большая ее часть политически пассивна, но в ней есть и социально, и политически активная часть, остающаяся творцом и носителем новых идеологий. Особую общественную значимость придает интеллигенции тот ее мятежный компонент, который не прекращает борьбу за гармонизацию социальных отношений и справедливый общественный порядок.

Иллюстрация Файл 18.6.Инженеры-электронщики Нынешнее поколение саудовцев. Высококвалифицированные инженеры-электронщики.

Основные направления движения общественной мысли на Востоке во второй половине XX в. В целом, развитие общественной мысли и политических идеологий определяют конфликты разной глубины на разных уровнях и в различных сегментах социально-экономической, социально-политической и социально-культурной системы. Переходному состоянию общественных структур на Востоке соответствует переходное состояние психологии, идеологий, ценностной шкалы, общественного сознания вообще.

Переходное состояние – результат современной модернизации, изменившей нормы, установки, роль, ориентиры. Появление множества новых социальных групп и связей, индивидуализация потребностей и соответственно новое осмысление и новые подходы к жизненным проблемам сопровождается ростом конфликтности. Общественная мысль отражает взаимодействие идеалов различных социальных групп. Идеалы фиксируются в соответствующих концепциях и программах. Сформулированные в общем виде эти идеалы часто оказываются в чем-то сходными, что позволяет говорить об общечеловеческих ценностях. Однако конкретные черты и пути достижения целей обычно существенно расходятся, и взаимодействие идеалов происходит по большей части в форме столкновений и конфликтов на поле отношений между государством и обществом, индивидуальным и коллективным началом, традициями и современностью, религиозным и светским, мистическим и научным и пр.

Вторая половина XX в. отмечена тремя событиями, которые определили основные направления движения общественной мысли на Востоке. Во-первых, это крах колониальной системы, в результате чего бывшие колониальные и зависимые страны стали субъектами истории, поднялась мощная волна самоопределения наций (а также народов и этносов). Во-вторых, появление интегрированных схем, знаменующих начало перехода человечества в качественно новую фазу социально-экономического развития – в постиндустриальную эпоху, что уже повлияло на характер международного разделения труда. Наконец, в-третьих, кризис мирового социализма после распада СССР.

Иллюстрация Файл 18.7.Аравия сегодня Молодая Аравия сегодня.

Масштабность этих событий очевидна, хотя для ее осмысления необходима историческая дистанция. Уже два-три поколения на Востоке выросли в информационном пространстве, насыщенном такими словами и понятиями как нация, народ, партия, право, закон и справедливость, историческое наследие, традиции, колониализм, империализм, слаборазвитость, социализм, демократия и т. п. Но эти слова и понятия воспринимаются людьми по-разному, и мировоззрение отдельных людей и социальных групп, духовная атмосфера общества, его представление о себе и о других складываются в условиях противоборства и компромисса между конфликтующими интересами и взглядами.

Полюсами общественно-политической мысли на Востоке являются, с одной стороны, официальные идеологии и программы (официальная интерпретация государственного интереса), а с другой — взгляды экстремистской оппозиции. Между этими полюсами находятся идейные конструкции интеллектуальной элиты, неформальных лидеров, программы оппозиционных организаций и партий. Они составляют палитру сходных или несходных, созвучных или несозвучных официальной идеологии или прямо противостоящих ей концепций и взглядов.

Господствующей идеологией на Востоке явно или завуалировано становится национализм, который накладывает свою печать на все проявления общественной мысли. В центре идеологической борьбы повсеместно находятся проблемы власти, функционирования политических институтов, их способность обеспечить государственную и национальную интеграцию, стабильность общественных структур и экономический рост. В конечном счете именно проблема власти, прежде всего политической, в бесконечных проявлениях господства-обладания-присвоения была, остается и останется главной для общественной жизни, стержнем социальных конфликтов: классовой борьбы, напряженности межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для восточной мысли конца XX в. все еще остается актуальной тематика, со времени пробуждения Востока составлявшая ось общественного сознания и связанная с выявлением последствий столкновения национального и интернационального начал. Следует еще раз подчеркнуть, что наряду с уверенно набирающей силу тенденцией в пользу культурного синтеза, несмотря на временные откаты, компромиссы, все более настойчиво звучат голоса «почвенников», выступающих за отказ от свойственных западному обществу ориентации на интерес, рациональный выбор цели, радикальный индивидуализм, в пользу моральных и духовных ценностей как основы восточной общественной организации, коллективизма и т. п. В условиях нарастания социальной, экономической, религиозно-политической нестабильности в «низах» повышается волна экстремизма, а в официальных кругах формируется так называемое «третьемирское сознание» (теперь, может быть, вернее сказать — самосознание «второго мира») как результат осознания развивающимися странами общности интересов в борьбе за более справедливый мировой порядок.

Другая особенность — частая смена официальных идеологий как показатель нестабильности восточных обществ. Политический либерализм, который утвердился было в первые десятилетия после второй мировой войны, в 1960-1970-е годы был вытеснен мелкобуржуазной идеологией в виде концепций национального или религиозного социализма. В 1980-1990-е годы эти концепции, как и марксистский социализм, в свою очередь уступают напору реформистских национально-либеральных течений. Например, государственный национализм в Индии испытывает постоянное давление со стороны экстерриториального и лингвоэтнического национализма, религиозно-политических движений. В СССР интернационалистская идеология не смогла устоять против всплеска национализма. После сепаратного мира, заключенного между Египтом и Израилем в 1978 г., в упадке находится наднациональная идеология арабского национализма. И так далее.

Иллюстрация Файл 18.8.Три пирамиды Общий вид трех пирамид: Хеопса, Хефрена и Микерина
Иллюстрация Файл 18.9.Золотой Иерусалим Золотой Иерусалим

Выбор стратегии развития в постколониальную эпоху и формирование официальных государственных идеологий. Кажется бесспорным, что страны Востока двигаются по общемировому пути развития. Но процесс универсализации в восточных обществах имеет своеобразие, поскольку они вступили в постколониальную эпоху в неравных стартовых условиях. Они занимают разное место в международном разделении труда, оказались включенными в разные геополитические конструкции: одни — в сферу мирового капиталистического хозяйства, другие — в орбиту мировой социалистической системы. Отличаются они и по природным условиям, по уровню экономического развития и принадлежности к тем или иным культурным ареалам. Каждая страна Востока ищет свой путь к стабильности и процветанию, сообразуясь со своими возможностями. Но не только. Законы общественного развития преломляются через особенности местных культур и мировосприятия. Народы по-разному реагируют на внешний вызов, даже когда он один для всех, например угроза мировой войны. В одних странах идеология формируется под влиянием преимущественно государственных интересов и общенациональных целей, определяющих общественную потребность в адаптации к меняющейся обстановке, в других — государственная идеология деформировала и государственный интерес, и государственную политику в угоду утопической цели.

О специфике стран Востока вообще и каждой в отдельности написано много. Здесь представляется необходимым лишь подчеркнуть важность цивилизационного своеобразия, во многом определяющего характер и проявление общих закономерностей эволюции общественной мысли.

Временные вехи развития общественной мысли на Востоке в постколониальную эпоху как никогда определяются событиями мирового значения. Первые два послевоенных десятилетия — это период становления национальных государств, интенсивных интеграционных процессов, формирования государственного национализма. Главным для бывших колониальных и зависимых стран была замена колониальной администрации национальными структурами, преодоление регионализма*, этноцентризма*, трайбализма* и конфессионализма* через достижение определенного уровня общественного согласия. То было время высокой активности общественных сил. Интеллектуальная элита была захвачена идеей служения обществу. Для нее такие просветительские установки, как свобода, гуманность, социальная справедливость, преодоление отсталости, были моральным императивом. Стержнем же официальной идеологии становится государственный национализм, высшей целью которого является защита интересов государства в международных отношениях. Усиливается тенденция к национальному самоутверждению и соответственно — интерес к культурному наследию, традициям. С 1990-х годов этот путь повторяют страны СНГ.

Стремление большинства молодых суверенных государств освободиться от неоколониальной зависимости во многом определило их выбор стратегии развития. Еще в 1950-х годах экономические проблемы в целом решались в прагматическом ключе по канонам капиталистического рынка — опыту Запада придавалось универсальное значение. Впрочем, успехи бывшего СССР, Китая, стран Восточной Европы в решении ряда экономических и социальных проблем побуждали политический авангард многих афро-азиатских государств к поиску некапиталистического пути развития. Благодатную почву там находил социализм как теория экономического роста и обеспечения социальной справедливости. Общественная мысль оказалась под сильнейшим воздействием социалистических идей, причем леворадикальные течения отталкивались от марксизма как целостной научной теории и идеологии.

Иллюстрация Файл 18.10.Конго Торжество по поводу провозглашения независимости Конго.

Социализм на платформе догматизированного марксизма в своих крайних формах — советской и близкой к ней модели — отличался идеологизацией всей общественной жизни, направляющей ролью одной партии, гипертрофированно планируемой и контролируемой государством сферой производства и распределения. Влияние социализма было так велико, что до середины 1980-х годов положительная или отрицательная реакция на него была характерной чертой общественной мысли. С социализмом соотносились концепции развития, даже мало имеющие с ним общего. Но уже в 1960-1970-х годах во многих развивающихся странах назревает кризис доверия как к капиталистической модернизации, так и к советскому и ему подобным моделям развития, которые оказались неэффективными на Востоке, возрастал разрыв между развивающимися и развитыми государствами в экономическом отношении и по уровню жизни населения.

Системная несовместимость заимствованных моделей развития с возможностями полутрадиционного общества привела к появлению альтернативных концепций. Одни отвергают и капитализм, и социализм, другие предлагают рецепты оздоровления, составленные из элементов социализма и капитализма. Историческому опыту Запада уже не придается универсальное значение. К осознанию собственной отсталости по сравнению с индустриальным миром во многих отношениях добавляется сознательное стремление доказать преимущество Востока перед Западом. С альтернативными концепциями связываются чаяния о процветании и обретении достойного места в мировом сообществе при сохранении национальной самобытности. 1970-е годы во многих афро-азиатских странах отмечены «исправлением ошибок» — пересмотром стратегии развития в связи с качественным изменением неоколониальной системы в результате достижений НТР и структурного кризиса начала 1970-х годов, а также переменой роли стран Востока в мировой экономике.

В 1970-1980-х годах выдвигаются реформистские концепции в социал-демократическом духе и растет популярность либеральных идей при падении влияния леворадикальных взглядов, обострился начавшийся в 1960-x годах кризис революционных движений. Вместе с тем набирают силу крайние консервативные течения, проникнутые духом коммунализма, религиозного фундаментализма охранительного толка, возрастает влияние религии и традиций на общественное сознание. С окончанием «холодной войны» как для либеральных, так и для крайне радикальных правых взглядов сложилась благоприятная обстановка, левые силы, напротив, утрачивают свои позиции.

Иллюстрация Файл 18.11.Талибы Тактические занятия в военном лагере талибов. Талибы – исламские фундаменталисты, захватившие власть в Афганистане во второй половине 1990-х годов.

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте два канала модернизации и связанные с ними качественные изменения восточного общества во второй половине XX в.
  2. Каковы причины кризисного состояния значительной части современной творческой интеллигенции на Востоке? В чем оно проявляется?
  3. Как развивалась общественная мысль в странах Азии и Африки во второй половине XX в.? Что определило формирование ее основных направлений?
  4. Какое влияние на содержание официальной государственной идеологии оказал выбор стратегии развития стран Востока в постколониальную эпоху?

Повторительно-обобщающие задания к теме «Синтез традиционного и современного на Востоке: эволюция и полюса развития общественной мысли»:

  1. При взаимодействии между обществами разных уровней развития стоящее на более низкой ступени, как правило, усваивает только те элементы чужой культуры, которые могут быть ему полезны. Впрочем, в итоге полезным оказывается все, что способно постепенно одолеть традиционные силы отторжения нового, внедрить в чужие структуры и создать в них свою «микрофлору». На основе знаний, полученных при изучении курсов истории, обществознания и данного элективного курса, определите, какие качественные изменения начали происходить в восточных обществах после вовлечения их в орбиту мирового капиталистического хозяйства? Как они повлияли на развитие общественной мысли в странах Востока?
  2. На Востоке, время от времени, появлялись пропагандисты новейших европейских идейных течений. Так, например, государственный деятель Османской империи конца XVIII – начала XIX в. Многие ученые считают, что подобные предложения опережали свое время, появлялись там, где отсутствовали условия для их реализации. Согласны ли вы с подобной точкой зрения. Обоснуйте свое мнение фактами из жизни Османской империи XIX в.
  3. Новые средние слои восточных обществ были порождением экономической и культурной эволюции нового времени. В их услугах нуждались феодальные режимы, потому что они были носителями современного знания – знания европейской практики ведения дел. Они составляли кадры государственного механизма. Они были нужны высшим классам и администрации в качестве организаторов функционирования колониального общества, связей между общественными верхами, администрацией и низами.

В то же время именно в новых средних слоях, относительно очень немногочисленных, зрело понимание не только собственного униженного положения, но также и степени отсталости и зависимости своей страны, ее нужд; их представители возглавляли национальные движения политического протеста, составляли авангард прогрессивных сил; прежде всего у них чувство необходимости перемен перерастало в осознанное стремление к переменам. В XX в. общественная активность перестала быть исключительной прерогативой элитарного круга интеллигенции. Какие еще социальные слои восточного общества и почему захватила политическая активность? К каким историческим процессам и событиям это привело в странах Азии? Приведите примеры.

  1. При всем своеобразии общественной мысли народов ее горизонтальный срез в соответствующих исторических фазах обнаруживает общие для всех черты. Пробуждение Востока также привело к появлению общих тенденций развития общественной мысли стран Азии и Африки в XIX – XX в. Попытайтесь подтвердить эту мысль с помощью материалов данного учебного пособия и дополнительной справочной литературы.
  2. Лорд Т.Макколей в докладной записке генерал-губернатору Индии в 1835 г. так сформулировал цели колониальной администрации: «Мы должны приложить все усилия, чтобы создать прослойку, которая могла бы служить посредником между англичанами и миллионами туземцев под английской властью, прослойку индийскую по крови и по цвету кожи, но английскую по вкусам, взглядам, морали и складу ума». Появилась ли в странах Востока прослойка людей, совершенно отвечающих формуле Макколея? Свой ответ обоснуйте. Охарактеризуйте убеждения этих людей.
  3. Представителями какого направления общественной мысли являлись следующие авторы: 1) Ливанец Эдвард Атыйи: «Мне представлялось, что все, все буквально изобретено очень мудрым европейцем. Европейцы – умнейший в мире народ, много умнее восточных народов, которые никогда ничего не изобрели»; 2) уроженец Мартиники Франц Фанон: «Колонизованным движет зависть к колонизатору. Колонизованный смотрит на европейский город жадным, завистливым взглядом. Он грезит об обладании. О всех видах обладания: сидеть за столом европейца, спать в его постели, если возможно, с его женой. Он мечтает “занять место европейца”»; 3) министр иностранных дел Японии: «Давайте превратим нашу империю в империю европейского типа, наш народ – в народ европейского типа, создадим новую империю европейского типа на берегу Восточного моря»; 4) политический лидер Индонезии Султан Шарир: «Восток должен стать Западом в том смысле, что должен обрести столько же жизнеспособности и динамизма, сколько у Запада»; 5) классик новоарабской литературы Таха Хусейн: «Мы должны стать частью Европы… ее партнером по цивилизации во всем, что есть в ней доброго и дурного, сладкого и горького, в том, что в ней любят и что ненавидят, что превозносят и что осуждают»; 6) первый президент Турецкой Республики: «Мы должны приспособиться к европейцам во всем, даже в одежде». Каково отношение данных авторов к западной цивилизации? К пути развития и к дальнейшей судьбе стран Востока? Можно ли отнести их к сторонникам абсолютной ассимиляции, полного усвоения культуры колонизаторов? Каковы, на ваш взгляд, причины возникновения подобных взглядов в среде восточной интеллигенции? Можно ли сказать, что данными авторами движет зависть колонизованных к колонизатору?
  4. В Европе господствовало мнение об отсталом Востоке и передовой Европе: одна – промышленник, творец, организатор, другой – сеятель и торговец; одна – производитель, другой – потребитель; одна делает историю, другой служит объектом истории; одна активна и предприимчива, другой пассивен, уповает на волю провидения. Можно ли утверждать, что такое же представление о народах Востока проникло в сознание большей части восточной интеллигенции? Попытайтесь в ходе дискуссии определить степень проникновения идей западников в страны Востока, менялась ли она на протяжении первой половины XX в.? Существовали ли противники подобного мировоззрения? Чья позиция была более правильной: сторонников или противников этих взглядов?
  5. Подготовьте таблицу «Просветительство на Востоке».
Линия сравнения Название направления Название направления Название направления

Для линии сравнения можете использовать следующие показатели (или подготовить свои): 1) Исторический период существования; 2) Состав сторонников; 3) Причины и предпосылки зарождения; 4) Цель программы; 5) Что подвергали критике; 6) Основные идеи:

- Отношение к человеческой личности, какой она должна быть?

- Источники развития общества

- Отношение к вопросу веры

- Отношение к научному знанию

- Отношение к соотношению разума и веры

- Роль и задачи образования в достижении целей

- Отношение к национальным культурам, традициям

- Какой смысл вкладывали в понятие равенства

  1. Существует мнение, что на Востоке не было условий для развития буржуазного просветительства в его полном виде, там просветительство существовало как форма движения общественной мысли в тесной связи с начавшейся перестройкой экономической и социально-политической структур. Оно, как правило, соединялось с религиозным реформаторством, светскими реформами и идеологией национально-освободительного движения. Согласны ли вы с данным утверждением? Свой ответ аргументируйте.
  2. «Без просвещения и свободы, - писал Хосе Рисаль, - этих земли и солнца человечества, невозможны никакие реформы». Абдаррахман аль-Кавакиби, утверждая, что с деспотизмом нельзя бороться силой, называл единственно действенным средством борьбы «прогрессивное развитие сознания и чувств нации, чего можно достигнуть только через образование и воодушевление людей». Представителями какого течения являются данные авторы? Что еще вы можете рассказать об этом течении?
  3. Составьте таблицу «Два канала модернизации восточного социума».
Показатели Путь «капитализации» Путь «управляемой модернизации
В каких странах преобладал    
Причины модернизации    
За счет чего осуществляется модернизация    
  1. По мнению сингапурского социолога С.Х.Алатаса в конце 1950-х годов в Малайе почти не было активных теоретиков ни у политических партий, ни у администрации. Филиппинский националист Ренато Константино говорит о неспособности интеллигенции решать национальные проблемы. Марокканский деятель Алляль аль-Фаси подчеркивал: «Мы видим, что интеллектуальная элита составляет маргинальную группу в арабском обществе». О какой проблеме развития общественной мысли в постколониальный период идет речь в данных высказываниях? Каковы ее причины?
  2. Заполните схему «Основные направления движения общественной мысли на Востоке во второй половине XX в.»
События, определившие основные направления: 1. 2. 3.
           
Направления общественной мысли
1. 2. 3.
           
Основные идеи: 1. 2. 3. Основные идеи: 1. 2. 3. Основные идеи: 1. 2. 3.
  1. Составьте схему «Выбор пути развития странами Востока во второй половине XX в. и формирование официальных идеологий»:
  Обретение независимости  
       
Выбор пути развития
под влиянием Запада: Самостоятельные альтернативные концепции: Под влиянием успехов СССР, Китая, стран Восточной Европы:
           

Темы рефератов:

· Восточные общества в орбите мирового капиталистического хозяйства: феномен колониализма

· Развитие общественной мысли как отражение формирования противоречивых ценностных структур

· Национальное просвещение и национальное освобождение периода «пробуждения Азии»

· Деятельность первых восточных просветителей в Индии, Китае, Иране и арабских странах (XIX в.)

· Кризис творческой интеллигенции в условиях смены задач национально-освободительных революций

· Столкновение радикальной и либеральной идеологий в восточной общественной мысли позднее колониального периода

· Миссионерская деятельность на Востоке: протестантские и католические «общества наук и искусств»

· Движение за «новую культуру» в Китае после Синьхайской революции

· Отличия в формах и методах деятельности позднеколониального и постколониального просветительства

Темы эссе:

· Восток и Запад от средневековья к новому времени: основная тенденция развития

· Связь и преемственность западных и восточных идеологических концепций во второй половине XX вв.

· «Культуртрегерство» Запада на Востоке: иллюзии и аллюзии восточной интеллигенции

· «Переходное» состояние модернизации идеологий сегодняшнего дня: конфликт и расхождение идеалов социальных групп

· Политическая и просветительская деятельность Сунь Ятсена в Китае

· Буржуазная трансформация восточного общества: эволюция социальной структуры

· Религиозно-просветительская деятельность общества «Арья Самадж» в Индии

· Деятельность Амина ар-Рейхани и его идеи о «Великом городе знаний, свободы и братства»

· Восточное просветительство как общественное явление и его роль в развитии политической идеологии

Наши рекомендации