Основные тенденции развития права в период с февраля по октябрь 1917 г.

20 июля 1917 г. Временное правительство приняло Постановление от
«Об утверждении раздела I положения о выборах в Учредительное собрание».

Согласно данному Положению устанавливались правила о выборах в Учредительное собрание. На существующие государственные учреждения и общественные организации была возложена подготовительная работа по составлению избирательных списков. Министерство внутренних дел должно было заниматься непосредственными исполнительными действиями, необходимыми для технической подготовки выборов в Учредительное собрание в целях скорейшего их производства и успешного прохождения. Для разрешения сомнений, возникающих при применении Положения о выборах в Учредительное собрание, образовать в составе Правительствующего сената Особое присутствие из пяти сенаторов по избранию Первого департамента; для законности постановлений сего Присутствия необходимо участие в заседании его по крайней мере трех сенаторов.

«Учредительное собрание образуется из членов, избранных населением на основе всеобщего, без различия пола, и равного избирательного права, посредством прямых выборов и тайного голосования, с применением начала пропорционального представительства. Число членов Учредительного собрания, подлежащих избранию от каждого округа, устанавливается особо. Для подачи голосов избирательные округа делятся на избирательные участки.

Правом участия в выборах в Учредительное собрание пользуются российские граждане обоего пола, коим ко дню выборов исполнится 20 лет. Военнослужащие пользуются правом участия в выборах, если они достигнут ко дню выборов возраста, установленного для последнего досрочного призыва.

В выборах не участвуют призванные в установленном законом порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекою. Права участия в выборах лишаются:

1) присужденные вступившими в законную силу судебными приговорами, до истечения пяти лет по отбытии наказания;

2) осужденные за кражу, мошенничество, присвоение или растрату вверенного имущества и т.д.;

3) несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений банкротами злонамеренными, - до истечения трех лет по таковом признании и

4) военнослужащие, самовольно оставившие ряды войск за исключением тех из них, которые до истечения срока обжалования избирательных списков (ст.32) представят надлежащее удостоверение или о признании их отлучки уважительною, или об искуплении вины последующею доблестною службою, или о приговоре суда об оправдании либо присуждении к наказанию, не сопряженному с правопоражением.

6. Военнослужащие, независимо от случаев, указанных в предыдущей (5) статье, лишаются права участия в выборах также и в тех случаях, когда, вступившими в законную силу приговорами, они признаны виновными в преступных деяниях, а также если со дня отбытия им наказания не прошло трех лет.

Право участия в выборах в каждом избирательном участке имеют лишь лица, внесенные в избирательный список участка. Не допускаются к участию в выборах те из внесенных в избирательные списки лица, кои ко времени производства выборов утратят избирательные права (ст.4 - 6), равно как и те, кои к указанному времени окажутся лишенными свободы или на основании вступивших в законную силу судебных приговоров или вследствие привлечения их судебною властью в качестве обвиняемых в каком-либо преступном деянии с избранием в отношении их мерою пресечения содержания под стражею. Члены царствовавшего в России дома не могут ни избирать, ни быть избираемыми в Учредительное собрание.

Заведование производством выборов возлагается на:
1) Всероссийскую, окружные, столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии и участковые избирательные комиссии и 2) городские и поселковые управы и волостные земские управы.

Для производства выборов в учредительное собрание составляются списки избирателей, отдельно по каждому избирательному участку.
Никто не может быть включен в избирательные списки более, чем по одному участку. Составление избирательных списков возлагается на городские и поселковые управы и на волостные земские управы, по принадлежности.

Каждый избиратель может подписать только один кандидатский список; в случае подписания одним и тем же избирателем двух или нескольких списков, подпись его считается действительною только на первом по времени подачи в окружную по выборам в Учредительное собрание комиссию в списке».

Временным правительством была проведена реформа в области местного самоуправления. Им принимались решения о расширении компетенции земств, общее руководство которыми осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) и управ возглавлял Совет дум. В мае были созданы волостные земства.

Судебная реформа. Расширяются полномочия мировых судей. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании.

Подготовка земельной реформы. С целью подготовки земельной реформы создаются земельные комитеты.

Права и свободы граждан. В марте-апреле принимаются Законы Временным правительством «О кооперативных товариществах и их союзах», «О рабочих комитетах в промышленных заведениях», «О печати» и т.д.

Юридическим совещанием были подготовлены проекты конституционных законов о введении в стране президентской республики.


Наши рекомендации