Идеологическое обоснование путей развития стран Востока в постколониальный период

Проблема поиска социальной справедливости. В постколониальный период после второй мировой войны в условиях быстрой политизации массового сознания под прессом возрастающей социальной напряженности, ставшей постоянно действующим фактором в восточных обществах, декларации о стремлении к социальной справедливости стали непременным элементом тактики всех политических партий и лидеров. Иногда это принимало вид лозунга «справедливого общества» или «общества всеобщего благоденствия», то ли в виде призыва к воссозданию «государства ислама», то ли в форме программы построения социализма в отдельно взятой стране.

Разнообразные политические силы чаще всего видели решение проблемы бедности в превращении народа в «средний класс», сокращении общественного неравенства через перераспределение богатства, ограничение произвола монополий и т.п. Все политические концепции и идеологии на Востоке в конечном счете декларируют защиту мелкой и средней частной собственности.

Так, например, каирская газета «Аль-Ахрам» писала: средний класс – это фактор стабильности, он состоит из граждан, обладающих некоторым достатком. «Смысл существования баасизма, — говорит видный сирийский политический деятель Сами аль-Джунди, — заключен в идее увеличения числа собственников при параллельном сокращении их доходов». Партия Неодестур провозгласила Тунис государством средних классов. Японию называют государством наивысшей консолидации народа, в котором создано «целостное общество». Там наряду с представлением о том, что японское общество расколото на имущих и неимущих, существует другое, не признающее его классовую дифференциацию, отталкивающееся от тезиса о наличии особого, присущего Японии усредненного общества. Такова, в частности, концепция «новых средних масс» как основной постоянно растущей массы населения.

Иллюстрация Файл 28.1.Будущее Японии Будущие «новые средние массы» Японии.

Три типа программ по решению социальных проблем. Подходы к решению социальных проблем обычно относятся, к трем типам, по доминантным признакам: модели капитализма, интерпретации социализма, и концепции альтернативного — «особого», «третьего» пути развития. Что касается социальной справедливости, то современные либералы понимают ее как функцию свободного предпринимательства и демократии, социалисты — как равенство людей по отношению к средствам производства, равенство реальных политических и юридических прав, распределение по труду, идеологи особого пути — по большей части как традиционный общественный идеал, перенесенный в современность.

Модели капитализма. Концепции буржуазного развития пришли на Восток с Запада в форме раннего либерализма. Они получили распространение еще в последней четверти XIX — начале XX в., когда восточная общественность познакомилась с утилитаризмом И. Бентама, позитивизмом Дж. С. Милля, социологией Г. Спенсера. Но на Востоке для либерализма не было почвы. Еще и во второй половине XX столетия здесь казалось невозможным регулирование социально-экономических отношений через механизм свободного рынка без государственного вмешательства. Современный капитализм в его западных «классических» формах оказался чуждым восточным обществам, несмотря на влияние мирового рыночного хозяйства. Эти общества обременены традициями, их социально-экономические структуры обладают слишком большой инерционностью, несовместимой с капиталистическим развитием по западному образцу.

Иллюстрация Файл 28.2.Ракета Индия. Ракета-носитель готова к запуску очередного спутника.
Иллюстрация Файл 28.3.Шатер бедуина Саудовская Аравия. Походный шатер бедуина. Здесь можно выпить крепкого кофе или душистого чая.

Ценности буржуазного мира все еще мало значат для жителя Востока. Идеи экономического либерализма отвечали духу времени, но не обстоятельствам места. Восточная мысль в XX в. стремилась адаптировать их к местным условиям. Восточный неолиберализм, который проявился в Японии, Турции, Малайзии, предполагает развитие экономики на базе современных достижений науки и техники в гражданском обществе при постоянном вмешательстве государства как регулятора рыночной стихии с учетом специфики национального социоэкономического пространства. При этом одни понимают государственное вмешательство как поддержку государством частного сектора, другие — как гарантию доминирующего положения общественного. Первое означало, что ответственность за благополучие индивида ложится на него самого: он сам о себе должен позаботиться в рыночных условиях, второе — как бы предполагало консенсус между различными слоями населения с ориентацией на традицию, социальную защищенность в духе общинной солидарности.

Согласно неолиберальной концепции социальная справедливость должна вытекать из принципа равных возможностей, равноправия, демократических свобод, но практически социальная направленность политического курса в конечном счете определяется государством. И японских либералов, объявляющих себя консерваторами, и демократических социалистов типа египетского президента Садата и тунисского Бургибы, и пакистанского либерал-реформатора Бхутто — всех их объединяет ориентация на всестороннюю модернизацию общества и свободную личность.

Иллюстрация Файл 28.4.Садат Президент Египта А.Садат (справа), Кэмп-Дэвид, март 1979 г.

Основа программы Либерально-демократической партии Японии (ЛДП) — неоконсервативная доктрина Иосиды, предусматривающая развитие невоенных факторов экономического роста. Это прагматическая концепция демократического развития, в которой сочетаются дух реформ эпохи Мэйдзи, утверждение традиционных ценностей, возрождение японского национального духа и демократических принципов.

В «Очерке политической философии консерватизма», одобренном съездом ЛДП в январе 1960 г., сформулированы, в частности, следующие тезисы: «суть консерватизма состоит в том, чтобы охранять хорошие традиции и порядок, активно искоренять различные виды зла, а также конструктивно содействовать эволюционным изменениям основ традиций и добиваться прогресса в сочетании с порядком. Это означает, что мировоззрение консерваторов отвергает разрушительный радикализм, но в то же время отличается от консерватизма реакционного типа, который цепляется за прошлое и отстаивает старый порядок»; «экономический принцип консерватизма состоит в сохранении рыночной экономики (свободной экономики) и системы частной собственности в качестве основополагающей реальности»; «наше же государство будущего это такое государство, где ликвидирована монополия на капитал со стороны государства и кучки отдельных лиц, где весь народ превращен в средний класс и в капиталистических собственников. Именно это должно быть идеалом нового капитализма». Признается также необходимость экономического планирования, сокращения имущественного неравенства и проведения политики обеспечения социального благополучия, устранения монополий, повышения роли самостоятельных предпринимателей, достижения полной занятости. Таким образом, в этом документе нашли отражение основные черты нового восточного либерализма.

Либерализм в Иране принял исламизированную форму. Образованное в 1950-х годах общество «Ходжатие», а также ряд других организаций ставили перед собой цели, которые практически совпадали с устремлениями современной части иранской буржуазии. Они требуют либерализации общественной жизни, поощрения частной инициативы и невмешательства государства в экономическую деятельность, некоторой демократизации политической сферы, ограничения влияния духовенства на политику, укрепления контактов с Западом. Впрочем «Ходжатие» с самого начала действовало в духе традиционного шиизма*.

Арабские либералы нередко даже апеллируют к исламу, чтобы доказать преимущество западных либерально-демократических программ и экономического либерализма. Характерна в этом отношении лекция Хасана Сааба (Ливан) «Ислам и современные социально-экономические проблемы», в которой гуманизм, свобода совести, мысли, право частной собственности, направленной на пользу обществу, и т.п. — все это выводится из шариата*. А западные либерально-демократические режимы, по его мнению, не просто соответствуют, но и реализуют установления шариата и коранический принцип шура. На состоявшемся в 1997 г. в мусульманском университете Аль-Азхар семинаре «Ислам и мировой экономический порядок» высказывалась мысль, что после провала марксистского эксперимента в России капитализм ныне развивается в направлении исламского порядка, для которого характерно признание частной собственности под народным контролем с учетом интересов общества.

Иллюстрация Файл 28.5.Иран То, что Иран – мусульманская страна, видно на каждом шагу.

По существу, на неолиберальную модель рыночной экономики ориентированы и социал-демократические программы. Все они предусматривают политический плюрализм, признают право частной собственности и право государства на вмешательство во все сферы жизни общества. Социал-демократической (по заявлению о намерениях) является программа организации «Ростахез» — народного движения Таджикистана. Как и другие ей подобные, она утверждает в качестве главной цели гуманное демократическое общество справедливости и всеобщего счастья, свободное, демократическое, подлинно независимое правовое государство. Для обеспечения прав человека предлагается саморегулирующаяся экономическая система, а также распределение обрабатываемых земель среди всех семей, проживающих в деревне, разгосударствление и приватизация предприятий и учреждений, проведение политики «открытых дверей», свобода и самостоятельность товаропроизводителей, развитие рыночных отношений, ограничение вмешательства государства в производственную деятельность. «Закон стоимости должен превратиться в один из регуляторов национальной экономики».

Контрольные вопросы:

  1. На ваш взгляд, почему многие сторонники модернизации стран Востока в постколониальный период видели решение экономических и политических проблем в превращении народа в «средний класс»?
  2. Назовите три типа программ по решению социальных проблем стран Востока во вт.п. XX в.
  3. Объясните, чем современный капитализм оказался чужд восточным обществам?
  4. В чем заключается неолиберальная модель рыночной экономики? Какую роль в рыночных отношениях отводят представители восточного неолиберализма государству?
  5. Какие еще существуют на Востоке концепции капиталистического развития? Охарактеризуйте их.

Интерпретации социализма.

Успех социалистической идеи на Востоке в постколониальный период. Примечательным явлением в истории развития политических идеологий на Востоке стало широкое распространение в 1960-х-1970-х годах социалистической идеи. Завоевывая симпатии интеллигенции, она находила живой отклик и среди народных масс, впрочем, скорее не как научная теория или идеологическая концепция, а как некий «социальный миф», сменивший прежние народные мечты об обществе равенства и всеобщего благоденствия.

Социализм стал расхожим словом политического лексикона, заявления о приверженности социалистическому выбору стали непременным элементом социальной демагогии. Цель построения социализма была провозглашена во многих развивающихся странах. Об этом заявляли деятели, порой очень далекие от идеи социализма. Социалистической фразеологии не чурались марокканский и иорданский монархи, даже индуистская коммуналистская «Бхаратия джаната парти» и арабская организация «Братья-мусульмане». Вообще социальные и экономические концепции на Востоке соотносились, как правило, с социализмом.

Вот что писал египетский литератор Мустафа Махмуд: «В 1950-х годах марксизм был модным у бунтующей молодежи. Мы жадно читали марксистские публикации, нами двигали идеи достижения рая на земле, справедливости, благосостояния, обеспечения достатка пищи и одежды для рабочих и крестьян, идеи борьбы с феодализмом, эксплуатацией, за освобождение трудящихся. Москва была нашей Каабой. Автор статьи о состоянии южнокорейской литературы в 1990-х годах, помещенной в «Корейском журнале», в частности, пишет: «Я едва ли симпатизирую советской системе, но я начал понимать, как сильно ее влияние на наш образ мысли здесь, в Корее. Сам факт ее существования, независимо от того, как мы к ней относимся, является парадигмой, определяющей наше отношение к различным проблемам».

Иллюстрация Файл 29.1.Кааба Кааба – величайшая святыня ислама (в центре снимка).
Иллюстрация Файл 29.2.Покрывало Вид покрывала, одеваемого на Каабу.

Разумеется, успех социалистической идеи на Востоке в конкретный рассматриваемый период не был случаен. Во многом он был связан с поиском некапиталистического пути развития, что в свою очередь было продиктовано печальным опытом колониального и полуколониального прошлого. Среди населения восточных стран вырабатывалось представление о том, что западный капитализм не способен разрешить экономические и социальные проблемы даже своего западного мира. В то же время СССР демонстрировал жизнестойкость и плодотворность социалистической идеи; впечатляли достижения республик советского Востока. Независимый и сильный Советский Союз и вместе с ним весь социалистический лагерь поддерживали развивающиеся страны в противостоянии неоколониализму, агрессивной политике стран Запада (Северная Корея, Суэцкий кризис, Вьетнам и многое другое). Таким образом, направление поиска приемлемой идеологии было определено международной и внутренней обстановкой.

Иллюстрация Файл 29.3.Плакат Плакат. 1977 г. Призыв на плакате: «Дорогу в будущее проложим!» Или Вариант 2. – Плакат. 1957 г.

Вместе с тем представление о том, что такое социализм на Востоке было крайне неопределенным. Только немногие марксисты были убежденными приверженцами коммунизма как одной из высших ступеней развития цивилизации – общества социального равенства. В интеллигентской среде по большей части считали марксистскую модель социализма пригодной только для Запада. Вообще новейшие западные идеологии по улучшению общества были чужды мелкобуржуазной стихии восточного общества. Но в то же время именно идея высокоразвитого общества без пороков присущих капитализму, содержащаяся в социалистической идеологии, была близка традиционному сознанию жителя Востока.

Каждый индиец считает себя социалистом, писал Н. Д. Пальмер, автор опубликованной в 1956 г. книги «Взгляд на социалистическое общество в Индии», и он верит, что единственный путь к подлинной демократии — «демократический социализм» (в то время государственная идеология Индии). Индийский социалист Б. Т. Адвани свидетельствует: «Мы в Индии восприняли социализм в широком смысле слова «эгалитаризм», не связывая это с определенной моделью социализма».

По мнению Руслана Абдулгани (Индонезия), крестьянское религиозное движение «Самина» еще в конце XIX в. имело социалистический характер, так как целью его были эгалитаризм, общинная собственность на землю, распределение продуктов труда по справедливости с учетом нуждаемости и т.п.

В 1960-1970-х годах получили распространение концепции так называемого «национального социализма», или «социализма национального типа». Выдвигаемые в качестве альтернативы марксистской в основном мелкобуржуазные концепции по провозглашенным целям объединяет неприятие капитализма, признание необходимостиизменения существующих общественных отношений на основе по-своему понимаемой социальной справедливости, путем более или менее глубоких реформ, утверждения национализма с элементами социализма, с упором на моральные принципы и духовные ценности как базу национальной идентичности и общественных преобразований. Свободная личность объявляется первоосновой свободного общества. Социализм толковался как внеклассовая и надклассовая система ориентации в сфере разрешения экономических и социальных проблем трудящихся, народа, который противопоставлялся эксплуататорам. И хотя существование классовой дифференциации общества нередко признается, всегда утверждается необходимость классового мира и согласия во имя национального единства. «Мы против диктатуры класса, — говорил Г. А. Насер. — Мы идем к национальному единству».

Иллюстрация Файл 29.4.Насер Г.А.Насер. В течение всей своей карьеры египетский лидер был любим своим народом.

Признавая значение марксизма в качестве одного из источников теории социализма, экономического учения, восточные социалисты отказываются признавать его как единственную идейную основу социализма и подходят избирательно к марксистской доктрине. Словом, социализм был переосмыслен в применении к реальной обстановке на Востоке. Общим было представление, что демократия, социализм, всесторонняя модернизация общества не противоречат вере в Бога. Это делало социалистическую идею доступной для политически отсталых масс. Даже светские лидеры левого крыла национальной демократии, ориентированные на социализм, и коммунисты не могли игнорировать социальную и духовную традицию, рискуя оказаться в изоляции.

Всякое пренебрежение традицией дорого обходится политической элите. Характерен в этом отношении пример революции 1979г. в Афганистане. Попытка глубоких социально-экономических преобразований натолкнулась на сопротивление народа в значительной мере потому, что руководство страны на первых порах, по существу, игнорировало роль ислама и традиций в жизни афганского общества, проводило жесткую линию в отношении мусульманского духовенства, хотя и заявляло, что апрельская революция осуществляется во имя защиты принципов ислама и демократии. В результате знамя ислама с успехом использовала афганская контрреволюция. Это заставило включить ислам в систему признанных общественно-политических ценностей и привлечь духовенство к политической деятельности.

Иллюстрация Файл 29.5.Талиб Афганистан. Талиб из Кандагара.
Иллюстрация Файл 29.6.Мечеть Афганистан. Мечеть в центре Кабула, возведенная в годы правления НДПА.

Более того, на Востоке появились социалистические теории не только опирающиеся на эти нормы и предписания, как то, например, было в Бирме, Алжире, но и утверждающие, что социализм есть их воплощение в жизнь. Получили распространение такие понятия, как «конфуцианский ленинизм», буддийский, гандийский, мусульманский социализм. Идеологам традиционалистских вариантов социалистическое общество рисовалось в упрощенном, мистифицированном виде. Они сводили его функционирование к выполнению религиозных заповедей или идеализированных принципов древних образцов обычно на материальной базе индустриального мира XX в.

«Перестройку» в СССР часть афро-азиатской интеллигенции восприняла как свидетельство краха социалистической идеи, хотя большинство отнеслось к ней как к попытке исправить ошибки прошлого. Развал Советского Союза, события в Китае и государствах Восточной Европы ослабили позиции левых. Меняется даже само понятие «левые силы». Если с 1950-х годов под «левыми» подразумевали прежде всего коммунистов, сторонников сближения с СССР и социалистическим лагерем в целом, то в 1990-х «левыми» стали считать приверженцев социального прогресса, национальной независимости, сторонников аграрной реформы и индустриализации, демократов вообще.

В 1980-х годах на Востоке повсеместно отмечается общий сдвиг в сторону экономической и политической либерализации. Сухарто в Индонезии отверг социалистические элементы курса Сукарно и Хатты, Зия уль-Хак в Пакистане — социалистическую концепцию Бхутто. Лаос с 1991 г. взял курс на развитие товарно-рыночных отношений, хотя в политической сфере там сохранялась монополия Народно-революционной партии Лаоса и провозглашалась верность марксизму-ленинизму. В Мьянме с 1988 г. наблюдается поворот к либерализации экономики, что сочетается с ростом ксенофобии в культурном плане и национализма вообще. После гибели Индиры Ганди в 1984 г. социалистическая модель как цель и средство общественного развития в программе Индийского национального конгресса была пересмотрена в сторону отхода от принципа опоры на общественный сектор в экономике, что означало отступление от наследия Дж. Неру. Схожие процессы в конце 1990-х годов происходили и в других странах Востока: в Ливии с 1987 г., в Алжире с 1989 г., а также в Индии, Египте, Тунисе и, наконец, после распада СССР в его бывших республиках Средней Азии и Закавказья.

Иллюстрация Файл 29.7.Индира Ганди.1. Индира Ганди, дочь Дж.Неру. Ее жизнь была неразрывно связана с историей великой страны и составила в ней целую эпоху.

Таким образом, социалистические взгляды, получившие распространение на Востоке, могут быть отнесены к двум основным категориям: ориентированные на догматизированный и вульгализированный марксизм и мелкобуржуазный «восточный социализм национального типа».

Марксистский социализм. Уже в межвоенный период на волне интереса к социализму на Востоке возросло внимание к марксизму-ленинизму, особенно в связи с опытом социалистического строительства в СССР. После второй мировой войны марксизм рассматривался и как теория развития и как методология научного исследования. Для всех восточных марксистов были характерны антиимпериализм, демократизм, отстаивание интересов трудящихся. Однако специфику марксистской мысли определяли местные особенности. Индийский социолог и политический деятель П. Бхасин точно охарактеризовал отношение к марксизму на Востоке, да и не только на нем: «Как всякая великая религия, марксизм стал жертвой своих приверженцев, которые считают слишком трудным делом вникать в сложный мыслительный процесс во всей его многогранной полноте, так что у них часть подменяет целое».

Иллюстрация Файл 29.8.Маркс-Энгельс-Ленин Эмблема-символ марксизма-ленинизма «Маркс-Энгельс-Ленин».

Национальные модели марксистского социализма в большей или меньшей степени верно либо искаженно отражали вульгаризированную и догматизированную теорию социализма, принятую в Советском Союзе, В результате коллективизм оборачивался полным подчинением личности интересам общества и государства, планирование и государственный контроль в экономической сфере — всеобъемлющим тотальным планированием и мелочной опекой, социальная справедливость — распределительнойсистемой и т.п.

Для интеллигенции неприемлемыми были в основном положения марксизма о классовой борьбе как движущей силе общественного развития, о диктатуре пролетариата, о частной собственности. Неприемлемы были и методы строительства общества благоденствия в соответствии со сталинской моделью, предполагающей ограничение свободы личности, частной инициативы, демократических свобод и т.п. В результате, в Индии уже в 1940 г. часть марксистов порвала со сталинизмом.

Не придавали популярности марксизму и присущие части коммунистов революционное нетерпение и склонность к экстремизму, стремление форсировать социальный переворот при отсутствии необходимых для этого предпосылок. Неудачи коммунистических повстанцев — «хуков» — на Филиппинах, к примеру, были связаны прежде всего с тем, что коллективистская, коммунистическая идеология, по-видимому, чужда преимущественно частнособственнической социальной структуре, господствующей в стране, а лояльность к семье, этнической и региональной общности зачастую оказывалась выше партийной, не говоря уже о нежелании коммунистов идти на компромисс с национально-патриотическими силами. Интернационализм коммунистов их противники расценивали как предательство национальных интересов. И, что имеет особое значение, на Востоке с коммунизмом связывается представление о воинствующем атеизме.

Иллюстрация Файл 29.9.Перестройка.1. Плакат времен перестройки в СССР. 1989 г.
Иллюстрация Файл 29.10.Перестройка.2. Плакат времен перестройки в СССР. 1991 г.

Объявленный президентом СССР и генеральным секретарем КПСС М.С.Горбачевым переход к «новому социалистическому мышлению» был воспринят на Востоке как разрыв с идеологией двухполюсного мира времен «холодной войны», как призыв к полной открытости по отношению к остальному миру. Но реакция на это восточных коммунистов была неоднозначной. Для них начался период разброда и шатаний, требовался пересмотр не только стратегии, но и отчасти идеологических основ коммунистического движения. Появились опровергатели марксизма-ленинизма, заявлявшие, что он превратился в опору для правящих в коммунистических странах тоталитарных режимов. С другой стороны, большинство ратовало за исправление допущенных ошибок, возвращение к марксизму, очищенному от догматических извращений и т.п. По мнению египетского идеолога левых взглядов Рафаата Саида «…коммунисты стоят перед выбором: стриптиз в вопросах теории, уход в небытие или в полном смысле слова освоение марксизма».

Египетский журнал «Аль-Ясир» («Левые») организовал «Круглый стол» по вопросу о последствиях развала СССР. Помимо всего прочего его участники пришли к заключению, «…что социалистическую идею надо переосмыслить в либеральном духе, а социалистам открыто приступить к поиску союзников».

В восточных государствах, где коммунистические партии (какие бы они не носили названия) являлись правящими, современный этап характеризуется развитием рыночных отношений в смешанной многоукладной национальной экономике при сохранении ведущей роли государственного сектора.

В таких странах Восточной Азии, как Китай, Вьетнам, Лаос, постепенно пересматривается концепция жесткой плановой экономики в сторону ее либерализации при сохранении политической структуры в рамках модели социалистической рыночной экономики. В них активно формируется новая государственная идеология, представляющая собой сплав патриотизма и традиционных морально-этических установок на развитие предприимчивости и инициативности. В Лаосе в 1990 г. была снята задача построения социализма как преждевременная. Она сохранилась только в программе Лаосской коммунистической партии в качестве отдаленной цели. В Монголии «перестройка» затронула не только социально-экономическую, но и отчасти политическую структуру, но о социализме здесь уже нет речи вообще.

Иллюстрация Файл 29.11.Шелковая улица Оживленная торговая Шелковая улица в столице Вьетнама Хошимине.

Суть социалистической идеи Мао Цзэдуна и, соответственно, Китайской коммунистической партии сводилась, в основном, к следующему:

— бедность и отсталость страны облегчают путь к социализму;

— низкий уровень производительности труда — благо, потому что за ростом производства следует буржуазное перерождение;

— изменение производственных отношений — это не обязательно результат развития производительных сил: чем выше степень обобществления средств производства, чем меньше размеры личного хозяйства, тем короче путь к построению коммунизма;

— свободный рынок, конкуренция, прибыль и т.п. должны быть полностью исключены;

— распределение по труду есть пережиток буржуазного права;

— основой поведения в трудовой сфере должна быть не материальная заинтересованность, а идейно-политический фактор;

— до полной победы социализма в стране сохраняется буржуазия, которая постоянно выращивает своих агентов, классовая борьба — закон общественного развития;

— необходима каждодневная борьба против либерализма, ревизионизма и т.п.

Для маоистской модели социализма была характерна не только абсолютизация некоторых положений исторического материализма, но и убеждение в возможности реализации всех задач социалистического строительства разом. Исследователи единодушны в том, что социализм в Китае оказался в русле китайской традиционной политической культуры и представлений о «датун» (древнекитайский образец общества справедливости) и приобрел вполне конфуцианскую окраску. Китайский историк Бао Цзуньсинь считает, что «китаизация» марксизма, осуществленная Мао Цзэдуном, по существу, означает легализацию конфуцианских традиций.

Иллюстрация Файл 29.12.Мао Цзэдун Мао Цзэдун, председатель КПК и глава КНР.

После смерти Мао Цзэдуна (1976г.) появились противники догматизированной теории марксизма. Начало разрыва с абсолютизированной идеологической и политической программой Мао Цзэдуна и формирование новой концепции китайского социализма относится к III пленуму ЦК КПК (июль 1978 г.), Ныне в Китае марксизм толкуется в пользу развития товарного хозяйства и в интересах модернизации. «Открытый социализм» выступает не как могильщик капитализма, а как его преемник и продолжатель. По мысли «архитектора перестройки» в Китае Дэн Сяопина, всякая идеологическая конструкция должна рассматриваться с точки зрения ее соответствия реальности. Этот сдвиг был вызван осознанием новых реалий — пониманием невозможности в условиях стабильности мировой капиталистической системы строительства социализма на слаборазвитой материальной базе, осознанием той истины, что переход общества к социализму — это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов, в том числе переходного, для которого еще характерны низкие товарность и уровень общественного производства, когда еще не преодолены окончательно пережитки феодализма, и начального, когда общественная собственность на средства производства является доминирующей. Анализируя опубликованную в 1993 г. книгу, содержащую тексты бесед Дэн Сяопина, корреспондент газеты «Правда» отмечает, что китайский лидер подводит к следующим обобщающим выводам: отечество — превыше всего; спасение — в социализме; реформа на правильном пути, если она служит интересам большинства; приоритетная задача для Китая — обеспечение стабильности.

Иллюстрация Файл 29.13.Дэн Сяопин Дэн Сяопин - революционер, маоист, «отец китайских реформ».

На XIII съезде КПК в 1987 г. было заявлено, что Китай находится на начальном этапе строительства социализма с китайской спецификой. На этом этапе можно решить многие проблемы теоретического и идеологического порядка, связанные с переходом страны к рыночной экономике. В Китае должен быть достигнут такой «уровень зажиточности», заявил бывший премьер Госсовета Ли Пэн, когда будет реализован основополагающий принцип социализма в материальной и духовной сфере, будет достигнут «сяокан» («малое спокойствие»).

Перемены в Китае отозвались в других азиатских странах с коммунистическими режимами. В наименьшей степени это, кажется, относится к КНДР. Впитавшая принципы марксизма-ленинизма и толкуя их самым радикальным образом, официальная идеология страны чучхэ, которая в конституции 1992г. определена как фундамент «северокорейского социализма», была провозглашена новым словом в социальной теории, имеющим всемирно-историческое значение как идеология угнетенных народов мира. Она предусматривает самостоятельность в идеологическом отношении, независимость в политике, опору на собственные силы в экономике и вопросах обороны.

Корейский лидер Ким Ир Сен (1912—1994) сформулировал концепцию чучхе после корейской войны как концепцию реализации марксизма-ленинизма в северокорейских условиях на III съезде Трудовой партии Кореи (1956 г). На IV съезде ТПК в 1961 г. она названа партийной идеологией. Ким Чен Ир, сын и преемник Ким Ир Сена (с 1994 г.), разъясняя идеи чучхе, пишет, что они «базируются на философском принципе: человек — хозяин всего и решает все». Отсюда следует, что «трудящиеся народные массы — субъект истории, движущая сила общественного развития». Центральный пункт чучхе — человек и общечеловеческие ценности, коллективизм, равенство как основа прогресса при социализме. Ким Ир Сен назвал одним из преимуществ «северокорейского социализма» отмену имущественного неравенства, когда «все живут одинаково счастливо», когда осуществляется всеобщее равенство на фоне «относительной бедности».

Иллюстрация Файл 29.14.Ким Ир Сен Ким Ир Сен, автор идеологии «чучхе», лидер Северной Кореи с 1948 г. по 1994 г.
Иллюстрация Файл 29.15.Ким Чен Ир Ким Чен Ир, сегодняшний лидер Северной Кореи.

В связи с развалом СССР с 1991 г. принята новая формула чучхе как идеология «социализма северокорейского типа» с особым акцентом на совершенствование социалистического строя в КНДР и использование преимуществ плановой и контролируемой экономики.

Вьетнамский вариант социалистического пути опирается на выдвинутый Хо Ши Мином тезис о том, что одна из главных черт переходного периода — «строительство социализма, минуя этап капиталистического развития». Социалистические преобразования осуществляются в духе марксизма-ленинизма в советской интерпретации. Крушение коммунистических режимов в СССР и странах Восточной Европы не заставило вьетнамское руководство отказаться от намеченного курса. VI пленум Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) (март 1989г.) подтвердил, что высшей целью остается социализм, что основой идеологии является марксизм-ленинизм, что важнейшая задача момента — укрепление и повышение эффективности диктатуры пролетариата при руководящей и направляющей роли партии. В интервью газете «Известия» (апрель 1990 г.) генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Ван Линь говорил, что вьетнамский народ выступает против плюрализма. Вместе с тем и во Вьетнаме обозначилась тенденция к либерализации.

Иллюстрация Файл 29.16.Хо Ши Мин Хо Ши Мин, автор вьетнамского варианта социалистического пути.

На VI пленуме КПВ была зафиксирована необходимость демократизации политической жизни. Еще VI съезд партии (1986 г.), определивший начало «нового мышления и обновления», сформулировал политику структурной перестройки и ее этапы на ближайшее десятилетие. Она предусматривает стабилизацию социально-экономического развития через обновление хозяйственной жизни на основе многоукладности и развития рыночной экономики. Конституция, принятая в 1992 г., закрепила стремление к обществу, где «каждому человеку были бы гарантированы его права и самое главное из них — право на нормальную жизнь без лишений и нищеты». Целью объявленного в 1996г. плана экономических реформ на пятилетку остается создание многоукладной экономики и использование рыночных механизмов для успешного строительства социализма.

В 2000-х гг. КПВ планировала провести структурную перестройку экономики с целью индустриализации и модернизации сельского хозяйства. Вьетнам на перепутье: сторонники концепции «опоры на собственные силы» противостоят сторонникам открытости и взаимовыгодных связей с другими странами, технократы оспаривают первенство у «бойцов из джунглей», своего рода идеологического авангарда. И все-таки поборники реформ, ориентированных на товарно-рыночные отношения, берут верх.

В Камбодже «радикальный, чистый социализм» полпотовского режима (1976-1979) характеризовался экстремизмом, абсолютизацией идей Мао Цзэдуна, в частности положения о создании процветающего общества через деревенскую коммуну. Некоторые идеологи «красных кхмеров» из окружения Пол Пота еще в начале 1970-х годов выдвинули идею уничтожения городов, якобы эксплуатирующих деревню. Они подчеркивали, что городская цивилизация, образованное, индустриальное общество портят человека, что крестьянская беднота — главный революционный класс. «Идеология крестьян, — писал один из них, Ху Юн, — должна

Наши рекомендации