VI. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.

(На доске к уже записанным словам учитель добавляет но­вую группу слов.)

Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.

— Разделите данные слова на 3 группы. (Дети предла­гают варианты: по количеству слогов, по месту ударения в слове.)

В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. И наша задача на уроке — рас­крыть еще одну «тайну» данной части речи. Послушайте грам­матическую сказку и скажите, на какие еще три группы можно разделить имена существительные.

В одном королевстве жили имена существительные, сначала все они были очень похожи. Да так, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слуг — су­ществительных знаки различия, тот будет награжден».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услыша­ли про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не раз­делили их до конца.

Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попами слова: муж, папа, стул, дядя...). Те сло­ва, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попаяй слова: жена, мама, весна...). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (такими стали слова: солнце, небо...).

Вот так и появился род у существительных. С тех пор королева пере­стала путать существительные друг с другом, так как знала секрет разли­чия рода имени существительного.

— На какие еще три группы можно разделить имена суще­ствительные?

— Сегодня мы должны научиться определять род имен суще­ствительных. А чтобы было легче, я открою вам секрет короле­вы. (Дети заучивают стихотворение.)

* * *

Женский род запомню я И опять скажу: «Он — мой».

И скажу: «Она — моя». Средний род: «Оно — мое!»,

И запомню род мужской, Это правило — твое!

— Пользуясь секретом королевы, запишите слова в три стол­бика (м. р., ж. р. ср. р.). (Один ученик работает у доски.)

— Прочитайте правило об определении рода имен существи­тельных на с. 86.

VII. Закрепление изученного. Работа по рядам.

Упражнение 164, с. 87.

1 ряд записывает слова м. р.;

2 ряд — ж. р.;

3 ряд — ср. р.

Проверка.

— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы определить род имени существительного во множественном числе?

Работа с правилом (с. 87).

— Я буду называть имена существительные во множественном числе, а вы укажите их род, поставив в единственное число.

Книги, яблоки, улицы, деревья, дома, окна, столбы, мосты, каникулы, санки, ворота.

Упражнение 166, с. 88.

VIII. Итог урока.

— Что было главным на уроке?

— Как определить род имени существительного?

— Я буду называть имена прилагательные, а вы подберите под­ходящие по смыслу имена существительные и укажите их род.

Ловкая.., мягкая.., теплое.., поздний.., глубокое.., робкая.., легкий....

IX. Домашнее задание.

Записать по 5 существительных каждого рода (в 3 столби­ка); правило на с. 86, 87; словарное слово «неделя».

X. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал... пСамым интересным было...

Русский язык Дата

TEMA: Мужской, женский и средний род имен существительных

Цель: закрепить навыки, полученные на предыдущем уро­ке по формированию умения определять род имен существи­тельных;

развивать орфографическую зоркость, мышление, речь, расширять словарный запас учащихся, вырабатывать внимательность;

воспитывать интерес к учению.

Ход урока

I. Организационный момент.

Я рада этой новой встрече, Мы будем наблюдать,

И с вами интересно мне, друзья! Выводы делать и рассуждать.

Интересные ваши ответы А чтобы урок пошел каждому впрок,

С удовольствием слушаю я. Активно в работу включайся, дружок!
Сегодня снова на уроке

II. Проверка домашнего задания.

— Назовите имена существительные мужского рода; женского; среднего.

— Какое дополнительное слово можно поставить к именам существительным женского рода? Среднего? Мужского?

— Какие имена существительные относятся к единственно­му числу? Множественному?

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Чистописание.

— Чтобы узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания, сначала определим слова по их лекси­ческому значению и запишем полученные словарные слова.

· Мебель для сна, на которую кладут матрац и постельные принад­лежности. (Кровать.)

· Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак.)

· Городская электрическая дорога, обычно подземная. (Метро.)

· Дерево с оранжево-красными плодами. Ягоды этого дерева — лю­бимое лакомство снегирей. (Рябина.)

· Огородное растение с продолговатым зеленым плодом. (Огурец.)

· Плетеное изделие для хранения, упаковки, переноски вещей. (Корзина.)

— Что обозначает имя существительное? (Предмет.)

—Какая согласная буква встречается во всех этих словах? (р.)
— Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной бук­вы «Рр», так как тема нашего сегодняшнего урока начинается с этой буквы.

Рр ря ру ри

Тростник, взморье, деревья, дорожка, рыжик.

— Объясните орфограммы в словах.

V. Повторение пройденного.

— Давайте вернемся к словарным словам. Какой ча­стью речи они являются? Докажите.

— Что такое имя существительное?

— Что еще знаете об имени существительном? Докажите, что имена существительные изменяются по числам.

— Какой род имеют имена существительные? (Ответы.) Давайте вспомним стихотворение, которое открыло секрет королевы на предыдущем уроке.

— Укажите над словарными словами род имен существитель­ных (работа по цепочке).

Физкультминутка.

VI. Работа по теме урока(коллективно).

— Я вам предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Необ­ходимо подобрать пару к существительным мужского рода.

Кот — ... (кошка), лев — ... (львица), баран — ... (овца), селезень — ... (утка), петух — ... (курица).

Наши рекомендации