VII. Закрепление изученного.

— Выпишите выделенные словосочетания, поставив в скобках вопрос к слову «котенок», в упр. 176.

— Выделите окончание в слове «котенок». Возьмите карточку и прочитайте стихотворение.

— Что необходимо выполнить в этом задании? (Записать правильные окончания имен существительных).

* * *
Спроси у (жизнь) строгой, Иди за (солнце) следом,
Какой идти (дорога), Хоть этот путь неведом.

Куда по (свет) белому Иди, мой друг,

Отправиться с (утро). Всегда иди дорогою (добро).

— Прочитайте, что у вас получилось.

— О чем говорится в этом стихотворении?

Запишите слова, в которых вы изменили окончания, и выде­лите их (слова, употребленные с предлогами, запишите вместе с ними).

VIII. Работа по развитию речи(работа в больших группах).

— Послушайте текст и составьте свою концовку по данному началу.

Прилетела Весна, начала украшать землю. Собрались бабочки, жуки, осы, шмели, стрекозы. Стали просить у Весны нарядные одежды. Всех ода­рила Весна, всем раздала подарки.

Один только маленький ночной жучок-червячок ничего не попросил для себя. Тогда решила Весна подарить ему голубой фонарик. Пусть жу­чок зажигает его каждую ночь. Пусть этот фонарик светит в темноте, как яркая звездочка.

А сейчас в группах придумайте концовку данной сказки. (Заслушиваются рассказы детей.)

Сравните ваши рассказы с концовкой, придуманной ав­тором.

В густой траве живет маленький жучок. Каждый вечер жучок доста­ет свой голубой фонарик и светит им в темноте. За это назвали жучка Светлячком.

(По Г. Скребицкому.)

IX. Итог урока

— Что нового узнали?

— Какие задания вам понравилось выполнять?

X. Рефлексия.

— Оцените свою работу. Те, кому сегодня на уроке было все понятно, поставьте «!» на полях тетради.

— Если иногда возникали трудности, поставьте знак «+».

— Если многое не поняли, поставьте «?».

— А я на этом уроке всем вам поставила «!». Это значит, мне по­нятно, что вы любознательны, активны и хотите стать грамот­ными гражданами своей страны.

— XI. Домашнее задание.
Упражнение 179, с. 95; правило (с. 93).

Русский язык Дата

VII. Закрепление изученного. - student2.ru

ТЕМА: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Цель: проверить умение различать имя существительное среди других частей речи по его признакам;

проверить умение сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей;

правильно употреблять в речи и согласовывать существитель­ное с другими частями речи; развивать языковое чутье;

обо­гащать словарный запас и стимулировать речевую деятель­ность;

воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость обще­ния друг с другом. Успехов вам и удачи!

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Проверка домашнего задания.

Упражнение 179, с. 95.

Один ученик называет слово с пропу­щенной буквой, а второй объясняет написание.

* * *
Наш урок — он необычный. В лес весенний, шумный, яркий
Отправляемся в поход И загадочный порой.

— Когда вы шли в школу, вы обратили внимание на погоду сегодня?

Постарайтесь описать сегодняшнее утро. (Солнечное, те­плое, безоблачное.)

— Какую часть речи использовали для описания?

— Закройте глаза и шепотом произнесите слово «весна». Какое чувство у вас возникло? (Радость, восторг, удовольствие.)

— Какая часть речи помогла выразить это?

— Почему весенний лес предстает перед нами шумным и яр­ким? (Ответы.)

IV. Чистописание.

* * *
Прошли дожди, апрель теплеет, И тихо дремлет бор зеленый,
Всю ночь — туман, а поутру И в серебре лесных озер

Весенний воздух точно млеет Еще стройней его колонны,
И мягкой дымкою синеет Еще свежее сосен кроны

В далеких просеках в бору. И нежных лиственниц узор!

(И. А. Бунин.)

— Кто такой И. Бунин?

— О чем он писал в своих стихах? (О природе.)
— На доске записаны буквы. Назовите их.

аяиео

— Расскажите все, что вы о них знаете. (Гласные, которые, бу­дучи безударными, требуют проверки или запоминания; «а», «о» указывают на твердость предшествующего согласного, «я», «е», «и» — на мягкость; «я», «е» могут обозначать два звука).

Закрепление написания «опасного» соединения с данными буквами и буквами «л», «м».

— Почему я объединила буквы «л» и «м»?
аяиео ал ял ил ел ол ам ям им ем ом

— Подберите и запишите однокоренные слова к слову «лес», выделите корень. (Лес, лесной, лесник, лесочек, лесоповал.)

V. Работа по теме урока.

— Какую часть речи мы изучали на протяжении по­следних уроков?

— Что такое имя существительное?

— Как изменяются имена существительные? (По числам и по падежам.)

— Имена существительные изменяются по родам или име­ют род? (Имеют.)

— Как определить род имен существительных?

— Выпишите имена существительные из стихотворения И. Бу­нина в начальной форме и укажите их род.

— Какая форма является начальной для имен существи­тельных? (Дети работают по цепочке.)

Физкультминутка

Словарная работа

3 ученика работают у доски.

— Вы сказали, что имена существительные изменя­ются по числам. Какое число они имеют?

— Как отличить единственное число от множественного?
— Запишите словарные слова в два столбика в зависимости от числа, в котором они стоят.

Дятел, праздники, сорока, каникулы, природа, корзина, чувство, яго­ды, животные.

— В каждом столбике найдите и подчеркните лишнее сло­во. Объясните, почему исключили это слово. (Природа — упо­требляется в форме только единственного числа; каникулы — только множественного числа.)

Изменение существительных по вопросам(с опорой на карточку).

— Гуляя по весеннему лесу, что мы с вами можем увидеть?
Каждый ряд получит свое слово:

— 1 ряд—«лиса»,

— 2 ряд—«куст»,

— 3 ряд — «дерево»;

и эти слова ученики изменяют по вопросам.

Взаимопроверка в парах.

Работа с предложением.
1 ученик работает у доски.

— Пока мы с вами гуляли по лесу прошел дождик и смыл в некоторых словах буквы. Ваша задача восстановить эти предложения.

На старой б..резе с.дела любопытная белочка. Она с интересом наблю­дала за дет..ми под дер..вом.

— Первое предложение разберите по членам предложения и выпишите словосочетания.

Выполнение теста(распечатан на листочках).
Наблюдая за белочкой, мы не заметили, как заблудились. Чтобы найти дорогу домой, нам необходимо ответить на вопросы теста.

Тест.

Выберите верное утверждение:

а) Имя существительное — это часть речи, которая отве­чает на вопросы какой? какая? какое?.

о) имя существительное — это часть речи, которая отве­чает на вопросы кто? что?.

Выберите верное утверждение:

а)Имя существительное — это часть речи, которая обо­значает признак предмета.

б)Имя существительное — это часть речи, которая обо­значает действие предмета.

в)Имя существительное — это часть речи, которая обо­значает предмет, явления природы.

Выберите верное утверждение:

а)Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

б)Имена собственные пишутся с большой буквы.

Выберите верное утверждение:

а)Имена существительные по числам не изменяются.

Б) Имена существительные по числам изменяются.

Выберите верное утверждение:

а) Имена существительные бывают только мужского и женского рода;

б) Имена существительные бывают мужского, среднего и женского рода;

в) Имена существительные бывают только среднего рода.

Какое из слов является именем существительным женско­го рода:

а) темный;

б) шкаф;

в) зеркало;

г) темнота.

Укажите число подчеркнутых имен существительных.
Ребята шли по лесной тропинке. Пахло грибами и листвой. Стайка крикливых дроздов слетела с рябины. В небе летел большой косяк журавлей.

— Вставьте, где необходимо, мягкий знак.
Реч.., скрипач.., товарищ.., полноч.., брош.., шалаш...

Работа по развитию речи

— А теперь мы с вами отправимся в музей весны, где она выставляет картины, показывающие красоту весенней при­роды. Рассмотрите их внимательно.

— Представьте, что именно эта картина пропала. (Учитель показывает на одну из картин на доске.)

— Постарайтесь дать словесное описание этой картины, чтобы можно было узнать ее. (Дети дают словесное описание, а один угадывает картину.)

XII. Рефлексия

¾ Весь урок мы посвятили имени существительно­му. Свое отношение к нему мы выразим в синквейне.

¾ Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка — тема синквейна (одно имя существительное в на­чальной форме).

Вторая строка — характерные признаки предмета (два имени прила­гательных).

Третья строка — характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка — что думает автор. (Фраза из четырех слов).

Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существитель­ное в начальной форме).

Пример синквейна:

Существительное

Значимое, необходимое

Помогает, рассказывает, уточняет

Без существительных тексты непонятны.

Предмет

ХШ. Домашнее задание.

Составьте и запишите три предложения о весеннем лесе.

Русский язык Дата

VII. Закрепление изученного. - student2.ru ТЕМА: Имя прилагательное, его значение и роль в предложении

Цель: углубить представление об имени прилагательном;

развивать умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

развивать умения точно употреблять при­лагательные в устной и письменной речи;

расширить знания об овощах.

Ход урока

I. Работа у доски

¾ К данным существительным подберите однокоренные су­ществительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Береза, топор, корова, морковь, солнце.

¾ Впишите подходящие по смыслу словарные слова. Укажите их род.

Душистая.., жареный.., теплое.., железная.., большой.., красное...

Составьте предложение. Разберите его по членам, по частям речи. Выпишите словосочетания. (2 ученика выполняют зада­ние у доски).

Кусочки, медведь, еды, из, выпрашивал, клетки.

Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой.

Класс в это время выполняет следующее задание:

¾ Просклоняйте существительные «работа», «труд».

— Чем являются эти слова? (Ответы.)

II. Чистописание
еев ссс

се её ел ем ев ер

Сеет, сеялка, лестница, сердце.

— Какое слово лишнее?

— Что вы знаете об имени существительном? (Ответы.)

III. Словарная работа(в малых группах).

¾ Чтобы узнать новое слово, вам необходимо разме­стить буквы в порядке следования цветов радуги.

VII. Закрепление изученного. - student2.ru

У Ч К И О Р Г

— Какое значение имеет это слово?

— Что такое огурец? (Стелющееся травянистое огородное растение с продолговатым зеленым плодом.)

Слово огурец пришло к нам из греческого языка и первоначально зву­чало как «огур», что означало «неспелый», «несозревший». В самом деле, в отличие от своих близких сородичей арбузов и дынь, которые чем спе­лее, тем вкуснее, огурчики ценятся пока еще не пожелтели, не созрели окончательно. Их едят незрелыми. Вот поэтому они и названы огурцами.

Назовите и запишите однокоренные слова.

Огурец, огурчик, огуречник, огуречный.

IV. Работа по теме урока.

¾ Чтобы определить тему сегодняшнего урока, вы должны будете выполнить следующее задание.

¾ Прочитайте слова. Выпишите только слова с непроизноси­мыми согласными.

Поз..ний, ..сенний, мес.ный, ч..шка, избу.ка, радос.ный, ярос.ная.

— Какие слова выписали?

— На какие вопросы отвечают эти слова?

— Какой частью речи они являются? (Ответы.) Сформулируйте тему урока.

V. Сообщение цели урока

¾ Что такое имя прилагательное?

— Для чего служат имена прилагательные?

Физкультминутка

Я буду называть слова. Если услышите имя существительное — приседайте, имя прилагательное — хлопайте, глагол — руки вверх.

Украшать, ветер, играть, высокий, думающий, мысль, понял, ударить, здоровье, невыдержанный, темнокожий, удалой, дерево.

VI. Работа с правилом(с. 96)
Упражнение 180, с. 95 (устно)

¾ А сейчас давайте вернемся к нашему словарному слову и подберем как можно больше прилагательных, сочетающихся с существительным огурец.

(Не]большой, маленький, длинный, зеленый, желтый, молодой, ста­рый, свежий, вкусный, соленый..; ранние, поздние, парниковые, крупные, мелкие, крепкие, мягкие, дорогие, дешевые....

Наши рекомендации