VII. Дифференцированная работа.
У каждого на парте карточка.
· 3 группа — найдите и исправьте ошибки в подчеркнутых словах. Слова запишите в тетрадь правильно, укажите род.
· 2 группа — найдите и исправьте ошибки в стихотворении (на полях обозначено количество ошибок в строке). Слова запишите в тетрадь правильно, укажите их род.
· 1 группа — найдите слова с ошибками и исправьте их. Слова запишите в тетрадь, укажите их род. (Всего 8 ошибок.)
Карточка
Если б я была сабакой (1 ошибка)
И пошла земой гулять, (1 ошибка)
Мне ни варешки, ни шупку (2 ошибки)
Не пришлось бы надевать.
Я бы в школу не ходила —
Был бы вечный выхадной! (1 ошибка)
Я б мальчишек укусила,
Что вчера дрались со мной.
Я б совсем не мыла лапы, малакобы не пила, (2 ошибки)
И без мамы, и без папы
Я б щеночька завела! (1 ошибка)
— Оцените свою работу. Аргументируйте свою оценку (спросить представителя от каждой группы).
VIII. Проблемная ситуация. Общий род имен существительных(работа в парах).
— В русском языке есть имена существительные, которые могут быть и мужского, и женского рода. Род таких существительных называется общим. Для них характерны окончания -а, -я. Пример: Ваня — лучший староста нашего класса. Настя — лучшая староста четвертого класса.
У каждого на парте лежит карточка. Прочитайте предложения на ней, найдите и подчеркните существительные общего рода.
Карточка
1 вариант | 2 вариант |
Наша Таня — жуткая соня и белоручка. | Наша Катя — умница. |
А Владик — большой непоседа. | А Люся — кошмарная воображала. |
Взаимопроверка.
— Поменяйтесь карточками и проверьте, верно ли выполнил задание ваш сосед (сверьте с написанным на доске).
— Какой можно сделать вывод?
— Что можно сказать об этих словах?
— Какого рода эти слова? (Ответы.)
Рефлексия.
Продолжите фразы:
Мне понравилось на уроке...
Я даже и не думал...
Я сегодня узнал...
— Перед вами картинки с изображениями фруктов. Мальчики, возьмите фрукты мужского рода, девочки — женского. А мне дайте фрукт среднего рода (яблоко).
IX. Домашнее задание.
Упражнение 168, с. 89.
Русский язык Дата
ТЕМА: Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Цель: научить применять правило правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих;
составить алгоритм правописания имен существительных с мягким знаком на конце;
закрепить умение определять род имен существительных;
развивать внимание, орфографическую зоркость, речь;
воспитывать умение работать индивидуально и коллективно.
Ход урока
I. Организационный момент.
* * *
Прозвенел уже звонок,
Я ждала сегодня вас,
И я хочу начать урок.
Мой любимый третий класс!
II. Проверка домашнего задания.
III. Чистописание.
— На доске записаны слова. Прочитайте их.
В..р..б..и, тетрад(ь), п..л..то, учител(ь), к..н..ки, р..соват(ь), к..рабл(ь), к..ртофел(ь).
— Что общего во всех этих словах? (Имена существительные, есть «ь».)
— Чем различаются? («ь» разделительный; «ь» — показатель мягкости; глагол и существительное; существительное одушевленное и неодушевленное.)
— Когда пишется разделительный «ь»? Когда «ь» является показателем мягкости? (Ответы.)
Вь кь ть льрь 6ь нь
— Слова запишите в следующей последовательности:
Ø Мягкий знак — показатель мягкости в конце слова,
Ø Мягкий знак — показатель мягкости в середине слова.
Ø Разделительный мягкий знак.
IV. Словарная работа(3 ученика работают у доски).
— Запишите имена существительные в 3 столбика:
Ø 1 столбик — слова женского рода;
Ø во 2 столбик — слова мужского рода;
Ø в 3 столбик — слова среднего рода.
Яблоко, лестница, праздник, чувство, рябина, бассейн, молоко, иней, метро, завтрак, кастрюля, конфета, пальто, дятел.
Проверка выполнения задания учениками у доски.
V. Работа по теме урока.
— Сегодня на уроке вы узнаете о еще одной функции мягкого знака.
— Прочитайте слова, записанные на доске.
Лещ, вещь, брошь, карандаш, луч, речь, еж, молодежь.
— Какой частью речи являются данные слова?
— На какие две группы можно их разделить? Назовите имена существительные женского рода. Перечислите имена существительные мужского рода.
Учитель на доске, а дети в тетради делают запись.
Ж. р. М. р.
Вещь лещ
брошь карандаш
речь луч
молодежь еж
— На какой согласный заканчиваются имена существительные мужского и женского рода?
— В конце существительных какого рода пишется «ь»?
— В конце существительных какого рода «ь» не пишется?
— Прочитайте правило на с. 91.
— Вот вы и узнали о еще одной функции мягкого знака — указывать на женский род в именах существительных
. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного.
Упражнение 171, с. 91.
— Составьте словосочетания и объясните написание имен существительных.
Фронтальная работа.
Упакованные вещи, которые берут с собой в дорогу. (Багаж.)
Под полом таится, кошки боится. (Мышь.)
Растение на болоте. (Камыш.)
Бывает устная и письменная. (Речь.)
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)
Суп со свеклой, морковкой, капустой и другими овощами. (Борщ.)
Если хорошо заточен, Все легко он режет очень. (Нож.)
Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь.)
Часть суток с вечера до утра. (Ночь.)
VII. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке о «ь» знаке?
— Что было легко? Что было трудно?
— Что понравилось?
— Чья работа на уроке вам понравилась больше всего?
— Почему?
VIII. Рефлексия.
— Последнее слово при разгадывании загадок было слово «ночь». Чтобы наука не была для нас ночью, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас на партах (они разного цвета). Прикрепите звездочку, соответствующую вашим чувствам после урока:
Ø если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались — желтую (самую яркую);
Ø если иногда испытывали трудности, сомнения — красную;
Ø если тема осталась непонятной — голубую.
X. Домашнее задание.
Упражнение 174, с. 92; правило (с. 91).
Русский язык Дата
ТЕМА: Написание мягкого знака на конце существительных женского рода после шипящих
Цель: закрепить умение писать существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на шипящий;
повторить изученное об имени существительном;
развивать речь, память, орфографическую зоркость;
воспитывать целеустремленность, трудолюбие,усидчивость, положительную мотивацию к учению.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
— Назовите имена существительные женского рода, которые вы записали.
Работа в парах.
— Расскажите друг другу правило о написании мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящий.
— С комментированием объясните друг другу правописание слов (на доске) и запишите их
Мыш.., ноч.., шалаш.., печ.., рож.., камыш.., нож.., луч.., помощ.., плач.., реч...